Цели урока:
- Обучающая – раскрыть глубину и непреходящую ценность образов героев, причины их гибели и бессмертия.
- Развивающая – развивать речь, память, аналитическое мышление учащихся.
- Воспитательная – воспитывать любовь, ответственность, ценность активного поступка.
Тип урока: нестандартный.
Научно-методическое обеспечение технологии урока:
- Наглядные пособия:
- портрет В. Шекспира,
- эмблема театра “Глобус”,
- тексты трагедии “Ромео и Джульетта”,
- музыкальные записи,
- учебник Г.И. Беленький “Литература 8 класс”
Реализация дифференцированного подхода: работа организована по группам, дифференцированные задания. Оценивание знаний, умений, навыков учащихся: устные ответы, словесное рисование, выразительное чтение по ролям, ответ на проблемный вопрос урока: “Что сделало имена Ромео и Джульетты бессмертными, в чём чудо, тайна их образов и любви?”
Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру “Согласны ли вы с мнением Б. Ахмадулиной “что нет блаженства, если нет трагедий?” (или создание иллюстраций к трагедии).
Краткое содержание урока.
Род людской один, и он делим
Не на Монтекки и на Капулетти,
Не тех, кто был убит и кто убил,
А лишь на тех, кто любит и любил…
Любовь есть гений и спасенье сердца.
И нет тому счастливее примера,
Чем повесть о Джульетте и Ромео.
Б.Ахмадулина
Вступительное слово учителя
Вопросы (на доске) к конкурсу театроведов: Что означал флаг, поднятый над театром? Сколько театров насчитывалось в лондоне в конце 16 века? Что означает эмблема театра “Глобус”? Чем отличался театр Шекспира от современного? Вопросы к конкурсу внимательного читателя.
Конкурс актёрского мастерства. Конкурс (словесное рисование). Звучит мелодия Берлиоза или Прокофьева к трагедии.
Обращаем внимание на второй эпиграф. |
Если бы слово “звезда” не5 было столь
стертым, то можно было бы сказать о Шекспире –
звезда первой величины в мировом театре. Как
трудно представить мир без солнца, так трудно
вообразить существование театра без Шекспира.
Его герои стали спутниками человека. Каждая
эпоха, каждое поколение ведёт с ним свой диалог,
отражая себя и своё время. И эмблема театра
“Глобус” символически отражает театральный
подвиг Шекспира: на плечи своих трагедий и
комедий он поднял душу – планету человеческих
чувств. Что в переводе означает фамилия драматурга Шекспир? Оправдал ли он скрытое в ней предназначенье? Оставив один корень, замените другой, выразив к нему (драматургу) своё отношение. А сейчас мы отправимся с вами но поиски театра “Глобус” и окажемся в Лондоне конца 16 века. - Конкурс театроведов проводится после сообщения. - Оценка ответов. Сегодня мы будем говорить об одной из лучших трагедий Шекспира “Ромео и Джульетта”. Автор и не предполагал, что через 400 лет имена его героев будут синонимами слова “любовь”, первой, юной, безоглядной, свет который вечен. Что означает слово “трагедия?” В ходе нашего разговора мы должны с вами найти ответ на главный вопрос: “Что сделало имена Ромео и Джульетты бессмертными, в чём чудо, тайна их образов и любви?” Как бы ответили на этот вопрос сейчас? А внимательно ли вы почитали текст трагедии? Какое сравнение находит Ромео, чтобы выразить чувство человека, спешащего на свидание и уходящего со свидания? Почему Шекспир считает, что влюблённые видят в темноте? Кто, по мнению Джульетты должен быть рассыльным любви? Сколько весит влюблённый дух? Итоги конкурса, оценивание ответов. Но важно не только прочесть внимательно текст, надо ещё почувствовать настроение героев, их волнение, и суметь это передать. Любовь Ромео и Джульетты остаётся тайной для друзей, родителей, но нас, Шекспир делает тайными поверенными их чувств. Послушаем, как говорят о любви Ромео и Джульетта. Слушая удивительную музыку, написанную к трагедии, составьте словесное описание запомнившейся сцены трагедии или той, которой нет, но она в вашем воображении. - Как вы считаете, не поспешили ли герои соединить свои судьбы, не дождавшись примирения родителей? - Почему же надежды священника Лоренцо не оправдались? Почему Ромео и Джульетта погибают? Как мы видим, как погибают Ромео и Джульетта, нам не хочется мириться с их гибелью. Нам хочется, чтобы они были живы. - Что по вашему, могло бы спасти их? Поэт Б.Ахмадулина выдвигала свою точку зрения. Послушайте и подумайте, согласны ли вы с ней? “Я лгать хочу, но будет ложь легка. Аптекарь не даёт Ромео яду. Тогда зачем Джульетте сталь клинка? Почему же нас притягивают эти образы? “Что сделало имена Ромео и Джульетты бессмертными, в чём чудо, тайна их образов и любви?” |
Ответ учащегося: Shakspire – “потрясатель копья”. Потрясатель сцены, души, сердец, мира и т.д.
Сообщение театроведа о шекспировском театре.
Ответы группы театроведов
Ответы учащихся
Ответы учащихся. Ответ театроведа – о жанре, его особенностях.
Нет, верность друг к другу делает их взрослыми.
Ответы учащихся. “К подругам мы как школьники домой, а от подруг как с сумкой в класс зимой” “Ведь любящие видят всё при свете волненьем загорающихся лиц”. “Рассыльными любви должны быть мысли. Вот почему у Купидона – крылья”. “Влюблённый дух, наверное невесом, как нитка паутины бабьим летом”. Ответы учащихся. Нет, верность друг к другу делает их взрослыми. Да они не опытны, но их друг Лоренцо стар и мудр. - “От этого союза счастья жду; в любовь он может превратить вражду”. Любовь невозможна на почве вражды. - не смогли жить друг без друга. - подвела цепь трагических случайностей. Ответы учащихся (перечисление случайностей, приведших к гибели героев).
Ученик читает стихотворение Б.Ахмадулиной. Ответы учащихся. |