Литература
-
"Поющее сердце России" 2011
Урок знакомит учащихся с творчеством С.Есенина, помогает увидеть через стихи духовный мир поэта, предельную искренность поэзии. Урок предполагает предварительное разучивание учениками стихов и романсов.
-
Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя "Портрет" 2011
Урок в 9-м призван формировать у учащихся умения сравнительного анализа, исследовательского умения, внимательного чтения. Учащиеся должны к этому уроку прочитать два варианта повести. Тема искушения, потери высоких ценностей является актуальной и в наше время, поэтому урок имеет и важное воспитательное значение.
-
"Поэт с утренней душой" 2011
Урок помогает познакомить учащихся с личностью Бальмонта, его стихами и его жизнью.
-
Баснописец И.А. Крылов. Басня "Волк на псарне" 2011
Урок литературы в 5-м классе, посвященный анализу басни Крылова, в том числе в свете истории ее создания.
-
Урок–путешествие "Что за прелесть эти сказки!" 2011
Автор знакомит учащихся со сказками А.С. Пушкина. В течение урока ученики побывают во всех сказках А.С. Пушкина. Театрализованное представление поможет активизировать внимание и учащихся - "зрителей". Нестандартная форма урока позволяет каждому ученику проявить себя творчески. Ведь творческое самовыражение – важнейшее условие развития личности.
-
Тема войны в рассказах В.Астафьева 2011
Данная статья предназначена для учителей литературы, преподающих в 7-х классах по программе В.Я. Коровиной. Это урок внеклассного чтения. Цели урока: знакомство учащихся с рассказами В.П. Астафьева о Великой Отечественной войне; обучение анализу прозаических произведений; развитие речи учащихся; воспитание патриотизма, долга, нравственности. На уроке анализируются такие произведения В.Астафьева, как «Пир после победы», «Сорока», «Ясным ли днем», «Старая лошадь», «Индия».
-
Молодое поколение в комедии "Горе от ума". Нравственный идеал Грибоедова. 9-й класс 2011
Цели урока: учить использовать приём сравнительного анализа; дать понятия "антигерой", "лишний человек"; обобщить знания о комедии Грибоедова, её главных героях; подвести итог разговора о личности А.С. Грибоедова.
-
Интегрированный урок по литературе и истории "Художественные особенности и историзм романа Л.Н. Толстого "Война и мир"" 2011
Урок может быть использован на начальном этапе изучения романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», является хорошим дополнением к изучению темы «Отечественная война 1812 года». Он дает возможность в процессе исследовательской работы сравнить художественное изображение всем хорошо известных исторических событий с реальной исторической хроникой.
-
Открытый урок внеклассного чтения (по страницам художественных произведений) "Нравственными дорогами добра" 2011
Урок помогает узнать творчество и произведения писателей, научить выразительно читать текст художественного произведения, научить определять основную мысль художественного текста, понять гражданскую позицию автора.
-
"Необычный, но такой близкий мир". Литературное краеведение 2011
Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности и равноправия национальных культур. Автор знакомит учащихся с культурой Хакасии. Показывает истинную ценность и своеобразие культурного наследия родного края.
-
Острые чувства кризиса цивилизации в рассказе "Господин из Сан-Франциско" 2011
Цели урока: раскрыть философское содержание рассказа; развивать системность, самостоятельность мышления, потребность в познании, навыки самостоятельной работы, способность высказывать свою точку зрения и защищать ее.
-
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество 2011
Представлена литературно-художественная композиция, посвященная жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова.
-
Игра-путешествие "Восхождение на гору Спортивная" 2011
На уроке перед детьми поставлены следующие задачи: привитие любви к спорту; формирование стремления вести здоровый образ жизни; воспитание чувства товарищества, долга, ответственности; развитие интеллектуальных способностей учащихся.
-
А.Блок и М.Врубель. Стихотворение А.Блока "Незнакомка" 2011
О неразрывной связи поэзии и живописи, влиянии и взаимодействии этих видов искусства рассуждают учащиеся в процессе урока, отмечая особенности звукового, цветового, образного решения произведений. Особое место уделяется развитию творческих способностей самих учащихся в процессе подготовки к уроку.
-
Шахматово в жизни А.Блока 2011
Домом для Блока стало имение Шахматово. Эти места – исконная "московская Русь": бесконечные дали, поля, леса, реки. Эта земля живет поверьями. Отсюда придут в поэзию Блока "зубчатый лес", туманы и закаты "Стихов о Прекрасной Даме". Образ России у Блока родом отсюда. Его Непрядва из цикла "Поле Куликово" и река Лутосня похожи, как сестры. В начале 1900-х годов случилось событие, повлиявшее на судьбу Блока, – любовь к Л.Д. Менделевой. Поэтический путь Блока был бы невозможен без Шахматова.
-
"Бумажная победа" Людмила Улицкая. 4-й класс 2011
В ходе урока осуществляется формирование коммуникативных (речевых) умений, необходимых для построения текста, умения правильно выражать свои мысли, совершенствовать свои высказывания; умение анализировать текст.
-
Иного века гражданин (Жизнь и судьба А.С. Грибоедова) 9-й класс 2011
Урок литературы в 9-м классе проводится в форме устного журнала. Устный журнал состоит из пяти страниц. Каждая страница - сообщение о загадках из жизни писателя: о тайне рождения, о дуэли четырех, об <очистительном аттестате> (А.С.Грибоедов и декабристы), о любви поэта и Нино Чавчавадзе, о пребывание семьи Грибоедов во Владимирском крае.
-
Литературоведческий анализ художественного текста как средство формирования информационной и коммуникативной компетентностей на уроках литературы в 9-м классе 2011
В процессе работы над рассказами А.П. Чехова ученики приходят к выводу, что подтекстная связь конца и начала произведения заставляют переосмыслить и образ героя, и уклад его жизни, воплощённый во внешне скудном событиями дне. Емкость же чеховского художественного времени создаётся сложением разных систем отсчёта времени, что представляет собой столкновение не только различных голосов и мнений, но и столкновение временных форм.
-
Авторская программа "Миф как начало всех начал" 2011
Курс направлен на расширение и углубление знаний учащихся в области литературы, русского языка, МХК; развитие речи, творческих способностей; воспитание толерантности; формирование навыков исследовательской деятельности.
-
Роль искусства в обществе. 8-й класс 2011
Урок на примере повести Н.В. Гоголя "Портрет" помогает исследовать вопрос о роли в обществе искусства, об ответственности художника за свой труд; обсудить также вопрос о призвании и судьбе человека искусства; развивать навык самостоятельной работы с художественным текстом, с критической литературой, умение критически оценивать выступление товарищей.
-
М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. 7-й класс 2011
Автор знакомит учащихся с биографией М.Ю. Лермонтова. Знакомит с известными портретами поэта. Ученики совершенствуют навыки монологической речи, развивают умения систематизировать материал.
-
Интегрированный урок (литература + МХК + история) "Поэтический бум. 60-е годы ХХ века". 11-й класс 2011
Планирование урока построено на базе изучения нового материала. Творческий характер заданий на опережение изучаемого материала предполагает знакомство с историческим и литературным процессом 50–60-х годов XX века. Усиленная работа над речевой деятельностью обучающихся направлена на обучение монологической речи, умению вести полемику, на развитие креативных способностей, умение видеть мир во всем его многообразии.
-
Интегрированный урок литературы с психологией "У каждого из нас своя гора" 2011
Урок по внеклассному чтению построен таким образом, чтобы заставить старшеклассников задуматься о своем будущем, понять, как правильно ставить цели и добиваться их. Причем интеграция литературы с психологией позволяет преподнести материал таким образом, чтобы учащиеся заинтересовались данной проблемой, пропустили через себя.
-
Тема грозы в произведениях Л.Н. Толстого, В.В.Набокова, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева 2011
Автор на уроке помогает учащимся выявить особенности образа грозы в поэтическом творчестве Ф.И. Тютчева, проанализировав стихи "Весенняя гроза", "Как весел грохот летних бурь". Через коллективную и групповую исследовательскую деятельность подвести учащихся к индивидуальной исследовательской работе. Научить воспринимать художественный текст и создавать свой связный текст.
-
Интегрированный урок "Розы на Кубани". 8-й класс 2011
В ходе урока, объединяющего несколько блоков знаний по различным учебным предметам, создаются благоприятные условия для коррекции и развития учебно-познавательной и личностной сферы ребенка с нарушением интеллектуальной деятельности.
-
Урок-модуль «В Петербурге Достоевского» (по роману «Преступление и наказание»). 10-й класс 2011
В статье представлена разработка модульного урока. Предложенные практические задания помогают систематизировать полученные знания и навыки по данной теме. Работа интересна тем, что в ней соединены разноуровневая и модульная технологии обучения литературе.
-
Урок литературы с использованием технологии критического мышления. Л.Н. Толстой. "После бала". 8-й класс 2011
Технология развития критического мышления помогла не только разнообразить урок, но и стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся, а также способствовала развитию личных достижений учащихся через творческую активность, так как равнодушных и бездеятельных учащихся на уроке не было.
-
Нравственные уроки жизни. Анализ сказки Антония Погорельского "Черная курица, или Подземные жители" 2011
Формирование нравственных ориентаций на распознание истинных и ложных ценностей – главная задача на уроке при изучении произведения А.Погорельского. Сравнивая художественный текст с экранизацией, учащиеся пытались увидеть разницу в восприятии литературного произведения.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Звездный час" 2011
Внеклассное мероприятие рассчитано на учащихся 9-х классов, проводится в форме игры. Материал может быть использован на обобщающем уроке «Литература XVIII–XIX веков». Цели занятия: расширить и углубить знания по теме; развивать логику, память, мышление; воспитывать интерес к литературе.
-
Поэтические приемы как средство создания образа (на художественном материале астраханских поэтов) 2011
Для малоопытного читателя почти каждое стихотворение таит в себе много загадок. Но если трепетно и проникновенно отнестись к стихотворению, если знать художественные средства выразительности и попытаться найти их в произведении, то эти загадки обернутся сверкающими поэтическими гранями. Эпитет, метафора, анжанбеман придают чрезвычайную выразительность, образность, наглядность, эмоциональность. А что такое анжанбеман? Им мастерски пользовались Ф.И. Тютчев, М.И. Цветаева, Н.А. Мордовина…