Цели:
- Проследить развитие писателем-сатириком традиций литературы XIX века («маленький человек», «смех сквозь слезы»); выявить причины изменения черт героев, опираясь на рассказы М.М.Зощенко.
- Развивать умения анализа прозаического текста, системы героев, наблюдения над языком героев.
- Углубление эстетического восприятия прозаического произведения.
Материал к уроку:
- схема «Основные черты «маленького человека»;
- рассказы М.М. Зощенко «Аристократка», «Монтер».
Предварительное задание учащимся к уроку:
- Прочитать рассказы М.М.Зощенко «Аристократка», «Монтер».
- Повторить черты «маленького человека».
Эпиграфы к уроку:
Берегите Зощенко. Это наш современный Гоголь.
А.Ремизов.
Замечательный, поистине
замечательный русский писатель – Зощенко.
Ю.Олеша.
Ход урока
Организационный момент. Начало урока.
I. Актуализация знаний.
-Что привлекает нас в формулировке темы урока? (Сочетание «новый маленький человек».)
- Почему «новый», нам как раз и предстоит сегодня выяснить. Сначала обратимся уже к знакомому вам понятию «маленький человек».
- Что это за литературный тип героя? Каковы основные черты «маленького человека»? Кто из литературных героев является «маленьким человеком»?
Самсон Вырин – «Станционный смотритель» А.С.Пушкина. | Чиновники низшего класса. |
Акакий Акакиевич – «Шинель» Н.В.Гоголя. | |
Макар Девушкин – «Бедные люди» Ф.М. Достоевского. |
Схема. Основные черты «маленького человека».
- Низкое социальное положение.
- Бесправие и нужда.
- Уязвленная гордость.
- Забитость, попранное человеческое достоинство.
Обратимся к литературной энциклопедии:
«Маленький человек» – в литературе обозначение разнородных героев, объединенных тем, что занимают одно из низших мест в социальной иерархии и что это общество определяет их психологию и общественное поведение. Развитие сюжета строится главным образом на истории какой-нибудь обиды, оскорбления, несчастья».
- Какое право «маленького человека» отстаивали писатели- реалисты XIX века? (Право на сострадание, сочувствие, понимание, уважение).
- Итак, герой нам знаком. Сегодня на уроке мы должны понять: каков же «новый маленький человек»? Что в нем изменилось? И почему он появляется в начале 20-х годов XX века, когда страна уже бодро шагала к социализму? Почему к данной теме обратился писатель- сатирик?
На эти и другие вопросы мы должны с вами сегодня найти ответ.
II. Слово учителя о писателе.
Образ «нового маленького человека» мы найдем в творчестве замечательного русского сатирика XX века Михаила Михайловича Зощенко (1854-1958).
Свой первый рассказ Зощенко опубликовал в 1921 году, а уже через 10 лет он был автором более 50-ти книжек.
На долю Зощенко выпала слава, неслыханная для человека литературной профессии. Ему понадобилось всего 3-4 года работы, чтобы в один прекрасный день ощутить себя знаменитым не только в писательских кругах, но и в многомиллионной массе читателей. Его обожали. Когда в конце 20-х годов «Красная газета» провела опрос: «Кто самый знаменитый человек в Ленинграде?», им оказался Зощенко. Но любимый в массах, ценимый знатоками литературы, у партийных работников он заслужил клеймо «клеветника», «скверного анекдотчика»: «Зощенко, как мещанин и пошляк, избрал своей постоянной темой копание в самых низменных и мелочных сторонах быта. Он привык глумиться над советским бытом, советскими порядками, прикрывая это глумление маской пустопорожней развлекательности и никчемной юмористики».
Каков же его герой, если автор заслужил такую негативную оценку?
III. Работа с текстом.
1. Обратимся к рассказу «Аристократка» (1923 г.) Текст вам знаком. Напомните кратко содержание.
Письменное задание учащимся: выпишите из текста слова, словосочетания, характеризующие Григория Ивановича и Аристократку.
Григорий Иванович.
Встретились на собрании; кавалер и у власти; лицо официальное; в смысле водопровода; приму под руку; волочусь как щука; перед народом совестно; комячейка; буржуем нерезаным вьюсь; буржуйская стыдливость; хожу, что петух; вожжа под хвост; индифферентно.
Аристократка.
В шляпке; чулочки фильдекосовые; мопсик; зуб золоченый; развернула идеологию; этакая фря; байковый платок; велит под руку принять; развратная походка; свинство без денег.
Беседа по вопросам:
- Что представляет собой герой? (Ощущает себя человеком «у власти», «лицо официальное», член «комячейки», на собрании чувствует себя увереннее, чем в театре- центре культуры.)
- Как относится к женщине, определяет ее «аристократическую сущность»? (По внешнему виду, манере одеваться. Прилично одета, хочет «развлекаться культурно» - аристократка.)
- Каков уровень культуры поведения, такта героя? (Буржуазные замашки – «перед народом совестно».)
- Как воспринимаются героем нормальные человеческие чувства? (Буржуйскими замашками - «буржуем вьюсь», «Буржуйская стыдливость».)
- Каков образ Аристократки, отличается ли от образа нашего героя? (Она под стать своему кавалеру.)
- Мы выделили основные черты героя, вернемся к таблице, сравним его с образом «маленького человека» XIX века.
Вывод ученика с комментариями учителя.
- Социальное положение его невысоко - сантехник, рядовой человек, каких миллионы. Мы видим его оскорбленным, обиженным тем, что ему приходится себя вести как «буржую нерезаному», он испытывает стыд за нехватку денег (нужда) – это растерявшийся, неуверенный «маленький человек».
- Чем отличается от героя XIX века? (Наш герой бравирует. Нехватку денег прикрывает моралью: «Не в деньгах счастье», хотя все говорит об обратном. Наш «маленький человек» пока еще неуверенно заявляет о себе, по сути дела – это попытка заявить о себе, как о «хозяине жизни».)
2. Перейдем к рассказу «Монтер» (1927г.), проследим, как эта тема развивается дальше.
- Где разворачиваются события?
- Каков герой рассказа?
- Как он о себе заявляет?
- Чем отличается от героев XIX века и героя «Аристократки»? (4 года разделяют два рассказа. Герой все тот же, по сути, но он не желает находиться где-то на краю жизни, претендует на роль главного действующего лица, на роль «хозяина жизни». Если Григорий Иванович еще неуверенно чувствует себя в театре, то именно там Иван Кузьмич Мякишев заявляет о себе во весь голос.)
- Является ли он таковым? Какова его истинная роль в историческом процессе? (Роль героя ничтожна. Он надулся как индюк, воображая себя важной фигурой, на самом деле он смешон.)
- Зощенко показывает своих героев в различных смешных ситуациях. Но так ли беспечен этот смех? (Это «смех сквозь слезы», за беззаботными нотками видны боль и горечь. Потому что «новый маленький человек» - это не отдельный социальный тип, это многомиллионная масса, которой Зощенко – сатирик пытался «открыть глаза», и которого за это называли «клеветником».)
Слово учителя: Чуть ли не через все зощенковские рассказы проходит образ растерявшегося, сбитого с толку человечка, который из одного неловкого положения попадает в другое.
Вокруг происходят грозные, не совсем понятные события, рушатся миры, возникают новые порядки, а этот человечек, по русской литературной традиции - «маленький человек», «внучатый племянник Акакия Акакиевича», как назвал его один из исследователей, только похитрее, чем был его предок, более смышленый, порой даже плутоватый, мечется, суетится и никак не поймет, что к чему и как ему в этом неприветливом и неуютном мире ужиться. К началу 20-х годов Зощенко сумел уяснить глубинную суть в характере этого человека. И что особенно важно – овладел его языком. - Вы прочитали рассказы Зощенко. Что вы можете сказать о языке его рассказов? (Это стилизация под простую речь. Грубый, неуклюжий, безграмотный язык. Бестолковые конструкции, исковерканные слова, попытки выражаться научно. Язык Зощенко был собирательным: он вобрал в себя самое характерное, самое яркое из расхожего языка масс и в отжатом, концентрированном виде вышел на страницы его рассказов.)
- «Станционного смотрителя»(1830г.) А.С.Пушкина и «Монтера» М.М.Зощенко разделяет почти 100 лет, но образ, несколько преображенный, еще распространен.
Можно ли в наше время говорить о «новом «маленьком человеке» конца XX – нач. XXI века? Этот вопрос остается вам для размышления дома.
Написать сочинение – миниатюру «Новый «маленький человек» конца XX – нач. XXI века»
IV. Подведение итогов урока.
- Сделайте вывод: какой он - «новый маленький человек», что в нем изменилось?
Оформим основные положения в виде опорной схемы:
- Низкое социальное положение.
- Низкий уровень культуры, образования.
- Наглость.
- Претендует на право «хозяина жизни», этим и смешон.
Заключительное слово учителя: Итак, мы на уроке проследили эволюцию образа «маленького человека», выяснили причины его изменения, соприкоснулись с творчеством замечательного сатирика М.Зощенко, поработали над анализом прозаического текста.