ЦЕЛИ УРОКА.
- Познакомить учащихся с басней И.А.Крылова “Лебедь, Щука и Рак”, расширять читательский кругозор детей.
- Донести до сознания детей юмор и иронию басни, продолжать формировать умение находить мораль-поучение в произведении.
- Развивать навыки выборочного и выразительного чтения, развивать произвольное внимание, логическое мышление.
ОБОРУДОВАНИЕ.
Учебник “Литературное чтение” для 2 класса начальной школы, составитель Л.Ф.Климанова и др. – М.: Просвещение, 2009; портрет И.А.Крылова; презентация к уроку; выставка книг с баснями И.А.Крылова.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Проверяется готовность учащихся к уроку.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель. Назовите героев “Сказки о рыбаке и рыбке”. (Золотая рыбка, старик, старуха)
Название самой большой из рыболовных сетей, которой старик ловил рыбу. (Невод)
Слова-ответы на вопросы записаны на доске.
ЗОЛОТАЯ РЫБКА
СТАРИК
СТАРУХА
НЕВОД
Учитель. Сейчас мы составим слово из букв этих слов, которое имеет непосредственное отношение к уроку.
- Третья буква в слове “рыбка” Б
- Третья буква в слове “старик” А
- Первая буква в слове “старуха” С
- Первая буква в слове “невод” Н
- Седьмая буква в слове “золотая” Я
III
. Сообщение темы урока.Учитель. Какое получилось слово? Над каким жанром литературы мы будем сегодня работать?
Учитель. Посмотрите на выставку книг, которую мы оформили к сегодняшнему уроку. Кто автор всех этих произведений.
Сегодня мы познакомимся с басней Ивана Андреевича Крылова. Давайте прочитаем эпиграф к уроку.
Слайд 1.
“Люблю, где случай есть, пороки пощипать…” И.А.Крылов.
Учитель. Посмотрите на портрет писателя,
каким он вам представляется по характеру. (Добрый,
умный и т.д.)
Слайды 2-4.
Учитель. Вспомните, какие произведения писал И.А.Крылов. (дети называют известные им басни Крылова)
IV. Работа с иллюстрациями к басням.
Учитель. Рассмотрите рисунки. Вспомните названия басен. Расскажите, что перепутал художник?
Слайд 5.
V. Постановка цели урока.
Учитель. Что такое басня? (Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей – хитрость, жадность, глупость, лень и др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей и их пороки. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, в котором объясняется смысл басни)
Слайд 6.
Учитель. На какой жанр литературы похожа басня? (На сказку)
Что у них общего, чем отличаются?
Учитель. Прочитайте, что написано на слайде, только справа налево, так как подписывал свои басни И.А.Крылов. (тренировка произвольного внимания)
КАР И АКУЩ, ЬДЕБЕЛ
Слайд 7.
Ответы детей.
Учитель. Правильно, сегодня мы прочитаем басню И.А.Крылова “Лебедь, Щука и Рак”. Будем учиться находить в басне мораль-поучение.
VI. Изучение нового материала.
1. Актуализация знаний.
Слайд 8.
Учитель. Посмотрите на слайды. Что общего у всех этих животных? (Они живут в воде)
2. Чтение басни подготовленным учеником.
3. Первичная проверка понимания прочитанного.
Учитель. Понравилась ли вам басня?
- Что заставило вас улыбнуться? (Герои не смогли сдвинуть воз)
- Каким был ваш смех? (Добрым, не злым)
- Что узнали из басни? Какое событие описывает Крылов?
- Есть ли незнакомые слова в басне? Объясните их значение.
(Лад, поклажа, воз, впряглись, ныне).
Слайд 9.
VII. Физкультминутка.
VIII. Закрепление изученного.
1. Выборочное чтение.
Учитель. Прочитайте басню. Ответьте на вопросы словами из басни.
Слайд 10.
- Что однажды задумали сделать Лебедь, Щука и Рак? (Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись.)
- Как они старались выполнить работу? (Из кожи лезут вон)
- Получилась ли их затея? (А возу всё нет ходу)
- Найдите слова, которые помогают увидеть образ каждого героя. (“Лебедь рвется в облака” – он стремительный, упрямый, быстрый; “Рак пятится назад” – он неповоротливый, нерасторопный, идет назад; “Щука тянет в воду” – настойчиво выполняет свое дело).
- Есть ли в басне слова, которые подсказывают, что воз можно было бы свезти? (Товарищи, поклажа легка)
Слайд 11.
Учитель. Посмотрите на следующий слайд и подумайте:
Что главного не сделали герои басни: не спели вместе; не договорились, как они будут действовать; не пригласили на помощь кого-то более сильного?
2. Словарная работа.
Учитель. Замените своими словами выражения из басни:
Слайд 12.
- “Из кожи лезут вон” – очень стараются.
- “А воз и ныне там” – воз стоит на прежнем месте.
- “А возу все нет ходу” – герои не сдвинули воз с места.
3. Выразительное чтение басни.
Учитель. Давайте прочитаем басню выразительно.
- С каким настроением вы будете читать басню?
- Какое чувство вызывают у вас герои этой басни? (Сожаление, что друзья должны были договориться, как вместе свезти воз).
- Как автор относится к своим героям? (Он сожалеет, что в товарищах нет согласья)
- Для чего и зачем И.А.Крылов написал эту басню? (Баснописец подсказывает нам, как нужно поступить в этой ситуации; учит видеть недостатки, учиться на чужих ошибках)
4. Работа над моралью басни.
Учитель. Давайте найдем мораль – поучение, т.е. главную мысль басни. (Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет)
Слайд 13.
Учитель. Посмотрите на слайд, скажите, какое выражение из басни стало крылатым?
Да только воз и ныне там.
Учитель. Когда так говорят? (Ответы детей)
IX. Викторина по басням И.А.Крылова “Крылатые слова”.
Слайды 14-16.
Учитель. Многие выражения из басен дедушки Крылова стали “крылатыми”. Мы часто их произносим, даже не задумываясь, что эти слова впервые произнесли герои Крылова. Вспомните, их и назовите басни, из которых взяты эти строчки.
- “У сильного всегда бессильный виноват” (Волк и Ягнёнок)
- “Сильнее кошки зверя нет” (Мышь и Крыса)
- “А Васька слушает да ест” (Кот и Повар)
- “Видит око, да зуб неймёт” (Лисица и Виноград)
- “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье” (Квартет)
- “Да только воз и ныне там” (Лебедь, Щука и Рак)
Учитель. Приведите примеры из жизни, которые соответствуют данным выражениям.
X. Итог урока.
Слайды 17-18.
Учитель. В г. Санкт – Петербурге в Летнем саду, где любил гулять дедушка Крылов, стоит памятник великому баснописцу работы скульптора П.Клодта. Пьедестал памятника украшают фигурки героев басен Крылова.
Учитель. С каким произведением великого баснописца мы сегодня познакомились?
- Что такое басня?
- Для чего и зачем нужно изучать басни? (чтобы избавляться от своих пороков)
Слайд 19.
- Так какие же пороки любил “пощипать” И.А.Крылов? (глупость, лень и т.д.)
- Как вы оцениваете свою работу на уроке? (рефлексия своих действий, дети показывают изображение “веселого” или “грустного” человечка)
XI. Домашнее задание.
- Самостоятельно прочитать басню “Стрекоза и Муравей”, найти мораль басни.
- Подготовиться к выразительному чтению басни.
Использованная литература.
- И.А.Крылов. Басни. – М.: Детская литература, 1965.
- Литературное чтение. Учебник для 2 кл.нач.шк. В 2 ч. Ч.1 /Сост. Л.Ф.Климанова и др. – М.: Просвещение, 2009.
- Кутявина С.В., Гостимская Е.С., Байкова М.И. Поурочные разработки по литературному чтению:2 класс, – М.:ВАКО, 2007.
- Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.