Цели урока:
- обучающие: изучение рассказа писателя, понимание авторского замысла, основной идеи рассказа
- развивающие: развитие навыков аналитического чтения, ассоциативного мышления, устной монологической речи, навыков совместной работы
- воспитательные: формирование доброго отношения к людям, целеустремленной личности, ответственной за свои поступки, преодолевающей трудности, находящей своё место в жизни.
Оснащение урока: рисунки учеников, текст рассказа, контрольный опросный лист для каждого ученика, мультимедийный проектор, ПК.
Ход урока
Вступительное слово учителя. Сегодня мы поговорим о современном писателе, который уделяет много внимания подрастающему поколению, т.е. вам.
Но хотелось бы начать нашу работу с ассоциаций.
- Что вы представляете, когда слышите слово "рыжий"?
(ученики называют, учитель записывает их на доске)
- А теперь посмотрим, совпадают ли ваши представления с ощущениими:
(открывается доска с рисунками, которые дети рисовали по заданию учителя, ещё не читая рассказ) Так происходит своеобразная экскурсия в " картинную галерею" Ученики делятся впечатлениями, рассматривая рисунки.
Вопросы.
-А если бы у вас в классе появился рыжий ученик, как бы вы отреагировали?
- Что значит выражение: "Что я рыжий что ли?"
- Всегда ли рыжий -это только цвет волос?
- Трудно ли быть рыжим?
Работа над рассказом: индивидуальное сообщение ученика: биография писательницы, показ фотографий, слайдов с видами города, где живет Габова, обложек её книг и т.д., словом, -всего того, что приготовил ученик.
Чтение рассказа (15-20 мин.)
Вопрос учителя:
- О чём этот рассказ? Определите его темы.
Групповая работа (15 мин.)
Класс делится на 4 группы, каждая группа получает карточку с вопросами.
1 группа:
- Что мы узнали о семье девочки, о её внешности? Как относятся одноклассники к Светке? Подтвердите примерами из текста.
2 группа:
- Как к девочке относится сам рассказчик? Согласен ли он с мнением класса? Подтвердите примерами из текста.
3 группа:
- Как вы думаете, класс был дружный? Может ли зло сплотить, сдружить?
Кто в классе заводилы? Как они себя ведут по отношению к девочке?
Дополнительные вопросы:
- Одноклассники поддерживали их? В школе так уж важно быть сплоченным коллективом? Почему?Нужно ли всегда поддерживать класс?
4 группа:
-А какая сама Света? Как она ведет себя в классе? Какие примеры говорят что она - необычная девочка? Почему она рвётся на озеро?
От каждой группы выступает один человек, но вопросы выведены на экран при помощи видео-проектора, и поэтому ребята из разных групп могут дополнять отвечающих.
Итоговая беседа.
Итак, писательница могла закончить свой рассказ эпизодом похода, но она продолжила: " В 10 класс рыжая не пошла:"
- Почему не пошла? Кем она стала впоследствии? Почему же рассказчик не захотел с ней встретиться?
- Что он понял? Найдите предложение, в котором заключена идея рассказа.
-Так трудно быть рыжим?
- А как же тогда преодолевать сопротивление класса, общества?
- Назовите другие литературные произведения, в которых ставились такие же проблемы.
Показ фрагмента мультфильма "Гадкий утенок" Происходит "радость узнавания", т.к. ребята, зная эту сказку, почему-то забывают её назвать.
Контрольный опросный лист (каждый ученик выполняет его письменно самостоятельно)
Вопросы:
Ваши впечатления от рассказа.
Определите тему и конфликт рассказа.
Ваше мнение о героине. Понравилась она вам? Чтобы вы ей посоветовали, если бы она обратилась к вам за помощью? Почему она оказалась одинокой в "дружном" классе?
Ваше мнение об одноклассниках? Случались ли в вашей жизни такие же ситуации?
Что нужно делать, чтобы избегать неприятных ситуаций?
На контрольном листе оставляется чистое поле, куда дети вписывают свои ответы.
Итог урока. Выставление оценок за устные ответы.