Цели уроки:
- Обучающая: познакомить с историей создания пьесы “Гроза”, её действующими лицами, определить тему, идею, основной конфликт пьесы.
- Развивающая : развивать навыки анализа драматического произведения, умение определять в произведении авторскую позицию.
- Воспитывающая: воспитать нравственную читательскую позицию учащихся, интерес к русской классической литературе, истории и культуре.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, тексты пьесы, презентация к уроку.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Знакомство с творческой историей драмы “Гроза”. ( Презентация “История создания драмы “Гроза”.)
3. Анализ 1-го действия пьесы. Слово учителя:
Главная героиня пьесы – молодая купчиха Катерина Кабанова. Но чтобы понять её характер, причины её поступков, надо знать, среди каких людей она живёт, кто её окружает. Знакомство с персонажами происходит в первом действии пьесы. 1-4 явление первого действия являются экспозицией, а в пятом-девятом действиях происходит собственно завязка действия драмы.
А) Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы ( 1-4 явления):
– Где происходит действие? ( город Калинов, который находится на реке Волге).
– Какая картина предстаёт перед зрителем, когда открывается занавес? Зачем автор рисует перед нами эту живописную картину? ( Красота природы подчёркивает безобразие, трагизм происходящего в мире людей). Островский ещё по одной причине выбрал местом действия пьесы общественный сад, а временем действия – после службы в церкви – так легче и естественнее познакомить с персонажами, путь которых лежит через бульвар.
– Основной конфликт пьесы – между Катериной и Кабанихой, а семья Кабановых появляется лишь в 5-м явлении. Какое значение имеют первые четыре явления? ( 1-4 явления – экспозиция пьесы. Из них мы узнаём о порядках, царящих в городе Калинове, о самых влиятельных его жителях, о любви Бориса к Катерине).
– О каких персонажах мы узнали из первых четырёх явлений? Дайте им характеристику. ( Купец Савел Прокопьевич Дикой, его племянник Борис, изобретатель-самоучка Кулигин, Кудряш ).
– Какую характеристику даёт Кулигин жизни города?
Б) Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы ( 5-6 явления) В пятом явлении происходит знакомство с главными героинями пьесы – Катериной и Кабанихой. Давайте прочитаем это явление по ролям и ответим на вопросы:
– Какое впечатление осталось после знакомства с Марфой Кабановой? Почему (привести цитаты из текста)? (её речь – смесь грубости, холодного повелительного тона с притворным смирением и ханжескими вздохами. Из её слов видно отношение к домашним: она презирает Тихона, холодна к Варваре и ненавидит Катерину.)
– Почему Кабанова так ненавидит Катерину?
- Что значит в устах Кабанихи слово “порядок”?
– пятиминутка: самостоятельно сделать выводы о характере Кабанихи, на оценку зачитать.
В) Анализ 7, 8, 9 явлений. Работа по группам самостоятельно.
1 группа: а) Как мотивировано возникновение откровенного разговора между Катериной и Варварой?
б) Проанализируйте речь Катерины. Как речь героини раскрывает её внутренний мир?
2 группа: а) Как Катерина вспоминает жизнь в доме родителей?
б) В чём она видит различие между жизнью в родительском доме и у Кабанихи?
3 группа: а) Почему Катерина с ужасом отвергает предложение Варвары?
б) Почему Варвара не поняла Катерину?
4 группа: а) Как в речи Катерины проявляется внутренняя борьба, происходящая в её душе?
б) Какое значение для понимания характера Катерины имеет страх перед грозой?
Опрос по группам.
4. Актуализация знаний: Составление таблицы.
Тема пьесы “Гроза” | Столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, между теми, кто притесняет и теми, кого притесняют, между стремлением к свободному проявлению своих чувств, человеческих прав, духовных потребностей и господствовавшими в предреформенной России общественными и семейно-бытовыми порядками. |
Идея пьесы. | Обличение социальных порядков. Природа, в которой живут люди, прекрасна, но общественные порядки безобразны. При этих порядках большинство населения находится в материальной и духовной зависимости у богатого меньшинства. |
Конфликты: | Основной – между старыми, уже изжившими себя, авторитарными социально-бытовыми принципами, которые опираются на феодально-крепостнические отношения, и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, свободе человеческой личности. Основной конфликт объединяет в себе узел конфликтов: выявить эти конфликты и заполнить таблицу на следующих уроках. |
Д/з: дочитать драму; какие конфликты, отражающие основной конфликт пьесы, мы можем выделить?
Спасибо за урок!
Литература:
- Журавлёва А.И., Некрасов В.Н. Театр А.Н. Островского: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1986.
- Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы. – СПб.: Издательский дом “Литера”, 2010.
- Лебедев Ю.В. Литература. Учебник .10 кл. в 2 частях. Часть 1. – М.: Просвещение, 2007.
- Поспелов Г.Н. История русской литературы XIX 91840-1860-е годы)6 учебник для филол.спец.вузов. – М.: Высшая школа, 1981.
Интернет-ресурсы: http://revolution.allbest.ru