Литература
-
Медиаобразовательная направленность уроков литературы в старших классах 2011
Главной особенностью изображения героев в романе Достоевского является скрупулезность реалистического психологического анализа. Но как показать, насколько действительно глубок Достоевский в своем психологическом анализе человеческого поведения, сознания, как тонко дано ему понимать и передавать любые сдвиги не только сознания, но и подсознания человека и мучительность переживаний? Такие вещи изучаются "под микроскопом", при очень пристальном внимании к тексту.
-
Урок литературы по теме "Гомер как легендарный создатель поэмы «Одиссея». Герои мифов в поэме Гомера «Одиссея»" 2011
Урок литературы знакомит учеников с греческим эпосом и его легендарным автором. Анализируя текст поэмы, они видят отвагу и сметливость хитроумного Одиссея, его преданность товарищам, которых он готов спасти ценой собственной жизни. Материал урока даёт представление о быте, нравах, верованиях древних греков, дополняет знания детей о греческих богах.
-
Литературный вечер, посвященный И.С. Тургеневу 2011
Цели мероприятия: ввести учащихся в атмосферу внутренней жизни и творчества писателя, развивать познавательную активность, творческие способности, умение анализировать художественные произведения; вызвать интерес к личности писателя и к его творчеству.
-
Создание и применение мультимедийного многоуровневого пособия на уроках литературы и во внеклассных мероприятиях 2011
В работе раскрывается последовательность создания вместе с детьми электронного учебного пособия в качестве проектной работы. Применяется технология создания многоуровневой мультимедийной презентации PowerPoint с внутренними и внешними гиперссылками.
-
Шорские народные сказки. Софрон Тотыш "Сказки Шапкая" 2011
Урок предполагает знакомство с Софроном Тотышем, писателем, собирателем, сказителем шорского фольклора и его сборником «Сказки Шапкая». В процессе урока учащиеся узнают о быте, культуре и обычаях шорцев, коренной народности Кузбасса; углубляют знания о видах сказок; обучаются выразительному чтению, актерскому мастерству, лингвистическому анализу текста.
-
Природа в сказке-были "Кладовая солнца" М.Пришвина. 6-й класс 2011
Урок направлен на глубокое изучение произведения «Кладовая солнца». М.Пришвин – мастер природы, и ученики должны понять особенности изображения автором мира природы, увидеть ее тайны. На уроке через анализ эпизодов о природе ученики постигали эти особенности, переживали вместе с героями, автором. Чтение наизусть прозаических отрывков воспитывает любовь к слову, делает урок эмоциональным.
-
Образ Марьи Болконской в концепции семьи и брака Л.Н. Толстого 2011
В современной действительности проблема построения прочного, долгого семейного союза является важной. Автор пытается показать пути решения данной проблемы, предлагаемые русским классиком, уделявшим данному вопросу особое внимание, и в этом литературоведческая значимость работы. Освещаемая проблема интересна в связи с заявленной выше малоизученностью вопроса, что также обусловливает новизну данного исследования.
-
Разработка урока по литературе "Художественные особенности былины" (6-й класс) с приложением (презентация) 2011
Учащиеся повторяют, закрепляют и углубляют знания о былине как эпическом жанре устного народного творчества, выявляют особенности изображения былинного героя; описания его подвигов.
-
Изучение романа "Преступление и наказание" на уроках литературы. "В Петербурге Ф.М. Достоевского" 2011
В статье автор показывает, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои; как изображает автор жизнь униженных и оскорбленных. Учащиеся подводятся к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.
-
Интегрированный урок "Трагедия Холокоста" 2011
Тема Холокоста мало изучена, хотя и является самой кровавой и бесчеловечной страницей в истории. Данную тему можно изучать как в ходе интегрированного урока по истории, литературе и обществознанию в 9–11-х классах, так и на классном часе. Ход урока и его структура зависит от уровня подготовки и возраста обучающихся. Для создания эмоционального настроя авторы рекомендуют применять музыкальные композиции.
-
Лингвистический и методический аспекты изучения текста в школе 2011
Статья отвечает на вопросы: что же такое текст? Почему необходимо учиться понимать его и работать с ним в школе? Какие проблемы в области владения родным языком можно решить с помощью анализа текста?
-
Урок-исследование по теме "В творческой мастерской Достоевского" (по роману "Преступление и наказание"). 10-й класс 2011
В статье мы не аппелируем к Интернету и его возможностям (они всем известны, хотя для учителя данные, добытые учениками из Интернета, представляют определенную трудность в плане достоверности и качественной переработки их учащимися). А вот учебник по-прежнему актуален, удобен. Приведем несколько примеров (9, 11-е классы) использования информации учебника или хрестоматии по литературе как способа самостоятельно ее отбирать и перерабатывать.
-
Урок-представление "В этом мире я только прохожий" 2011
Творчество такого поэта как Сергей Александрович Есенин является одним из основополагающих факторов, формирующих национальное самосознание, гордость за свою страну. Чтобы выпускник школы стал развитым, разносторонне образованным человеком, достойным членом общества, его необходимо знакомить с творчеством таких поэтов. Необходимо сделать так, чтобы каждый урок стал открытием, а для этого необходимо сотрудничество учителя и учащихся.
-
Игра "Умники и умницы" по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" 2011
Данное мероприятие является обобщающим при изучении комедии Грибоедова "Горе от ума". Игровая форма способствует лучшему закреплению материала, вызывает больший интерес к изучению литературы, имеет большое воспитательное значение.
-
Внеклассное мероприятие "Они спасли мир". Владимир Высоцкий. Песни о войне 2011
Внеклассное мероприятие по литературе призвано познакомить студентов с песенным творчеством Владимира Высоцкого, служит развитию в студентах творческого начала, овладению навыками выразительного чтения, воспитанию средствами музыки образованной, самостоятельно мыслящей личности.
-
Уходит жизнь – приходит память. И память возрождает жизнь 2011
Урок помогает детям понять, почему мы должны помнить трудные времена жизни нашего народа, наших близких; подводит к мысли о необходимости развивать в себе «зоркость сердца», не оставаться равнодушными к чужой беде. Это урок раздумья над такими нравственными понятиями, как доброта и зло, жестокость и милосердие, и о многом другом.
-
Урок-спектакль по творчеству А.П. Чехова 2011
Урок обобщает и систематизирует запас знаний школьников по творчеству классика русской литературы Антона Павловича Чехова. Пробуждает интерес к его творчеству, обучает устному высказыванию в форме монолога и диалога. У учеников прививается любовь и уважение к литературе.
-
Идейно-художественное своеобразие поэмы А.Блока "Соловьиный сад" 2011
Активизировать знания учащихся о своеобразии художественного мира А.Блока и поэтики символизма; раскрыть идейно-художественное своеобразие поэмы А.Блока "Соловьиный сад". Продолжить формирование умения анализа художественного произведения в единстве формы и содержания, с учетом его жанрового своеобразия.
-
Творчество А.С. Пушкина. Произведение "Повести Белкина". 6-й класс 2011
Программа каждого класса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы добра, зла, жестокости, равнодушия. Для урока литературы важно привлечь ученика к чтению, привить любовь к книге, к творчеству писателя. В этом отчасти помогает создание учащимися тестов к прочитанным произведениям. Работа по созданию таких тестов всегда увлекательна для шестиклассников, учит внимательному чтению художественного произведения.
-
Поиск духовных ценностей в стихотворении Ж.Превера "Как нарисовать птицу". 5-й класс 2011
Урок способствует развитию творческих и аналитических способностей учащихся на базе комплексного анализа стихотворения Ж.Превера «Как нарисовать птицу». Вырабатываются ценностно-смысловые, коммуникативные компетенции через изучение индивидуального стиля писателя. Свободная птица вдохновляет на творчество, а человек может творить, если его творчество (поступки) приносят радость.
-
Система работы с критической литературой в профильных классах 2011
В статье говорится о роли и значении литературной критики в школьном преподавании литературы.
-
В.Солоухин. Рассказ "Мститель". 11-й класс 2011
Тот, кто использует технологию критического мышления, знает, как нелегко найти произведение для работы на уроке. Предлагается вариант методической разработки урока по рассказу В.Солоухина «Мститель». Он соответствует условиям: небольшой объём, легко делится на этапы, интересен детям, имеет большое воспитательное значение.
-
Урок по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор" 2011
Цели урока: познакомить учащихся с историей написания рассказа; в ходе аналитической беседы помочь понять и оценить поведение главных героев, разобраться в философском смысле рассказа; развивать умение учащихся высказывать своё мнение и аргументировать его; проверить знание содержания произведения.
-
Урок-практикум по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма" 2011
Цель урока: развивать навыки анализа художественного текста, характеристики героев, определить, что писатель ценит в людях.
-
Накануне Рождества (святочный рассказ на уроке развития речи). 5-й класс 2011
В основе урока, как и в изучаемом произведении, лежит прием контраста, что позволяет ребятам по-новому взглянуть на окружающий их мир. На уроке использован иллюстративный материал – повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», кадры мультфильма и кинофильма дают наиболее яркое представление об обычаях славянских народов, настолько они эмоциональны. Это урок развития речи. Он предполагает, прежде всего, работу со словом, поэтому использован фрагмент текста (эпизод) для анализа.
-
История одного спора (анализ рассказа А.П. Чехова "Пари") 2011
Целью урока является анализ рассказа А.П.Чехова, погружение в стилистику писателя. Как в уроке-мастерской, предлагается написать слова-ассоциации к слову «пари» и сделать предположение о роде и жанре произведения, написать возможный сюжет. Во время чтения учащиеся заполняют таблицу (банкир, юрист, автор), чтобы использовать выписанные слова для письменных ответов. В конце урока ученики составляют блок проблемных вопросов, которые помогут при написании домашнего сочинения.
-
Интегрированный урок (литература + искусство) "Литературные усадьбы тульского края". 8-й класс 2011
В статье представлен мир русской дворянской усадьбы ХIХ века, его влияние на творчество поэтов и писателей, живших в Тульской области. Урок рассчитан и на самостоятельную работу учащихся. На уроке используются различные современные технологии: метод проектов, технология развития критического мышления, информационные технологии.
-
Урок литературы по теме "Лучшие минуты жизни князя Андрея". 10-й класс 2011
Данный урок помогает учащимся ответить на вопросы, какие минуты своей жизни князь Андрей называет лучшими и почему.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "День самой главной…" 2011
Данное внеклассное мероприятие по литературе посвящается Дню матери в России. При подготовке к мероприятию были использованы стихотворения русских поэтов, песни, посвященные матерям. Сценарий можно использовать во время тематических классных часов.
-
Урок литературы по теме "Творчество Н.М. Рубцова. Стихотворение “Русский огонек". 8-й класс 2011
Урок проводится в школьном краеведческом музее в комнате "Русская изба", где стоит русская печь, стол, покрытый кружевной скатертью, на столе - большой самовар, на деревянных стенах избы - фотографии в больших рамках, в каждой рамке от 6 до 10 фотографий. Цель урока: познакомить с творчеством Н.Рубцова, учить понимать и любить поэзию, воспитывать любовь к Родине, способствовать привитию лучших моральных качеств русского народа.