Урок риторики в 5-м классе

Разделы: Литература


Цель: формирование понятия объявления как речевого жанра

Задачи:

  • Учить распознавать тексты-объявления, анализировать положительные и неудачные образцы текстов объявлений, редактировать их.
  • Развивать творческие способности обучающихся.
  • Воспитывать коммуникативную культуру школьников.

Оборудование: примеры объявлений, карточки-путаницы, таблички ЧТО? ГДЕ? КОГДА?

Ход урока

1. Организационный момент

2. Речевая разминка

Учитель: Прежде чем приступить к работе, необходимо разогреть мышцы языка, губ и щек.

Дыхательная разминка.

а) Обычный счет (на гибкость голоса и на внимание): 1-тихо, 2-громко, 3-тихо, 4-громко…
б) “Звук змеи” – вдох глубокий, на выдохе ш-ш-ш-ш.

Артикуляционная гимнастика

а) “Губы, язык”

“Не проколи щечку” – рот приоткрыт, энергично надавливаем вверх и в сторону.
“Трубочка” – свернутый язычок, широкий язычок.

б) “Не запутайся в звуках”

спиной – спинной , поделка – подделка

в) “Не сломай язык” (скороговорка)

Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла

3. Определение темы урока

Сейчас мы изучаем большой раздел в риторике “Тексты”. С этим понятием вы уже познакомились на уроках русского языка, литературы, истории, природоведения. Как вы понимаете, что такое текст?

– На уроках риторики вы узнали, что тексты представляют собой многообразие речевых жанров. Какие речевые жанры вы знаете?

Сегодня мы познакомимся еще с одним речевым жанром. Отгадайте загадку.

О концерте и работе,
Об отложенном полете,
О покупке и продаже,
О находке и пропаже,
Об обмене и запрете,
В общем, обо всем на свете!
                            (В. Кривин)

Догадались, как называется такой текст? Где вам приходилось с ним встречаться?
Попробуйте определить. О чем мы будем с вами сегодня говорить, как определить тему нашего урока? Запишите.

Объявление. (доска-тетрадь)

– Сегодня мы научимся создавать объявления, узнаем, как они строятся, из чего состоят, какие бывают, о чем сообщают?
– Как вы думаете, для чего нужны объявления? (получить. сообщить информацию, для решения жизненных вопросов, ситуаций)

(д-т) Цель: сообщать информацию

4. Работа по теме урока

1. Определение структурно-смысловых компонентов текстов объявлений (работа в группах)

Задание:
Какую информацию дает объявление? Как строится?

1-я группа: Прочитать фрагмент рассказа К. Дойла ( № 51 с. 62 )
2-я группа: Рассмотреть объявление

23 марта, в 18 ч
в актовом зале состоится
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

Администрация школы

(Дети определяют, что из небольшого текста можно узнать многое: что, когда и где будет происходить, для кого написано это объявление и кто его написал.)

– Легко ли читается информация? Почему? (Важная информация выделена жирным, крупным или цветным шрифтом.)

– Какая информация главная? (Сообщение о вакансии, о собрании.) На какой вопрос она отвечает? (Что?)

– Если главная информация нас заинтересует, мы прочитаем объявление дальше и узнаем информацию дополнительную. Какую? (Где и когда будет происходить собрание, куда можно обратиться).

(д-т) Главная Дополнительная
ЧТО? ГДЕ? КОГДА?

Сделайте вывод: Чтобы объявление читалось и запомнилось, необходимо использовать…

(Учащиеся заканчивают мысль: цвет, шрифт, расположение информации.)

2. Виды объявлений (работа в парах)

– Итак, что мы сейчас делали? (Читали объявления ).

– Объявления, которые сообщают нам о том, что, где, когда происходит — это объявления-сообщения.

– Рассмотрите несколько объявлений на карточке и определите их цель.

5 марта в районе магазина “Заря” потерялся щенок породы далматин.

О местонахождении собачки можно сообщить по тел. 22-22-22

Внимание!

Рыбалка на озере запрещена.

Тонкий лед!

Высококачественные розетки, выключатели на любой вкус и цвет от импортных производителей: Испания, Германия, Чехия

Наш адрес: ул. Строительная 14, м-н “Дом”, тел. 44-44-44

– Давайте запишем виды объявлений.

(д-т) объявление – сообщение
объявление – запрет
объявление – просьба
объявление – купли, продажи

3. “Найди ошибку и исправь ее” (коллективно)

ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ

Мы нашли чемодан в вагоне.
Получите у Миши Козлова.
Песчаная улица, №8, кв. 3

 – Кто автор этого объявления? В чем ошибка?

5. Работа с учебником

О чем еще могут рассказать объявления?
– Попробуйте предположить, может ли объявление дать какую -то информацию о человеке, который его написал?
– Оказывается, иногда объявление может рассказать многое о том, кто его составлял: о его характере, скрытом умысле.

Чтение текста (№ 52, с. 63 и № 54, с.64)

Прочитайте объявления, которые составили Этикеша и учитель танцев Раздватрис.
Что мы узнали из этих объявлений об их авторах?

(Этикеша – вежливый, грамотный, добрый, любит природу, сочиняет стихи…)
(Учитель танцев – жадный, самоуверенный, человек с завышенной самооценкой…)

6. Игра “Веселое объявление”

а) Чтение учителем веселой песенки про объявления Э. Успенского.

Известно, объявления
Нужны нам для того,
Чтоб знало население,
Читая объявления:
Что? Где? Когда? и Почему?
Зачем? И для кого?
“Нужна детсаду прачка,
Звоните в детский сад”.
“Потеряна собачка
По кличке Мармелад”.
“Сдается дача летняя
С козой и гаражом”.
“В театре будет лекция
Про жизнь за рубежом”.
“Нужна телега с лошадью
И грузчики на склад”.
“Меняется жилплощадь:
Москва на Ленинград”.
“Учитель учит пению
И рисованию”.
И “Требуется няня
В хорошую семью.
Наборщик в типографии
Вдруг выронил набор…
Смешались в объявлениях
Слова и предложения,
И в этих “Где?”, “Когда?”, “Зачем?”
Произошел сыр-бор.
“Нужна детсаду прачка
С телегою на склад”.
“Меняется учитель:
Москва на Ленинград”.
“Сдается дача летняя
И грузчик с гаражом”.
“В театре будет лекция:
Коза за рубежом”.
“Собачка учит пению
И рисованию”.
И “Требуется лошадь
В хорошую семью”.
Смеялось население,
Читая объявления,
А кто смеяться не умел,
Пришел в недоумение.

б) Наборщик типографии, о котором поется в песенке про объявления, еще раз уронил набор и все перепутал. Получилась какая-то каша из объявлений. Помоги наборщику разобраться в этой путанице: составь правильные объявления:

1) Пропали шкаф и стол. (Пропали болонка Кет и Мэри)
2) Продаются уроки физики и математики с верандой. (Продаются шкаф и стол в хорошем состоянии)
3) Даю полдачи. (Даю уроки физики и математики )
4) Сдается болонка Кэт и Мэри в хорошем состоянии. (Сдается полдачи с верандой)

7. Самостоятельная работа “Составь собственное объявление”

Информации много, но записать нужно кратко, без лишних слов, чтобы каждое слово имело смысл. Чтобы было легче сориентироваться, дату и время и др. важные моменты можно выделить другим цветом. Обязательно — подпись! И помните про знаки препинания.

Помни! Объявление должно быть точным, полным и предельно кратким.

Составьте письменное объявление от имени любого сказочного персонажа. Подумайте, какую самую важную информацию вы сообщите. Постарайтесь правильно расположить информацию в объявлении.

– Что вы подчеркнете в объявлении? А что напишите другим цветом.

(Зачитывание, обсуждение работ.)

– Чье объявление, на ваш взгляд, оказалось наиболее удачным? Почему?

8. Подведение итогов

Итак, что же такое объявление? (Объявление – это текст, в котором сообщается: что, где, когда произошло.)
– Ребята, попробуйте закончить предложения:

  • Сегодня на уроке я узнал…
  • Сегодня на уроке я научился…

Литература

  1. Школьная риторика 5 кл. , 2ч. Учебное пособие Ладыженская Т.А. М., 1998.
  2. Школьная риторика 5 кл. Методические рекомендации, Ладыженская Т.А., М., 2001.
  3. Речь. Речь. Речь. Т.Ладыженской, М., “Педагогика”, 1990.