Цели:
- расширить и систематизировать знания учащихся о жизни и истоках поэзии А.С.Пушкина;
- воспитывать интерес к личности и творчеству великого русского поэта;
- развивать навыки самостоятельной работы при составлении различных текстов (устного высказывания, письменного краткого и развёрнутого ответа, хронологической таблицы), навыки творческого осмысления изучаемого материала.
Оформление:
- портреты А.С.Пушкина кисти В.Тропинина, П.Соколова, О.Кипренского;
- выставка книг об А.С.Пушкине;
- плакаты с высказываниями о Пушкине А.Григорьева, А.Дельвига, М.Горького;
- стенды “Семья Пушкина”, “Пушкинские места”, викторина об А.С.Пушкине;
- печатная основа альманаха “Мой Пушкин” (у каждого учащегося). Приложение 1.
Ход урока
I. Вступительная часть
Учащиеся выступают в роли историографов.
Учитель: Мы приступаем к изучению творчества А.С.Пушкина. С его произведениями вы знакомились на протяжении всех школьных лет. Итогом нашей работы будет создание альманаха “Мой Пушкин”, где вы раскроете своё отношение к личности и творчеству великого русского поэта, потому что у каждого из нас свой Пушкин.
Работа над терминологией
АЛЬМАНАХ – это сборник произведений разных авторов, объединённых по тематическому, жанровому или какому-либо другому признаку.
Актуализация опорных знаний
В своей жизни мы обязательно соприкасаемся с творчеством А.С.Пушкина. Поделитесь, что значит Пушкин для вас, что вы знаете и помните о нём, какие его произведения можете назвать. (Устные ответы учащихся.)
Запись эпиграфа к альманаху. Перед вами высказывания русских писателей о Пушкине. Выберите наиболее яркое, по вашему мнению, высказывание о поэте и запишите в альманах на стр.2.
- Пушкин! Он и в лесах не укроется,
Лира выдаст его громким пением.
Антон Дельвиг
- Пушкин – наше всё!
Аполлон Григорьев
- Пушкин у нас – начало всех начал.
Максим Горький
- Гигант Пушкин, величайшая гордость наша…
Максим Горький
II. Работа над “Занимательной страницей”
1. Предшественники Пушкина
Вспомните великих русских писателей, предшественников А.С. Пушкина.
На месте пропусков вставьте буквы, чтобы получились их фамилии.
–о – о – о – о –
– а – а – з – н
– е – ж – в – н
– о – в – з – н
2) Поэты пушкинской эпохи
(Подчеркните фамилии поэтов-современников А.С.Пушкина).
А.Дельвиг, Н.Некрасов, М.Ломоносов, В.Кюхельбекер, В.Жуковский, С.Есенин, Ев.Баратынский.
3) Назовите произведения А.С.Пушкина
“Песнь о вещем …”
“Медный …”
“Сказка о рыбаке …”
“Капитанская …”
“Зимнее …”
4) Повторим теорию
(По данному определению узнайте и запишите литературоведческий термин).
а) литературное направление, одной из важнейших черт которого являлось обращение к образцам античности – …
б) литературное направление, культивирующее ценность чувств человека – …
в) одно из крупнейших литературных направлений, связанное с изображением идеальных героев – …
III. Новый материал
Лекция об А.С.Пушкине
(Учащиеся заполняют хронологическую таблицу на стр. 6-7 альманаха, историографы дают исторические справки по каждому периоду жизни поэта).
– Детство поэта (предки поэта, его семья,
особенности личности Пушкина в детстве); ответы
на вопросы 1-5 викторины о Пушкине (см. Приложение
2)
– Лицейские годы (лицейские друзья, начало
творчества);
– Петербургский период (служба в Коллегии
иностранных дел, особенности творчества);
– Южная ссылка (романтизм творчества Пушкина);
– Михайловское (смена эстетических ориентиров,
поворот к реализму);
– Середина жизни (роль декабрьского восстания в
жизни А.С.Пушкина, Н.Н.Гончарова);
– Болдинская осень (апогей творчества Пушкина);
– Последние годы жизни (многоплановость
творчества Пушкина в последние годы жизни,
дуэль).
IV. Итоги урока
– Что нового вы узнали о личности и творчестве А.С.Пушкина?
V. Домашнее задание
Подготовить развёрнутый ответ “Мой Пушкин” с
использованием клише на стр.4 альманаха,
– ответить на вопросы викторины, стр..5 альманаха,
– составить вопросы для интерактивной
викторины, стр. 5.