Цель: формирование понятия объявления как речевого жанра
Задачи:
- Учить распознавать тексты-объявления, анализировать положительные и неудачные образцы текстов объявлений, редактировать их.
- Развивать творческие способности обучающихся.
- Воспитывать коммуникативную культуру школьников.
Оборудование: примеры объявлений, карточки-путаницы, таблички ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
Ход урока
1. Организационный момент
2. Речевая разминка
Учитель: Прежде чем приступить к работе, необходимо разогреть мышцы языка, губ и щек.
Дыхательная разминка.
а) Обычный счет (на гибкость голоса и на внимание): 1-тихо, 2-громко, 3-тихо, 4-громко…
б) “Звук змеи” – вдох глубокий, на выдохе ш-ш-ш-ш.
Артикуляционная гимнастика
а) “Губы, язык”
“Не проколи щечку” – рот приоткрыт, энергично надавливаем вверх и в сторону.
“Трубочка” – свернутый язычок, широкий язычок.
б) “Не запутайся в звуках”
спиной – спинной , поделка – подделка
в) “Не сломай язык” (скороговорка)
Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла
3. Определение темы урока
– Сейчас мы изучаем большой раздел в риторике “Тексты”. С этим понятием вы уже познакомились на уроках русского языка, литературы, истории, природоведения. Как вы понимаете, что такое текст?
– На уроках риторики вы узнали, что тексты представляют собой многообразие речевых жанров. Какие речевые жанры вы знаете?
Сегодня мы познакомимся еще с одним речевым жанром. Отгадайте загадку.
О концерте и работе,
Об отложенном полете,
О покупке и продаже,
О находке и пропаже,
Об обмене и запрете,
В общем, обо всем на свете!
(В. Кривин)
Догадались, как называется такой текст? Где вам
приходилось с ним встречаться?
Попробуйте определить. О чем мы будем с вами
сегодня говорить, как определить тему нашего
урока? Запишите.
Объявление. (доска-тетрадь)
– Сегодня мы научимся создавать объявления,
узнаем, как они строятся, из чего состоят, какие
бывают, о чем сообщают?
– Как вы думаете, для чего нужны объявления?
(получить. сообщить информацию, для решения
жизненных вопросов, ситуаций)
(д-т) Цель: сообщать информацию
4. Работа по теме урока
1. Определение структурно-смысловых компонентов текстов объявлений (работа в группах)
Задание:
Какую информацию дает объявление? Как
строится?
1-я группа: Прочитать фрагмент
рассказа К. Дойла ( № 51 с. 62 )
2-я группа: Рассмотреть объявление
23 марта, в 18 ч Администрация школы |
(Дети определяют, что из небольшого текста можно узнать многое: что, когда и где будет происходить, для кого написано это объявление и кто его написал.)
– Легко ли читается информация? Почему? (Важная информация выделена жирным, крупным или цветным шрифтом.)
– Какая информация главная? (Сообщение о вакансии, о собрании.) На какой вопрос она отвечает? (Что?)
– Если главная информация нас заинтересует, мы прочитаем объявление дальше и узнаем информацию дополнительную. Какую? (Где и когда будет происходить собрание, куда можно обратиться).
(д-т) Главная Дополнительная ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
Сделайте вывод: Чтобы объявление читалось и запомнилось, необходимо использовать…
(Учащиеся заканчивают мысль: цвет, шрифт, расположение информации.)
2. Виды объявлений (работа в парах)
– Итак, что мы сейчас делали? (Читали объявления ).
– Объявления, которые сообщают нам о том, что, где, когда происходит — это объявления-сообщения.
– Рассмотрите несколько объявлений на карточке и определите их цель.
5 марта в районе магазина “Заря” потерялся
щенок породы далматин. О местонахождении собачки можно сообщить по тел. 22-22-22 |
Внимание! Рыбалка на озере запрещена. Тонкий лед! |
Высококачественные розетки,
выключатели на любой вкус и цвет от импортных
производителей: Испания, Германия, Чехия Наш адрес: ул. Строительная 14, м-н “Дом”, тел. 44-44-44 |
– Давайте запишем виды объявлений.
(д-т) | объявление – сообщение объявление – запрет объявление – просьба объявление – купли, продажи |
3. “Найди ошибку и исправь ее” (коллективно)
ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ Мы нашли чемодан в вагоне. |
– Кто автор этого объявления? В чем ошибка?
5. Работа с учебником
–
О чем еще могут рассказать объявления?– Попробуйте предположить, может ли объявление дать какую -то информацию о человеке, который его написал?
– Оказывается, иногда объявление может рассказать многое о том, кто его составлял: о его характере, скрытом умысле.
Чтение текста (№ 52, с. 63 и № 54, с.64)
Прочитайте объявления, которые составили
Этикеша и учитель танцев Раздватрис.
Что мы узнали из этих объявлений об их авторах?
(Этикеша – вежливый, грамотный, добрый, любит
природу, сочиняет стихи…)
(Учитель танцев – жадный, самоуверенный, человек
с завышенной самооценкой…)
6. Игра “Веселое объявление”
а) Чтение учителем веселой песенки про объявления Э. Успенского.
Известно, объявления
Нужны нам для того,
Чтоб знало население,
Читая объявления:
Что? Где? Когда? и Почему?
Зачем? И для кого?
“Нужна детсаду прачка,
Звоните в детский сад”.
“Потеряна собачка
По кличке Мармелад”.
“Сдается дача летняя
С козой и гаражом”.
“В театре будет лекция
Про жизнь за рубежом”.
“Нужна телега с лошадью
И грузчики на склад”.
“Меняется жилплощадь:
Москва на Ленинград”.
“Учитель учит пению
И рисованию”.
И “Требуется няня
В хорошую семью.Наборщик в типографии
Вдруг выронил набор…
Смешались в объявлениях
Слова и предложения,
И в этих “Где?”, “Когда?”, “Зачем?”
Произошел сыр-бор.
“Нужна детсаду прачка
С телегою на склад”.
“Меняется учитель:
Москва на Ленинград”.
“Сдается дача летняя
И грузчик с гаражом”.
“В театре будет лекция:
Коза за рубежом”.
“Собачка учит пению
И рисованию”.
И “Требуется лошадь
В хорошую семью”.
Смеялось население,
Читая объявления,
А кто смеяться не умел,
Пришел в недоумение.
б) Наборщик типографии, о котором поется в песенке про объявления, еще раз уронил набор и все перепутал. Получилась какая-то каша из объявлений. Помоги наборщику разобраться в этой путанице: составь правильные объявления:
1) Пропали шкаф и стол. (Пропали болонка Кет и Мэри)
2) Продаются уроки физики и математики с верандой. (Продаются шкаф и стол в хорошем состоянии)
3) Даю полдачи. (Даю уроки физики и математики )
4) Сдается болонка Кэт и Мэри в хорошем состоянии. (Сдается полдачи с верандой)
7. Самостоятельная работа “Составь собственное объявление”
Информации много, но записать нужно кратко, без лишних слов, чтобы каждое слово имело смысл. Чтобы было легче сориентироваться, дату и время и др. важные моменты можно выделить другим цветом. Обязательно — подпись! И помните про знаки препинания.
Помни! Объявление должно быть точным, полным и предельно кратким. |
– Составьте письменное объявление от имени любого сказочного персонажа. Подумайте, какую самую важную информацию вы сообщите. Постарайтесь правильно расположить информацию в объявлении.
– Что вы подчеркнете в объявлении? А что напишите другим цветом.
(Зачитывание, обсуждение работ.)
– Чье объявление, на ваш взгляд, оказалось наиболее удачным? Почему?
8. Подведение итогов
– Итак, что же такое объявление? (Объявление
– это текст, в котором сообщается: что, где, когда
произошло.)
– Ребята, попробуйте закончить предложения:
- Сегодня на уроке я узнал…
- Сегодня на уроке я научился…
Литература
- Школьная риторика 5 кл. , 2ч. Учебное пособие Ладыженская Т.А. М., 1998.
- Школьная риторика 5 кл. Методические рекомендации, Ладыженская Т.А., М., 2001.
- Речь. Речь. Речь. Т.Ладыженской, М., “Педагогика”, 1990.