Тип урока: интегрированный урок литературы с ОБЖ.
Цели урока:
- Обучающие:
- познакомить учащихся с биографией В.П. Астафьева, пробудить интерес к его личности;
- развивать навык самостоятельной работы с текстом;
- выявить глубину изучения и осмысления прочитанного произведения;
- учить умению работать с текстом и дополнительной литературой;
- раскрыть правила безопасного поведения в условиях автономного существования в тайге с помощью изучения произведения В.П. Астафьева «Васюткино озеро».
- Развивающие:
- совершенствовать речевые умения путём подготовки сообщений, чтения по ролям, инсценировки и т.д.;
- рзвивать умение составлять план текста;
- развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном;
- работать над развитием творческих способностей учащихся;
- познакомить с животным и растительным миром заполярной тайги.
- Воспитательные:
- вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей;
- помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, бороться за свою жизнь.
Формы работы:
- в группах;
- общеклассная;
- индивидуальная.
Предварительная подготовка: самостоятельно прочитать рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро»; подготовиться к викторине «Самый внимательный читатель».
Оборудование: тексты рассказа В.П.
Астафьева «Васюткино озеро» (Литература.
Учеб. хрестоматия для 5 кл. ср. шк. Ч.2 / сост. Т.Ф.
Курдюмова.– М.: Просвещение, 1992.); компьютер,
мультимедиапроектор, экран, презентация, звуки
голосов птиц; кроссворд;
предметы для инсценирования эпизода (рюкзак,
ружьё, патронташ и др.); толковые словари.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап. Сообщение темы, эпиграфа, цели. Запись темы в тетради. (Слайд 1)
II. Этап изучения нового материала
Учитель литературы:
1. Вступительное слово учителя о В.П. Астафьеве
Ребята, сегодня на занятии мы приступим к интересному знакомству с писателем В.П. Астафьевым и его рассказом «Васюткино озеро». Совсем недавно ушёл из жизни В.П. Астафьев. Он родился в 1924 году в Красноярском крае, в селе Овсянка, что на реке Енисее. Ребята, давайте совершим небольшую заочную экскурсию в Красноярск и в то место, где родился великий писатель. (слайды 2-7)
– Задайте вопросы о писателе, ответы на которые вам хотелось бы узнать?
2. Сообщение учеников о писателе (слайды 8-10).
Мальчику было семь лет, когда утонула мать,
Лидия Ильинична. Её он любил безгранично.
Только заботами бабушки было скрашено одинокое
сиротское детство. Детские и юношеские годы
прошли в родном селе, в труде и недетских заботах.
Жизнь его сложилась так, что в детстве ему
пришлось беспризорничать, а потом он попал в
детский дом заполярного порта Игарка. Позже он
окончил железнодорожное училище и работал
составителем поездов. Из родных мест ушёл на
фронт, сражался, был тяжело ранен. В послевоенные
годы пришлось сменить будущему писателю много
профессий. После войны он работает слесарем,
подсобным рабочим в Чусове Пермской области.
Начинает писать небольшие заметки, которые
печатались в газете «Чусовский рабочий». В 1959-1961
Астафьев учится на Высших литературных курсах
при Литературном институте им. М. Горького.
Мальчиком Виктор Петрович рыбачил на озере. Ему
хотелось рассказать об озере, «открыть его таким,
каким видел когда-то, чтобы написанное и не
чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла,
знобило бы кожу у него, и от восторга, от любви
захотелось бы ему перецеловать… каждое деревце
в лесу, каждый лист… И был бы он счастлив тем, что
есть мир прекрасный вокруг него и он в этом мире
есть..». Ежегодные поездки Астафьева по родным
местам послужили основой для написания широкого
прозаического полотна «Царь-рыба» (1972-1975), одного
из самых значительных произведений
писателя. В 1969-1979 Астафьев жил в Вологде, в
1980 вернулся в родное село под Красноярском. Здесь
он работал над такими произведениями, как
«Печальный детектив» (1986), рассказ «Людочка» (1989),
публицистические – «Всему свой час» (1985), «Зрячий
посох» (1988). В 1980 была написана драма «Прости
меня». Последние годы Астафьев жил и работал в
Красноярске.
– Я, надеюсь, ребята, что вы заинтересовались произведениями В. Астафьева, его личностью, стремящейся к правде. А сейчас мы переходим к изучению интересного рассказа для детей «Васюткино озеро».
3. Автобиографическая основа рассказа «Васюткино озеро» (стр.119, учебник) (слайды 11-12)
«Васюткино озеро» – попробуем представить, о чём говорит название произведения.
4. Викторина «Самый внимательный читатель» (слайд 13).
5. Беседа: делимся впечатлениями о прочитанном:
– Понравился ли вам рассказ?
– Что больше всего запомнилось?
6. Прослушивание плана по рассказу.
III. Работа с текстом рассказа
Учитель литературы:
– Что говорит о Енисее и его богатстве дедушка
Афанасий?
– В чём он видит причину оскудения его?
– Чем занимается бригада Шадрина?
– Почему рыбаки бригады Шадрина приуныли?
– Каким видит Васютка своего отца?
– С какой цель уходил Васютка в лес?
1. Посмотрим, как это было (инсценировка «Сборы Васютки в тайгу»).
– О каких «таёжных законах» напоминает Васютке
мать?
– Почему, по-вашему, могли появиться такие
правила?
2. Словарная работа: затеси, тайга, фарт, пластишины корья, одна тоня. (слайд 14) (по толковым словарям учащиеся ищут лексическое значение слов)
Учитель литературы:
– С чего начались Васюткины приключения в лесу? (Встреча с кедровкой) (слайд 15).
3. Анализ эпизода «Охота Васютки на глухаря» (стр.123-124):
– Назовите глаголы, которые использует автор в
этом эпизоде.
– С какой целью автор использует многочисленные
глаголы?
– Что вспоминает мальчик во время охоты на
глухаря?
Учитель литературы: Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил, что заблудился?
4. Выразительное чтение отрывка «Тайга …Тайга..» (стр. 129) (слайд 16)
– Почему тайга напоминает Васютке море?
IV. Физкультминутка (проводит учащийся).
Учитель ОБЖ: (слайд 17) Давайте рассмотрим животный и растительный мир заполярной тайги в рассказе. (Класс разделён по группам: «лесники», «охотники», «рыбаки»).
V. Всем группам даются задания:
- Задание «рыбакам»: Найти породы рыб, встречающихся в рассказе.
- Задание «охотникам»: Найти птиц, встречающихся в рассказе.
- Задание «лесникам»: Найти животных, которые упомянуты в произведении. (данное задание учащиеся должны были выполнить заранее при прочтении произведения)
Учитель ОБЖ:
– Перечислите породы рыб, встречающихся в
рассказе (слайд 18). Давайте с ними
познакомимся (слайд 19).
– Угадайте, о какой птице идёт речь? (Слайд 20)
– Перечислите всех птиц, встречающихся в
рассказе. Давайте с ними познакомимся. (Слайд
21)
– Давайте послушаем их голоса и звуки, которые
они издают и постарайтесь назвать этих птиц. (Слайды
22-26)
– Назовите животных, упомянутых в произведении. (Слайд
27)
– Как вести себя при встрече с хищным животным? (Слайд
28)
Учитель ОБЖ: Давайте с вами рассмотрим, как главный герой рассказа смог выжить в тайге.
– Почему Васютка решил идти на север?
– Как он определил направление на север не имея
компаса? (Слайд 29)
– Почему Васютка стремился выйти к реке?
– По каким приметам Васютка выходил к реке? (Слайд
30)
– Как он подавал сигналы на берегу реки, чтобы
его заметили? (Слайд 31)
– Какие умения и навыки помогли Васютке выжить в
тайге?
– Какие оплошности допустил Васютка и к чему они
привели? (Слайд 32)
Учитель литературы: «Тайга, наша кормилица, и хлипких не любит». Кому принадлежат эти слова? Как вы их понимаете? (Слайд 33)
Учитель литературы: Какие чувства испытывает мальчик при встрече с ботом? Почему?
– Докажите, что Васюткино озеро – одно из тех
мест, где ещё не ступала нога человека. (Слайд
34)
– Почему озеро стали называть Васюткиным?
– Что помогло герою выйти к Енисею, к людям, найти
семью?
VI. Вывод. (обратить внимание на эпиграф):
Не удивляйтесь и не думайте, что все озёра уже известны и что у каждого есть своё название. Много ещё, очень много в нашей стране безымянных озёр и речек. Потому что велика наша Родина, и сколько по ней ни броди, всё будешь находить что-нибудь новое, интересное.
В.П. Астафьев
Васютка воспользовался услугами своей богатой памяти и с её помощью совершил своё открытие: нашёл озеро. Его название стало памятью о Васютке. Он делает свою памятную зарубку – открывает озеро.
Учитель ОБЖ: (предлагает учащимся ответить на вопрос и сделать вывод) Благодаря чему Васютка смог выжить в тайге? (Слайд 35)
VII. Домашнее задание: (слайд 36)
- По литературе:
- составить словарь неизвестных, новых слов;
- нарисовать иллюстрацию к произведению.
- По ОБЖ:
- разгадать кроссворд (слайд 37) (карточки с кроссвордами раздаются всем учащимся)
- составить кроссворд («Птицы тайги», «Рыбы Енисея»).