Слайды 1, 2
Слайд 3
Цели:
- повторить основные положения III Женевской конвенции о защите прав военнопленных в ситуации вооружённого конфликта;
- расширить представления обучающихся о художественных произведениях, изображающих отношение к представителям враждующей стороны;
- проанализировать рассказ Г. Цыплёнковой "Конопатый" (непростые взаимоотношения пленных и жителей городка, поведение героев рассказа, изображение людей разных характеров, разных поступков);
- учить школьников размышлять, сравнивать, обобщать, делать выводы, давать оценку поступкам и поведению героев.
Оборудование и материалы: тексты рассказа Г. Цыплёнковой "Конопатый", мультимедиапроектор, компьютер, презентация урока, раздаточный материал.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
В 5-7 классах мы начали разговор о тяжести положения такой категории жертв вооружённых конфликтов, как военнопленные. Вспомните, ребята, в каких произведениях на уроках "Вокруг тебя - мир:" мы обсуждали участь людей, лишившихся свободы.
Слайд 4
(Отрывок из романа-эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир" "Смерть Пети Ростова", фрагмент из романа Д.Ф. Купера "Последний из могикан", рассказ К. Воробьёва "Немец в валенках", отрывок из повести В. Закруткина "Матерь человеческая")
Слайд 5
Надо ли вообще задумываться над тем, что представляет собой пленный враг? Какие чувства он испытывает? Что переживает? Пленного, человека чуждых взглядов, традиций, трудно жалеть, ему трудно сочувствовать. Давайте задумаемся: может ли он рассчитывать на гуманное отношение к себе со стороны своих победителей?
Мы прочитали с вами рассказ Галины Цыплёнковой "Конопатый", в котором объектом внимания автора стал внутренний мир пленника, его взгляды, его характер, отношение к нему окружающих.
Слайд 6
II. Сюжет рассказа.
Действие происходит в маленьком провинциальном городке. Отряд пленных немцев привели сюда на строительство моста через овраг.
Слайды 7, 8
Кого по правилам международного права называют военнопленным в ситуации вооружённого конфликта? (Участника боевых действий, сложившего оружие, то есть безоружного.)
III. Беседа по рассказу.
- Как встречают пленных немцев жители городка? (Местные жители по-разному относятся к ним: сочувствуют, помогают, проявляют агрессию и выражают ненависть.)
- В чьих словах ключ к раскрытию идейного содержания рассказа? (В словах тёти Агаши: "Прости их, господи!")
Слайд 9
- Разделите их на две противоположные группы по отношению к пленным.
- Дед Тимофей
- Тётя Агаша
- Юрка Филька
- Ольга Ивановна
- Галка
- Какой из принципов МГП проявляется в действиях и поступках героев, отнесённых нами в левую колонку? (Гуманность)
- В чём это проявляется? (Галкина мать, Ольга Ивановна, вынесла конопатому целый чугунок сваренной в мундире картошки, тётя Агаша приносила сахарку варёного, яичек и т.д.)
- Как вели себя пленные немцы, как напомнили о себе, чем занимались помимо строительства? (Они ходили по домам и меняли на продукты самодельные игрушки.)
- Приведите примеры, в которых мы находим подтверждение того, что жители городка к пленным немцам настроены дружелюбно.
- Среди всех пленных особенно выделяется конопатый немец. Что вы можете сказать о нём?
- Как ведёт себя по отношению к нему Филька? Он пострадал от войны? Почему он настроен так враждебно, недружелюбно? Имел ли он право оскорблять, обзывать этих людей?
- Всякий ли пленный может вызвать сострадание? На что должен рассчитывать любой пленник со стороны тех, кто взял его в плен? Может ли пленный рассчитывать на гуманное отношение к себе со стороны своих победителей?
- Каким образом действия Фильки противоречат основным положениям III Женевской конвенции о защите прав военнопленных?
- В чём смысл названия рассказа?
Слайд 10
- Какие слова-понятия определяют идейный смысл рассказа?
IV. Работа с текстом на материале положений III Женевской конвенции о защите прав военнопленных.
Учитель зачитывает комментарии из документа, а учащиеся приводят цитаты из рассказа и соотносят карточки с раздаточным материалом в связи с найденными цитатами из текста.
Слайды 11-16
Цитаты |
Комментарии |
"Какие же они убивцы, совсем как наши мужики, только одёжка другая:" | У военнопленных останутся также вещи и предметы, служащие для их обмундирования, даже если эти вещи и предметы принадлежат к официальному воинскому снаряжению. |
"Пленные нестроевым шагом выбивали по булыжнику коваными ботинками мелодию". | Одежда, бельё и обувь будут выдаваться военнопленным в достаточном количестве держащей в плену державой. |
"Немцы остановились рядом, в овраге, в наспех сколоченных бараках:" | Военнопленные могут быть размещены только в помещениях, находящихся на суше и представляющих полную гарантию в отношении гигиены и сохранения здоровья. |
"Немцы делали зарядку, обливались холодной водой и, гремя котелками, бежали к бараку, от которого по всему оврагу пахло кашей с тушёнкой:" | Условия размещения военнопленных в лагерях должны быть не менее благоприятными, чем условия, которыми пользуются войска держащей в плену державы, расположенные в той же местности. Эти условия должны устанавливаться с учётом привычек и обычаев военнопленных и ни в коем случае не должны быть вредными для их здоровья. |
Основной суточный рацион питания должен быть достаточным по количеству, качеству и разнообразию для того, чтобы поддерживать хорошее состояние здоровья у военнопленных. | |
":они будут строить новый мост через овраг". |
Военнопленных можно использовать в
качестве рабочей силы. Могут быть привлечены к работам, не имеющим военного характера или назначения. |
"Пленные ходили по дворам и меняли на продукты самодельные игрушки: Конопатый распилил Ольге Ивановне дрова, починил крышу и забор - за молоко и хлеб". | Военнопленным может быть под честное
слово или обязательство предоставлена
ограниченная или полная свобода. Обращение с военнопленными, работающими у частных лиц, должно быть таким же, как это предусмотрено Конвенцией. |
"Галкина мать быстро перевязала рану и повела пленного в поликлинику, где работала медсестрой. Рана оказалась не опасной, но два шва всё-таки пришлось наложить". | Держащая в плену Держава обязана бесплатно обеспечить врачебную помощь, которую потребует состояние здоровья военнопленных. |
"В милицию ни Фильку, ни его родителей не вызывали". | Военнопленные должны всегда пользоваться защитой, в особенности от всяких актов насилия. |
"Фрицев ведут, фрицев ведут!" - орал на всю улицу долговязый Филька. | Военнопленные всегда должны пользоваться защитой, в особенности от оскорблений и любопытства толпы. |
"Но Филька уже поднял камень с земли и с силой запустил его в конопатого. Кровь из рассечённого лба заливала лицо немца". |
V. Подведение итогов урока. Слово учителя.
Сегодня на уроке мы продолжили разговор о защите прав военнопленных в ситуации вооружённого конфликта. Нам стало понятно, что во время Великой Отечественной войны в плену могли оказаться не только наши соотечественники, но и немецкие граждане. Право безоружного - пользоваться всем тем, что определено основными положениями III Женевской конвенции о защите военнопленных. Гуманное отношение, терпимость, деятельное сострадание определяет поведение победившей стороны.
Слайд 17
Совершенно не обязательно сострадать или испытывать какие-либо положительные чувства к пленному вражеской армии. В то же время и чувство ненависти не должно помешать соблюдению основного гуманитарного правила: военнопленный имеет право на гуманное обращение.
"Воину надлежит мощь вражескую сокрушать, а не безоружного поражать"' - так говорил великий русский полководец А. Суворов.
Участь человека, оказавшегося в плену, зависит от соблюдения норм международного гуманитарного права.
Эти нормы распространяются не только на тех, кто взят в плен, но и на всех невоюющих, где бы они ни находились: на суше, на море, в воздухе.