Любой учитель-словесник знает, как сложно подготовить выпускников к успешному выполнению творческой части госэкзаменов по русскому языку и литературе.
Задача понятна - научить школьников логично, эмоционально и стилистически грамотно излагать мысли на заданную тему, но как это сделать? Одна из практик по развитию коммуникативной компетенции учеников в нашей школе - уроки-встречи учащихся десятого и одиннадцатого классов. Каждая такая встреча "привязывается" к творчеству того или иного писателя либо к какой-то проблематике в целом. Для десятиклассников это обобщение изучаемого материала, а для одиннадцатиклассников - повторное, более глубокое осмысление пройденного. Форма совместных уроков может быть разной, но обязательно - живой. Непременно также внести "соревновательный" элемент во встречу учеников разных параллелей, что, безусловно, подогревает интерес ребят.
В прошлом году мы провели четыре таких урока-встречи: "Нужны ли Базаровы России?", "Достоевский - художник: бездны человеческой и человеческой бездонности", "Война есть противное человеческому естеству состояние", "Обличение пошлости и мещанства в рассказах А.П. Чехова". Форма уроков соответственно: диспут, "суд над Родионом Раскольниковым", литературная конференция, диалог.
Занятия по творчеству И. С. Тургенева и А. П. Чехова были основаны на интерпретации текста критиками - как современниками автора, так и нашими современниками. Наибольший интерес для старшеклассников представляло то, что каждый из них смог высказать собственную точку зрения, аргументировать и защитить ее, согласиться с оппонентом или опровергнуть его мнение. Такая форма работы максимально соответствует требованиям к выполнению части "С" экзамена по русскому языку и литературе, когда ученик демонстрирует, как он понимает проблему предложенного текста и авторскую позицию, выраженную в нем, демонстрирует свое отношение к этой проблеме.
Старшеклассники работали в группах. Каждая группа десятиклассников получала комплект разноуровневых заданий: уровень А - базовый (требования госстандартов по литературе), уровень В - более "продвинутый", С - углубленный. Каждый член группы сам выбирал задание по силам. Выпускникам предлагались критические статьи по теме урока. Их задача состояла в том, чтобы выделить позицию автора материала, изложить ее логично, а затем вынести свой "вердикт", соглашаясь или не соглашаясь с представленной точкой зрения. Критические статьи выбирались так, чтобы в них присутствовал неоднозначный взгляд на заданный вопрос. Старшеклассникам предоставлялась возможность поспорить, а в споре, как известно, рождается истина.
Кроме того, выбирались "эксперты" (чаще ученики 11 класса), чтобы по ходу урока составить алгоритм ответа на проблемный вопрос. Выстроить логическую линию обсуждения темы помогали ключевые понятия заданной проблематики. Например, обсуждение рассказов А.П. Чехова начиналось с определения слов "пошлость" и "мещанство". Использовались определения не только толкового словаря С.И. Ожегова, но и высказывания М. Горького и И.И. Анненского. Из многообразия определений выбирали то, что больше всего соответствовало теме урока. Таким образом старшеклассники учились логически выстраивать схему высказывания, взвешенно отбирать аргументы, соотносимые с заявленным тезисом.
С целью закрепления навыка самостоятельного анализа художественного текста мы провели своеобразную конференцию по теме Великой Отечественной Войны в русской литературе 20 века. Старшеклассники сами выбирали книгу и представляли ее на уроке. Были представлены и произведения периода ВОВ, и послевоенных лет, и наших дней. Такое "объемное" рассмотрение вопроса в хронологическом порядке помогло ученикам самостоятельно составить и, главное, усвоить алгоритм высказывания по теме: "Война есть противное человеческому естеству состояние".
Самым интересным для старшеклассников оказался урок-суд над Раскольниковым. 10 класс представлял защиту, а 11 - обвинение. Каждый старшеклассник от лица выбранного им героя романа Ф.М. Достоевского оправдывал или осуждал Раскольникова. "Секретарь суда", конспектируя выступления обеих сторон, разрабатывал схему сочинения "Достоевский - художник: бездны человеческой, человеческой бездонности".
Систематическое проведение подобных уроков-встреч старшеклассников, на которых ученики работают над самостоятельным изобретением текста, готовит их к выполнению задания "С" и по русскому языку, и по литературе. Мы должны учить школьников работать с информацией, заложенной в тексте, четко формулировать, логично излагать и аргументировать собственную точку зрения. Надеюсь, что, кроме прочего, увлекательные и менее формальные занятия прививают ученикам любовь к классической русской литературе, ориентируют на заложенные в ней ценности.