Цели урока: обобщить и систематизировать знание ключевых эпизодов романа, а также философской, нравственной и эстетической позиции автора, воплощенной в романе.
Задачи урока:
Образовательные: формировать внимательное отношение к художественной детали и ее роли в идейно-образной структуре произведения. Формировать умение выявлять понимание учащимися внутреннего мира героев, особенности сложных взаимосвязей персонажей, интерпретировать, анализировать текст.
Развивающие: развивать речевую культуру учащихся и умение работать вдумчиво с текстом. Формировать умение вступать в диалог, прислушиваясь к мнению товарищей, работать индивидуально. Развивать воображение, память, внимание обучающихся. Развивать умение выделять главное, формулировать выводы. Развивать интеллектуальные способности детей.
Воспитательные: воспитывать любовь к литературе, к чтению через создание ситуаций успеха. Формировать умение преодолевать трудности, формировать культуру совместной деятельности.
Тип урока: Интеллектуальная игра
Методические приемы: Элементы анализа текста, самостоятельные индивидуальные наблюдения, рефлексия.
Место урока в учебном плане: После изучения основных этапов биографии и творчества И.С.Тургенева и после экскурса в историю России 60-х годов XIX века.
Методы обучения: Словесный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.
Подготовительная работа:
Чтение текста романа И.С.Тургенева “Отцы и дети”
Изучение жизни и творчества И.С.Тургенева
“Цветок любимому писателю”. Задание: агонистам предлагается написать эссе на тему “Цветок любимому писателю”. Ответить, с каким цветком ассоциируется автор романа “Отцы и дети” и почему именно этот цветок дарите И.С.Тургеневу
Экскурс в историю России 60-х годов XIX века
Оборудование урока: Тексты произведений И.С.Тургенева; портрет И.С.Тургенева; “Русская литература XIX века” 10 класс; учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях; А.Н.Архангельский и другие; предметы для задания “Бюро литературных находок”; музыкальное сопровождение.
Актуальность урока:
Типовые задания в ЕГЭ по литературе предполагают анализ фрагмента эпического произведения, и система задания данного урока позволяет научиться выявлять место и роль эпизода в общей структуре произведения, что стимулирует самостоятельную мысль и дает учащимся возможность выразить свое отношение к поднимаемым в произведении проблемам.
Ход урока
Организационный момент.
Игра проводится в соответствии с регламентом телевизионной игры “Умницы и умники” и состоит из 4 этапов – агонов (агон – соревнование), в ходе которых определяется агонист – победитель. В случае затруднения ответить может теоретик и получить визитку. Судит состязание Высокий ареопаг, состоящий из учителей литературы старших классов. Их задача – оценить работу учащихся, подвести итоги, определить победителя. Розыгрыш дорожек – это реализация д\з “Цветок любимому писателю”.
Условия игры:
Красная дорожка – самый короткий путь к победе, так как нужно правильно ответить на 2 вопроса без ошибок.
Желтая дорожка – нужно ответить на 3 вопроса, допустима 1 ошибка.
Зеленая дорожка – нужно ответить на 4 вопроса, допустимы 2 ошибки.
Вступительное слово учителя на фоне музыки В. Абазы к романсу И.С. Тургенева “Утро туманное”.Сегодня у нас урок – интеллектуальная игра “Умницы и умники”, посвященный И.С. Тургеневу и его роману “Отцы и дети”. Надеюсь, интерес, возникающий в процессе игры, перерастет в интерес к литературе. Проверка д\з определила 1 – 3 места и агонисты выбрали понравившиеся цветовые дорожки.
I этап. Узнайте себя.
Агонистам предлагается ответить на вопросы, которые состоят из цитат – характеристик одного из героев: Е.В. Базарова, П.П. Кирсанова и А.С. Одинцовой. Также необходимо выбрать лежащий на столе предмет, связанный с конкретным героем романа.
1. Вы дворянского происхождения, внук дьячка, вы высокого роста, у вас длинные густые темно-русые волосы, тонкие губы, вы умеете возбуждать к себе доверие в людях низших.
Вы себя узнали? Кто же вы?
[Базаров Евгений Васильевич]
Возьмите с подноса предмет, который принадлежит вам. [Трубка]
2. У вас светлые, продолговатые глаза, волосы отливают серебром, гибкий стан, вы никогда не ужинаете, от вас всегда пахнет благородными духами, вы мастерски играете в вист.
Будьте любезны, представьтесь, пожалуйста.
[Павел Петрович Кирсанов]
Возьмите с подноса предмет, который принадлежит вам. [Красные китайские туфли без задков] Перевоплощайтесь.
3. Впервые о вас упоминает в романе Ситников, находясь в гостях у эмансипированной женщины в грязных перчатках. У вас прекрасная осанка, блестящие волосы, светлые спокойные глаза, белый лоб. Вы обожаете спокойную, размеренную жизнь. Если бы вы не были богаты и независимы, вы может быть бросились в битву, узнали бы страсть, но… вы любите роскошь и ненавидите ветер.
Информация исчерпывающая, чтобы угадать Вашего персонажа. Кто же вы? Представьтесь!
[Анна Сергеевна Одинцова]
Возьмите с подноса предмет, который принадлежит вам. [вуаль черная] Перевоплощайтесь.
II этап. Из жизни Тургенева.
Ведущий задает агонистам вопросы, позволяющие проверить знание философской, нравственной и эстетической позиции автора.
1. Труды какого немецкого философа изучал молодой Тургенев, по его словам, “с особым рвением” и знал почти наизусть? И как это отразилось на его дальнейшем творчестве, на мировоззрении И.С.Тургенева?
[Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831г.)
Вслед за Гегелем мир Тургенев воспринимает как гармоническую систему природа=объективное бытие+человек]
2. Какое стихотворение И.С.Тургенева стало уже в то время широко известно (даже без имени автора) как песня и как романс? [стихотворение “в дороге”, “утро туманное, утро седое”] В исполнении учащейся мы с вами послушаем этот романс.
3. Какое произведение И.С.Тургенева стало выражением его философии жизни? [в стихотворении в прозе “Природа”]. Суть концепции Тургенева. Мироздание гармонично. Природа устремлена к поддержанию собственного равновесия, и всё, что нарушает баланс, подлежит уничтожению. Человек подчинен объективным законам. Между человеком и природой вечная борьба.
III этап. Геройный мир романа.
Сначала задаются вопросы, имеющие отношение к Е.В.Базарову, который проходит испытание спором, любовью и смертью. “Я нужен России… Нет, видно не нужен”.
Затем – вопросы, имеющие отношение к П.П.Кирсанову, “старенькому романтику”.
Затем – вопросы, имеющие отношение к А.С.Одинцовой.
1. Вы умный молодой человек. Вы занимаетесь физикой, естественными науками. Считаете: “порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта”. В романе вы проходите через испытание спором, любовью, смертью.
Испытание спором. Споры героев романа “Отцы и дети” велись вокруг разных вопросов, волновавших общественную мысль России, о чем же вы спорили? Найдите лишнее:
- об отношении к дворянскому культурному наследию;
- об искусстве, науке;
- о системе поведения человека;
- о положении рабочего класса;
- об общественном долге, о воспитании.
2. В чем Е.Базаров был особенно далек автору романа:
- непониманием роли народа в освободительном движении;
- нигилистическим отношением к культурному наследию России;
- Преувеличением роли интеллигенции в освободительном движении;
- отрывом от какой-либо практической деятельности.
Испытание любовью
Базаров охотник до женской красоты, но любовь романтическую называет белибердой, дурью, рыцарские чувства – болезнью, уродством. Но встретив Анну Сергеевну Одинцову, вы меняетесь, понимаете, что любите ее. Вы – яростный нигилист, утверждающий, что “природа не храм, а мастерская”, полюбив – идете в рощу, в храм, где царят спокойствие и благодать. Итак, вы влюблены. Вы мечтаете об Анне Сергеевне. О чем вы мечтаете? О каких отношениях с А.С. вы мечтаете?
[ее целомудренные руки обвивают вашу шею, гордые губы целуют вас, умные глаза с нежностью останавливаются на ваших глазах, голова кружится]
Испытание смертью.
Умирать вы приезжаете в родительский дом, где вас ждут и любят, как нигде. Накануне болезни у Вас в гостях отец Алексей. Вы играете в карты. Вам не везет. Рядом с вами, со своим сыном Енюшей – старушка-мать Арина Васильевна.
Покажите, как А.В. пытается вас ободрить, помочь. Что она делает? Покажите.
[Она тихонько положила свою мягкую руку на вашу жесткую и широкую ладонь]
Но это не помогло, вы проиграли.
Павел Петрович Кирсанов – “старенький романтик ”
1. Вы только что трижды, по-русски, расцеловали Аркадия, встретив его в Марьино. Покажите, как поздоровались с новым для вас человеком Евгением Базаровым?
[Вы слегка наклонили свой гибкий стан, слегка улыбнулись, но руки не подали, а даже положил ее обратно в карман]
2. Итак, вы Павел Петрович, противник всего подлинно демократического, любующийся собой аристократ, жизнь которого свелась к любви и к сожалению об уходящем прошлом, Вы эстет.
Ваш спор – схватка с Евгением Базаровым за вечерним чаем. На предмет спора у вас разное мнение. Но в одном Базаров с вами согласен. В чем же соглашается с вами Базаров?
[c вашим утверждением о русском народе: русский народ свято чтит предания, он – патриархальный, и не может жить без веры]
3. Идейные разногласия, ревность к Фенечке, вы с Базаровым друг друга терпеть не можете, дуэль. Расскажите, Уважаемый Павел Петрович, о времени, месте и об условиях вашей дуэли с Евгением?
[6 утра, за рощей, на пистолетах, расстояние 8 шагов. Стрелять 2 раза, = каждый должен положить в карман письмо, в котором обвиняет себя в своей смерти.]
4. Как сложилась ваша дальнейшая судьба после смерти Евгения Базарова? [Вы уехали за границу в Дрезден для поправки здоровья. Между 2 и 4 часами вы гуляете. Вы по-прежнему изящно одеты. Держите себя достойно, в вас уважают джентльмена. Вы придерживаетесь славянофильских воззрений, но русского ничего не читаете.
Русского у вас только пепельница серебряная в виде мужицкого лаптя.]
Анна Сергеевна Одинцова.
1.Губернаторский бал. Евгений впервые вас увидел. Вам пошел 29-й год. Вы молоды, хороши собой. Что говорит о вас Евгений, впервые увидев?
[Это что за фигура? На остальных баб не похожа]
2.В дворянском обществе все умели танцевать и танцевали. К удивлению Базарова вы, Анна Сергеевна, танцуете на балу у губернатора. В разные времена в нашей стране танцевали разные танцы: вальс, танго, брейк. А что танцевали на балу у губернатора? Что и с кем танцевали вы?
Кадриль – с адъютантом
Мазурку – с Аркадием
3. После губернаторского бала вы пригласили Б. и А. к себе в гости. О чем говорил Б. с вами в эту встречу?
[о медицине, о гомеопатии, о ботанике]
4. Назовите день, месяц прихода Б. и А. к вам в гостиницу?
[22 июня – день ангела Базарова, а за три дня до этого 19 июня]
IV этап. Бюро литературных находок
Агонистам, выступающим в роли конкретного литературного героя, необходимо выбрать предметы, имеющие отношение именно к нему.
Портрет Суворова, водяной жук, зеленый чай, стакан горячего какао, кольцо со сфинксом, веер, письма.
Определить, в какой момент сюжета появляется этот предмет.
V этап. Подведение итогов.
Высокий ареопаг определяет победителя среди агонистов и теоретиков.
Рефлексия.
VI этап. Домашнее задание.
Домашнее задание (может быть на выбор обучающихся):
Отметить в тексте эпизоды: Базаров и Кирсановы, Базаров и Одинцова, Базаров и Фенечка, Базаров и родители.
И/З. Смысл названия романа.
Сочинение-миниатюра “Устарела ли проблема “Отцов и детей” сегодня?”.
Список литературы для учащихся:
- И.С.Тургенев “Отцы и дети” и тексты других произведений;
- Учебник для общеобразовательных учреждений А.Н.Архангельский “Русская литература XIX века. 10 класс”. В 2-х частях. М; Дрофа, 2009;
- Энциклопедия. “Русская литература”. Т.9, ч.1, М. “Аванта+”, 1998.
Материалы для учителя:
- И.С.Тургенев “Отцы и дети” и тексты других произведений;
- Учебник для общеобразовательных учреждений А.Н.Архангельский “Русская литература XIX века. 10 класс”. В 2-х частях. М; Дрофа, 2009;
- О.Монахова, М.Стишова. “Русская литература XIXв.” М., “Олма-пресс”, 1999 (пособие для школьников и поступающих в вузы);
- “Я иду на урок литературы”. 10 класс. Книга для учителя. М., “Первое сентября”, 2000.