В нашем учебном учреждении методическая работа ведется не совсем традиционным способом. Все педагоги входят в различные модули методической работы, вне зависимости от профиля преподаваемого предмета. Таких модулей у нас четыре. В этом учебном году я вошла в модуль методической работы: "Корректировка содержания обучения в условиях профильного обучения". Моя методическая тема: "Особенности преподавания русского языка и литературы в условиях интеграции с ИКТ".
Почему же я пришла к этой теме? Во-первых, желание познать возможности компьютера и применения его на уроках, во-вторых, использовать интерес к нему детей и их умения в учебных целях, в-третьих, привлечь учащихся к книге, возродить утерянный к ней интерес, в-четвертых, попытаться повысить грамотность и подготовить детей к электронному тестированию, в-пятых, повысить долю самостоятельности учащихся в образовательном процессе, ну и, наконец, желание использовать новые формы и методы в изучении предмета.
К сожалению, должна констатировать, что методических разработок, курсов, какой-то другой методической помощи по данной теме практически найти невозможно, их просто нет. С другой стороны, работа над этой темой оказалась почти полностью самостоятельной, методом проб и ошибок. В результате своей работой над темой я пришла к следующим выводам.
Роль компьютера в развитии личности:
- компьютер не заменяет учителя, но дает школьнику эффективный инструмент для самообучения и самоконтроля, обеспечивает максимальную свободу выбора, активизацию творчества;
- происходит соединение достоинств ученика с возможностями компьютера (наглядность, сочетание текстовой, графической, звуковой информации, обратная связь);
- способствует индивидуализации учебного процесса;
- дает возможность выбора уровня сложности;
- развивает навыки и умения научного исследования или профессиональной деятельности;
- помогает учащимся перерабатывать данные, представления о предмете в суть, в понятия, переводя их в практическую деятельность;
- повысить мотивацию, добиться высоких результатов обученности, решить вопрос готовности к востребованности выпускников на современном рынке труда.
Учитель может использовать ИКТ:
- при планировании;
- при подготовке уроков;
- в дополнительном образовании;
- в проектной деятельности;
- на уроке.
В дополнительном образовании каждый из нас пользуется ИКТ, составляя презентации к спектаклям, к различным внеклассным мероприятиям. Я использую интеграцию с ИКТ, занимаясь выпуском, версткой газеты "Мы", собирая статьи, творческие работы на конкурс "Дебют" в электронном варианте, в проектной деятельности учащихся: поиск информации в Интернете, сбор и отбор информации, подготовка презентации (текстовой, графической, звуковой).
На уроке ИКТ можно использовать и при объяснении нового, и при закреплении, и при контроле полученных знаний. Итак, что же можно делать на уроке литературы при интеграции с ИКТ?
- Создание, таблиц, схем, диаграмм. Например, таблица-сравнение: "Пророк" Пушкина и "Пророк" Лермонтова" (9 класс), карта-схема "Путешествие Чичикова" (10 класс), диаграмма "Жизненный путь Андрея Болконского" (10 класс), "Жизненный путь Григория Мелехова" (11 класс), составление схемы-характеристики Обломова (10 класс), опираясь на текст учебника, компьютерное обеспечение (статья Островского, картины, видеофрагменты) составление схемы "Темное царство в пьесе Островского "Гроза".
- Создание иллюстраций: гербы помещиков в "Мертвых душах" (10 класс).
- Мастерские: "Раннее творчество Маяковского", "12" Блока"" (11 класс)
- Создание модулей (опираясь на учебник, компьютерные программы): "Раннее творчество Блока", "Отцы и дети" в русской критике".
- Работа с тренажерами (заранее сделанными дома учащимися).
- Работа с видеотрывками в компьютерных программах: просмотр, поиск ключевых слов, фраз, создание схем и т.д.
- Проведение интерактивных диктантов.
Во внеурочной деятельности учащиеся могут:
- поиск информаций, иллюстраций, музыки к произведениям в Интернете: биографические сведения о писателях, в словарях - значения каких-то слов, понятий, отрывки из статей о творчестве писателей, информация о музеях и т.д.; портретов писателей, памятников, иллюстраций к произведениям и т.д.; картин к стихотворениям, например, Серебряного века, музыки, соответствующей какому-нибудь стихотворению, герою, произведении и т.д.
- создание минипроектов: о поэтах Серебряного века (11 класс), детство Лермонтова (9 класс), "Толстой и Ясная Поляна"(10 класс).
- создание иллюстраций, мультфильмов, сказок: своя сказка по аналогии со сказками Щедрина (10 класс), иллюстраций к поэме Блока "12" (11 класс).
- создание различных пособий для урока: схем, диаграмм, тестов, тренажеров и т.д.
- создание баз данных: сведения о всех музеях нашей страны какого-либо писателя, перечень его книг с годами написания, первого издания и т.д.
Цель урока:
- учебная - формирование у учащихся умения применять знания, полученные на уроках информатики, на уроках литературы (работа в Exсel); развитие умений работать с информацией, полученной на уроке, подобранной дома и найденной в Интернете; развитие умений планировать свою работу в группе и самостоятельно, самоконтролировать и оценивать свою работу и работу других; развитие умений защищать и обосновывать свою точку зрения.
- развивающая - развитие творческого мышления через решение творческих задач, использование элементов проектной деятельности; развитие речи, интереса, памяти и воображения через использование методики создания и защиты своих работ, проверки имеющихся знаний и выполнения других задач; развитие презентативных умений и навыков; развитие общеучебных умений и навыков через интеграцию умений ИКТ и знаний по литературе.
- воспитательная - воспитание умений применять изученный учебный материал в практических ситуациях (создание схемы в Excel), умение защищать свою точку зрения, умение делать корректную оценку деятельности другого человека, воспитание творческого отношения к делу, эстетического восприятия действительности; воспитание чувства уважения к жизни другого человека, понимания, что же такое настоящая жизнь (по Толстому), выработка своего отношение к позиции автора.
Оснащение урока: доска с названием темы, целью, стоящей перед учащимися, опорными фразами, высказывание Толстого (слайд из "Школы Кирилла и Мефодия", выведенный на экран; см. Приложение 1), экран, проектор, оснащенные рабочие места (индивидуальные компьютеры)
Ход урока |
|
1. Повторение пройденного материала. | Беседа по вопросам. Что такое "диалектика души" по Толстому? (Ребята отмечают, что "диалектика" - это развитие, и говорят о том, что любимые герои Толстого проходят свой путь развития, душа их ищет, развивается, идет к совершенствованию через взлеты и падения, ошибки и победы). Что обозначает фраза Толстого: "Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем непохож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою". (Учащиеся должны увидеть соответствие содержания этой фразы с понятием "диалектика души" и пояснить образные выражения). |
2. Сообщение темы и цели урока. | Мы должны, следуя за героем по страницам романа, понять, какой путь исканий прошел Пьер Безухов, для того чтобы воспитать чувство уважения к жизни другого человека, понять, что же такое настоящая жизнь (по Толстому), выработать свое отношение к позиции автора. А для удобства разговора вычертить этот путь при помощи возможностей Excel. |
3. Изложение программного материала. | Любимые герои Толстого, подобно другим, совершают ошибки, но живут в постоянном борении с собой, пытаются найти свое место в жизни, стремятся к нравственному совершенству. Мы уже с вами анализировали путь исканий князя Андрея, а сегодня попробуем проанализировать духовные искания Пьера Безухова. |
4. Работа с текстом романа. | Но начнем мы, как всегда, с описания
внешности героя. Найдите в тексте 1 тома портрет
Пьера и объясните, чем герой отличается от
других. (Учащиеся говорят о его внешней неповоротливости, громоздкости, неуклюжести и в то же время о его искренности, непосредственности, душевности, открытости, наивности. Этим герой разительно отличается от всего света (за исключением князя Андрея). |
5. Использование для работы домашнего задания (поиск в Интернете портретов Пьера Безухова). | Кроме этого, вы дома искали портреты
героя. Сейчас ваша задача определить, какой из
портретов больше подходит под описание Толстого
и почему. (По мере выступления детей на экране
появляется портрет, о котором идет речь). (См. Приложение 2). |
6. Основная часть (работа на компьютере по двое). | В Exсel создать по домашним заготовкам (составление таблицы: соответствие этапам жизненного пути глав романа) путь исканий Пьера (схема) (См. Приложение 3.) |
7. Защита проектов (проект выводится на экран). | Во время защиты учащиеся объясняют, почему они расположили точки именно так, что происходило с героем в это моменты. Остальные слушатели вносят свои коррективы, задают вопросы. |
8. Показ отрывка из к/ф "Война и мир" (Пьер в Москве). | Какие качества Пьера наиболее ярко
проявляются в этом отрывке? (Учащиеся отмечают его любовь к людям, желание им помочь, патриотизм, близость к простому народу, способность Пьера чужую боль почувствовать как свою). |
9. Итог урока. | Для вывода давайте соотнесем фразы,
написанные на доске, с основными этапами жизни
Пьера. 1. ":вы видите, какой я добрый и славный малый:" (начало пути) 2. "С этой жизнью я ничего не могу ни решить, ни обдумать" (женитьба Пьера, его жизнь в свете, разрыв с женой) ":самого себя довести до высшей степени совершенства" (Пьер в масонском обществе) "Жизнь есть все. Жизнь есть бог" (Пьер на Бородинском сражении, в Москве, в плену, в декабристском обществе). |
10. Вывод. | Жизненный путь любимых героев Толстого - это путь духовных исканий, ведущих к простоте, добру и правде". Каждый из них "всеми силами души" ищет одного: "быть вполне хорошими". Это обычные люди, и им не удается избежать ошибок. Однако, по мнению Толстого, лучше двигаться вперед и ошибаться, чем остановиться в духовном развитии: "Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться, и лишаться. А спокойствие - душевная пустота". |
11. Домашнее задание. | В Школе информатизации задание (ответ на вопрос: "Докажите, что Пьер Безухов - воплощение милосердия, добра и любви ко всем людям") |