Оборудование:
- рисунки детей, изображающие звезду (как они ее представляют, когда звучит это слово);
- карточки с заданием.
Индуктором к началу данного урока является задание «Подберите и запишите ассоциации (слова, словосочетания), связанные для вас со словом «звезда»:
- Звездное небо;
- Млечный Путь;
- эстрада, море...
Ученики делятся своими ассоциациями, понравившиеся образы записывают.
Учитель говорит о цели урока: необходимо выяснить, что значит образ звезды для разных людей и для чего именно этот образ использовал Н. Рубцов в этом стихотворении.
Второй индуктор – рисунки, вывешенные на доске. Школьники рассказывают о своих ассоциациях, связанных со словом звезда:
- Красная Армия (защита, кровь);
- многообразие звезд в космосе (красота, жизнь, путь к неведомому);
- морская звезда (красота).
Социоконструкция. Ребята вспоминают в группах образы звезды, знакомые по литературе, мифологии, другим источникам, думают, какое символическое значение могут они нести.
Социализация:
- Вифлеемская звезда (путь к Богу, мечта, идеал);
- рождественская звезда (праздник, мечта);
- «звезда» – знак Тимура и его команды (помощь);
- Полярная звезда (легенда о любви);
- звезда эстрады (популярность, слава, идеал);
- цветок астра – «звезда» (красота).
Третий индуктор – выразительное чтение учителем отрывка из стихотворения В.Тимофеева «Звезда детства».
Моя звезда взошла в далеком детстве...
Чешу коровий бок, шепчу ей: «Зорька,
Спокойно стой! Гляди, как шерсть слежалась.
...Ты, Зорька, молодец! Ты – словно мама!
Она ведь тоже очень молчалива.
И терпеливы обе вы – как сестры...»
...Моя звезда взошла в далеком детстве...
И в час, когда я буду умирать,
Должно быть, я увижу нашу Зорьку
И звездочку на лбу ее широком.
И пусть она своим глубоким взглядом,
Глубоким, благодарным, добрым взглядом,
Не отрываясь, смотрит на меня...
Ученики отвечают на вопрос: «Почему для Тимофеева звезда ассоциируется с детством?»
- Звездочка во лбу коровы – мама – тепло – добро.
На доске в ходе обсуждений появляется следующая схема:
Четвертый индуктор – слово учителя о Н.М.Рубцове как о северном поэте.
Школьники ищут в тексте стихотворения северные реалии, убеждаясь в том, что родина поэта – север.
- Мгла заледенелая, полынья, зима.
Социоконструкция – карточки с вопросами. Группы обсуждают:
- Какова тема стихотворения?
- Какие образы возникают в стихотворении?
- Какие чувства испытывает лирический герой?
- Какие художественные приемы позволяют автору передать эти эмоции?
- В чем смысл названия стихотворения?
После ответов по группам вопрос ко всему классу: «Почему же Рубцов выбирает образ звезды для себя символом Родины?»
- Он включает в себя и красоту, и тепло, и добро, и защиту.
Рефлексия. Для Рубцова символ Родины – звезда, для Есенина – дорога, березы, для Блока – ветер, буря. А что для вас будет символом Родины?
Самоконструкция (или домашнее задание). С чего для меня начинается родина...» в любой форме (сочинение-миниатюра, рассказ, стихотворение о родном крае...)
Если есть возможность посвятить данной мастерской два урока (как и рекомендуется делать), то можно дать школьникам в группах и такое задание: «Выполните коллективный рисунок, выражающий идею стихотворения». Оно дается после ответов на вопросы карточек.