Цель урока: в результате сравнительного анализа выявить сходство и различие произведений (жанр, сюжет, образы).
Задачи урока:
- аналитическая работа с текстом;
- повторение литературоведческих понятий: очерк, хроника, повесть, рассказ;
- привитие интереса к творчеству Н.С.Лескова.
Эпиграф урока:
“Я смело, даже, может быть дерзко, думаю, что я знаю русского человека в самую его глубь, и не себе этого ни в какую заслугу”.
Н.С.Лесков
Ход урока
– Вы прочитали произведение Н.С.Лескова “Леди Макбет Мценского уезда”. Ваши
впечатления?
– Какова жанровая принадлежность произведения?
(ХРОНИКА – (с греч. – относящийся ко времени) – историческое повествование,
где события описаны по годам.
ОЧЕРК – прозаический документальный жанр. Очерк чаще всего посвящается
современной автору жизни и людям. В то же время очерк сохраняет особенности
образного отражения жизни, и в это смысле очерк приближается к рассказу.
РАССКАЗ –малая форма повествовательной литературы, в которой дается изображение
какого-либо эпизода из жизни героя. Кратковременность изображаемых событий,
малое число действующих лиц – особенность этой жанровой формы.
ПОВЕСТЬ – жанр повествовательной литературы, по характеру развития действия
сложнее рассказа, но менее развернут, чем роман. Чаще всего это история одной
человеческой жизни, соприкасающаяся неизбежно с судьбами других людей,
рассказанная от имени автора или самого героя.)
– Да, несомненно, это повесть. Но почему Лесков определил жанр этого произведения как очерк?
(“Я всегда люблю основывать дело на живом событии, а не на вымысле”,– писал Н.С.Лесков. В повести, по-видимому, отразилось одно из ранних орловских впечатлений Лескова, пришедшее ему на память: “Раз одному соседу-старику, который “зажился” за семьдесят годов и пошел в летний день отдохнуть под куст смородины, нетерпеливая невестка влила в ухо кипящий сургуч… Я помню, как его хоронили… Ухо у него отвалилось… Потом ее на Ильинке (площади) “палач терзал”. Она была молодая, и все удивлялись, какая она белая…” (“ Как я учился праздновать”. Из детских воспоминаний писателя.)
– И все же это повесть.
– Давайте обратимся к названию повести. В чем необычность?
(Леди Макбет – шекспировский размах, Мценский уезд – глухая российская провинция.)
– Главная героиня повести – Катерина Львовна Измайлова. Судьбу какой другой героини напоминает ее судьба?
(Катерины Кабановой из пьесы А.Н.Островского “Гроза”. Сюжетные параллели: молодая купеческая жена расстается с мужем, на время уезжающим из дома. Во время разлуки к героиням приходит любовь. Трагическая развязка.)
– Обнаруженное сходство не случайность. Н.С.Лесков в этом произведении полемизирует с Островским. Противопоставление Измайловой и Кабановой выявляет прямо противоположные стихии русского национального характера.
Работа с текстами произведений.
– Как жили героини до замужества?
– Как ведут себя героини после замужества?
(Катерина Кабанова – внутреннее беспокойство, тоска о былом, попытка
“полюбить” мужа.
Катерина Измайлова – сонное оцепенение, доходящее до одури.)
– Как приходит к героиням любовь?
(К Катерине Кабановой – словно “мечта-какая-то” Сама эта мечта окрашена
поэтической образностью народной лирической песни. Чувство долга.
Психологическая драма, заставляющая и радоваться, и страдать.
К Катерине Измайловой любовь приходит как игра от скуки.)
– И в повести Лескова, и в “Грозе” мы слышим народные, фольклорные мотивы. Какова их роль?
(В“Грозе”– естественный способ внутреннего душевного самовыражения героини.
В лесковской повести песенная цитата – своеобразное речевое клише, которым в
совершенстве владеет Сергей.)
– Итак, одна и та же ситуация приводит героинь Островского и Лескова к прямо противоположным действиям, определяющим развитие сюжета в драме и в повести. Каким?
(Катерина Кабанова – нравственное страдание, невозможность жить в ладу с
собой.
Катерина Измайлова не ведает рефлексии. Внутренних преград для страсти нет.
История ее любви – это история преступлений.)
– Что стало причиной смерти Бориса Тимофеевича?
– Изменилось ли поведение Катерины Измайловой после смерти свекра?
– Каков смысл эпиграфа?
– Второе преступление. Кто виноват в смерти Зиновия Борисовича? Что потрясло вас
в этой сцене больше всего? Какая деталь?
– Можно ли было предсказать третье преступление?
– Какие цели преследуют любовники?
(Сергей – богатство, Катерина Львовна – его любовь.)
– Разоблачение преступников и их наказание – это сюжетный итог повествования?
– Как меняется поведение героини после ареста?
– Отношение к родившемуся ребенку?
– Что изменилось в поведении Катерины на этапе? Какое чувство она вызывает?
– Какое испытание было самым страшным для Катерины Измайловой?
(Унижение со стороны Сергея, понимание того, что ее не любили.)
– Смерть героинь. Почему? Как умирают?
– Кто виноват в разыгравшейся трагедии? Д.Шостакович, создавший оперу “Катерина
Измайлова” оправдывает героиню, обвиняя окружающее ее общество. Как считаете вы?
– Что нового сказал Н.С.Лесков о русском национальном характере? В чем полемика
с Островским?
– В позднейшей беседе с В.В.Крестовским Н.С.Лесков вспоминал: “А я вот, когда
писал свою “Леди Макбет”, то под влиянием Взвинченных нервов и одиночества чуть
не доходил до бреда. Мне становилось временами невыносимо жутко, волос
поднимался дыбом, я застывал при малейшем шорохе, который производил сам
движением ноги или поворотом шеи. Это были тяжелые минуты, которые мне не забыть
никогда. С тех пор избегаю описания таких ужасов”
Таких ужасов Лесков, действительно, больше не описывал, но к теме любви, “запретной любви”, невозможной любви он обращался не раз, рисуя неповторимые женские образы.
Домашнее задание.
Прочитать рассказ Лескова “Тупейный художник”. Сравнить его с “Леди Макбет” и с “Сорокой-воровкой” А.И.Герцена.