Интегрированный урок литературы и ИКТ "Путь исканий Петра Бузухова"

Разделы: Литература, Информатика


В нашем учебном учреждении методическая работа ведется не совсем традиционным способом. Все педагоги входят в различные модули методической работы, вне зависимости от профиля преподаваемого предмета. Таких модулей у нас четыре. В этом учебном году я вошла в модуль методической работы: "Корректировка содержания обучения в условиях профильного обучения". Моя методическая тема: "Особенности преподавания русского языка и литературы в условиях интеграции с ИКТ".

Почему же я пришла к этой теме? Во-первых, желание познать возможности компьютера и применения его на уроках, во-вторых, использовать интерес к нему детей и их умения в учебных целях, в-третьих, привлечь учащихся к книге, возродить утерянный к ней интерес, в-четвертых, попытаться повысить грамотность и подготовить детей к электронному тестированию, в-пятых, повысить долю самостоятельности учащихся в образовательном процессе, ну и, наконец, желание использовать новые формы и методы в изучении предмета.

К сожалению, должна констатировать, что методических разработок, курсов, какой-то другой методической помощи по данной теме практически найти невозможно, их просто нет. С другой стороны, работа над этой темой оказалась почти полностью самостоятельной, методом проб и ошибок. В результате своей работой над темой я пришла к следующим выводам.

Роль компьютера в развитии личности:

  • компьютер не заменяет учителя, но дает школьнику эффективный инструмент для самообучения и самоконтроля, обеспечивает максимальную свободу выбора, активизацию творчества;
  • происходит соединение достоинств ученика с возможностями компьютера (наглядность, сочетание текстовой, графической, звуковой информации, обратная связь);
  • способствует индивидуализации учебного процесса;
  • дает возможность выбора уровня сложности;
  • развивает навыки и умения научного исследования или профессиональной деятельности;
  • помогает учащимся перерабатывать данные, представления о предмете в суть, в понятия, переводя их в практическую деятельность;
  • повысить мотивацию, добиться высоких результатов обученности, решить вопрос готовности к востребованности выпускников на современном рынке труда.

Учитель может использовать ИКТ:

  • при планировании;
  • при подготовке уроков;
  • в дополнительном образовании;
  • в проектной деятельности;
  • на уроке.

В дополнительном образовании каждый из нас пользуется ИКТ, составляя презентации к спектаклям, к различным внеклассным мероприятиям. Я использую интеграцию с ИКТ, занимаясь выпуском, версткой газеты "Мы", собирая статьи, творческие работы на конкурс "Дебют" в электронном варианте, в проектной деятельности учащихся: поиск информации в Интернете, сбор и отбор информации, подготовка презентации (текстовой, графической, звуковой).

На уроке ИКТ можно использовать и при объяснении нового, и при закреплении, и при контроле полученных знаний. Итак, что же можно делать на уроке литературы при интеграции с ИКТ?

- Создание, таблиц, схем, диаграмм. Например, таблица-сравнение: "Пророк" Пушкина и "Пророк" Лермонтова" (9 класс), карта-схема "Путешествие Чичикова" (10 класс), диаграмма "Жизненный путь Андрея Болконского" (10 класс), "Жизненный путь Григория Мелехова" (11 класс), составление схемы-характеристики Обломова (10 класс), опираясь на текст учебника, компьютерное обеспечение (статья Островского, картины, видеофрагменты) составление схемы "Темное царство в пьесе Островского "Гроза".

- Создание иллюстраций: гербы помещиков в "Мертвых душах" (10 класс).

- Мастерские: "Раннее творчество Маяковского", "12" Блока"" (11 класс)

- Создание модулей (опираясь на учебник, компьютерные программы): "Раннее творчество Блока", "Отцы и дети" в русской критике".

- Работа с тренажерами (заранее сделанными дома учащимися).

- Работа с видеотрывками в компьютерных программах: просмотр, поиск ключевых слов, фраз, создание схем и т.д.

- Проведение интерактивных диктантов.

Во внеурочной деятельности учащиеся могут:

  • поиск информаций, иллюстраций, музыки к произведениям в Интернете: биографические сведения о писателях, в словарях - значения каких-то слов, понятий, отрывки из статей о творчестве писателей, информация о музеях и т.д.; портретов писателей, памятников, иллюстраций к произведениям и т.д.; картин к стихотворениям, например, Серебряного века, музыки, соответствующей какому-нибудь стихотворению, герою, произведении и т.д.
  • создание минипроектов: о поэтах Серебряного века (11 класс), детство Лермонтова (9 класс), "Толстой и Ясная Поляна"(10 класс).
  • создание иллюстраций, мультфильмов, сказок: своя сказка по аналогии со сказками Щедрина (10 класс), иллюстраций к поэме Блока "12" (11 класс).
  • создание различных пособий для урока: схем, диаграмм, тестов, тренажеров и т.д.
  • создание баз данных: сведения о всех музеях нашей страны какого-либо писателя, перечень его книг с годами написания, первого издания и т.д.

Цель урока:

  • учебная - формирование у учащихся умения применять знания, полученные на уроках информатики, на уроках литературы (работа в Exсel); развитие умений работать с информацией, полученной на уроке, подобранной дома и найденной в Интернете; развитие умений планировать свою работу в группе и самостоятельно, самоконтролировать и оценивать свою работу и работу других; развитие умений защищать и обосновывать свою точку зрения.
  • развивающая - развитие творческого мышления через решение творческих задач, использование элементов проектной деятельности; развитие речи, интереса, памяти и воображения через использование методики создания и защиты своих работ, проверки имеющихся знаний и выполнения других задач; развитие презентативных умений и навыков; развитие общеучебных умений и навыков через интеграцию умений ИКТ и знаний по литературе.
  • воспитательная - воспитание умений применять изученный учебный материал в практических ситуациях (создание схемы в Excel), умение защищать свою точку зрения, умение делать корректную оценку деятельности другого человека, воспитание творческого отношения к делу, эстетического восприятия действительности; воспитание чувства уважения к жизни другого человека, понимания, что же такое настоящая жизнь (по Толстому), выработка своего отношение к позиции автора.

Оснащение урока: доска с названием темы, целью, стоящей перед учащимися, опорными фразами, высказывание Толстого (слайд из "Школы Кирилла и Мефодия", выведенный на экран; см. Приложение 1), экран, проектор, оснащенные рабочие места (индивидуальные компьютеры)

Ход урока

1. Повторение пройденного материала. Беседа по вопросам.

Что такое "диалектика души" по Толстому?

(Ребята отмечают, что "диалектика" - это развитие, и говорят о том, что любимые герои Толстого проходят свой путь развития, душа их ищет, развивается, идет к совершенствованию через взлеты и падения, ошибки и победы).

Что обозначает фраза Толстого: "Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем непохож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою".

(Учащиеся должны увидеть соответствие содержания этой фразы с понятием "диалектика души" и пояснить образные выражения).

2. Сообщение темы и цели урока. Мы должны, следуя за героем по страницам романа, понять, какой путь исканий прошел Пьер Безухов, для того чтобы воспитать чувство уважения к жизни другого человека, понять, что же такое настоящая жизнь (по Толстому), выработать свое отношение к позиции автора. А для удобства разговора вычертить этот путь при помощи возможностей Excel.
3. Изложение программного материала. Любимые герои Толстого, подобно другим, совершают ошибки, но живут в постоянном борении с собой, пытаются найти свое место в жизни, стремятся к нравственному совершенству. Мы уже с вами анализировали путь исканий князя Андрея, а сегодня попробуем проанализировать духовные искания Пьера Безухова.
4. Работа с текстом романа. Но начнем мы, как всегда, с описания внешности героя. Найдите в тексте 1 тома портрет Пьера и объясните, чем герой отличается от других.

(Учащиеся говорят о его внешней неповоротливости, громоздкости, неуклюжести и в то же время о его искренности, непосредственности, душевности, открытости, наивности. Этим герой разительно отличается от всего света (за исключением князя Андрея).

5. Использование для работы домашнего задания (поиск в Интернете портретов Пьера Безухова). Кроме этого, вы дома искали портреты героя. Сейчас ваша задача определить, какой из портретов больше подходит под описание Толстого и почему. (По мере выступления детей на экране появляется портрет, о котором идет речь).

(См. Приложение 2).

6. Основная часть (работа на компьютере по двое). В Exсel создать по домашним заготовкам (составление таблицы: соответствие этапам жизненного пути глав романа) путь исканий Пьера (схема) (См. Приложение 3.)
7. Защита проектов (проект выводится на экран). Во время защиты учащиеся объясняют, почему они расположили точки именно так, что происходило с героем в это моменты. Остальные слушатели вносят свои коррективы, задают вопросы.
8. Показ отрывка из к/ф "Война и мир" (Пьер в Москве). Какие качества Пьера наиболее ярко проявляются в этом отрывке?

(Учащиеся отмечают его любовь к людям, желание им помочь, патриотизм, близость к простому народу, способность Пьера чужую боль почувствовать как свою).

9. Итог урока. Для вывода давайте соотнесем фразы, написанные на доске, с основными этапами жизни Пьера.

1. ":вы видите, какой я добрый и славный малый:" (начало пути)

2. "С этой жизнью я ничего не могу ни решить, ни обдумать" (женитьба Пьера, его жизнь в свете, разрыв с женой)

":самого себя довести до высшей степени совершенства" (Пьер в масонском обществе)

"Жизнь есть все. Жизнь есть бог" (Пьер на Бородинском сражении, в Москве, в плену, в декабристском обществе).

10. Вывод. Жизненный путь любимых героев Толстого - это путь духовных исканий, ведущих к простоте, добру и правде". Каждый из них "всеми силами души" ищет одного: "быть вполне хорошими". Это обычные люди, и им не удается избежать ошибок. Однако, по мнению Толстого, лучше двигаться вперед и ошибаться, чем остановиться в духовном развитии: "Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться, и лишаться. А спокойствие - душевная пустота".
11. Домашнее задание. В Школе информатизации задание (ответ на вопрос: "Докажите, что Пьер Безухов - воплощение милосердия, добра и любви ко всем людям")

Приложения.