Открытый урок по литературе "Трудно быть рыжим" по рассказу Е.Габовой "Не пускайте рыжую на озеро". 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7


Цели урока:

  • обучающие: изучение рассказа писателя, понимание авторского замысла, основной идеи рассказа
  • развивающие: развитие навыков аналитического чтения, ассоциативного мышления, устной монологической речи, навыков совместной работы
  • воспитательные: формирование доброго отношения к людям, целеустремленной личности, ответственной за свои поступки, преодолевающей трудности, находящей своё место в жизни.

Оснащение урока: рисунки учеников, текст рассказа, контрольный опросный лист для каждого ученика, мультимедийный проектор, ПК.

Ход урока

Вступительное слово учителя. Сегодня мы поговорим о современном писателе, который уделяет много внимания подрастающему поколению, т.е. вам.

Но хотелось бы начать нашу работу с ассоциаций.

- Что вы представляете, когда слышите слово "рыжий"?

(ученики называют, учитель записывает их на доске)

- А теперь посмотрим, совпадают ли ваши представления с ощущениими:

(открывается доска с рисунками, которые дети рисовали по заданию учителя, ещё не читая рассказ) Так происходит своеобразная экскурсия в " картинную галерею" Ученики делятся впечатлениями, рассматривая рисунки.

Вопросы.

-А если бы у вас в классе появился рыжий ученик, как бы вы отреагировали?

- Что значит выражение: "Что я рыжий что ли?"

- Всегда ли рыжий -это только цвет волос?

- Трудно ли быть рыжим?

Работа над рассказом: индивидуальное сообщение ученика: биография писательницы, показ фотографий, слайдов с видами города, где живет Габова, обложек её книг и т.д., словом, -всего того, что приготовил ученик.

Чтение рассказа (15-20 мин.)

Вопрос учителя:

- О чём этот рассказ? Определите его темы.

Групповая работа (15 мин.)

Класс делится на 4 группы, каждая группа получает карточку с вопросами.

1 группа:

- Что мы узнали о семье девочки, о её внешности? Как относятся одноклассники к Светке? Подтвердите примерами из текста.

2 группа:

- Как к девочке относится сам рассказчик? Согласен ли он с мнением класса? Подтвердите примерами из текста.

3 группа:

- Как вы думаете, класс был дружный? Может ли зло сплотить, сдружить?

Кто в классе заводилы? Как они себя ведут по отношению к девочке?

Дополнительные вопросы:

- Одноклассники поддерживали их? В школе так уж важно быть сплоченным коллективом? Почему?Нужно ли всегда поддерживать класс?

4 группа:

-А какая сама Света? Как она ведет себя в классе? Какие примеры говорят что она - необычная девочка? Почему она рвётся на озеро?

От каждой группы выступает один человек, но вопросы выведены на экран при помощи видео-проектора, и поэтому ребята из разных групп могут дополнять отвечающих.

Итоговая беседа.

Итак, писательница могла закончить свой рассказ эпизодом похода, но она продолжила: " В 10 класс рыжая не пошла:"

- Почему не пошла? Кем она стала впоследствии? Почему же рассказчик не захотел с ней встретиться?

- Что он понял? Найдите предложение, в котором заключена идея рассказа.

-Так трудно быть рыжим?

- А как же тогда преодолевать сопротивление класса, общества?

- Назовите другие литературные произведения, в которых ставились такие же проблемы.

Показ фрагмента мультфильма "Гадкий утенок" Происходит "радость узнавания", т.к. ребята, зная эту сказку, почему-то забывают её назвать.

Контрольный опросный лист (каждый ученик выполняет его письменно самостоятельно)

Вопросы:

Ваши впечатления от рассказа.

Определите тему и конфликт рассказа.

Ваше мнение о героине. Понравилась она вам? Чтобы вы ей посоветовали, если бы она обратилась к вам за помощью? Почему она оказалась одинокой в "дружном" классе?

Ваше мнение об одноклассниках? Случались ли в вашей жизни такие же ситуации?

Что нужно делать, чтобы избегать неприятных ситуаций?

На контрольном листе оставляется чистое поле, куда дети вписывают свои ответы.

Итог урока. Выставление оценок за устные ответы.