У каждого человеческого дела два лица.....
Одно из них на виду у всех ― это фальшивое,
другое — спрятано ― оно-то и есть настоящее.
М. Горький
Ненависть ― пей, переполнена чаша!
Ненависть ― требует выхода, ждет.
Но благодарная ненависть наша
Рядом с любовью живет!
В. Высоцкий
Повесть Леонида Андреева «Иуда Искариот» не входит в число произведений школьной программы, обязательных для изучения. Вместе с тем она так глубока по своему содержанию и одновременно высокохудожественна по форме, что грешно обойти её вниманием.
Конечно, все отмечают извечные проблемы, нашедшие свое отражение в повести и подчас лежащие, что называется, на поверхности. Это и длящаяся тысячелетиями борьба добра и зла, и непрекращающиеся споры о правомерности лжи во спасение в противовес убивающей правде, и рассуждения каждого нового поколения о том, что цель может оправдывать средства, наконец, вечная, как само мироздание, проблема выбора…
Но, мне думается, эта богоборческая повесть Леонида Андреева еще и об одной из главных христианских заповедей – о необходимости и умении любить, а главное, прощать. Этим убеждением и объясняются поставленные перед уроком цели:
- понять сущность и истоки противоречивости в изображении Андреевым Иуды и объяснить отношение автора к героям;
- развить творческое ассоциативное мышление на примере произведений искусства разных видов;
- воспитать доброту, чуткость, взаимопонимание как основу толерантных отношений.
Оборудование:
- иллюстрации, выполненные учащимися;
- аудиозапись русской версии рок-оперы Ллойда Уэббера и Tнма Райса «Иисус Христос - суперзвездa»;
- видеозапись киноверсии рок-оперы режиссера Нормана Джуисона с Карлом Андерсоном в роли Иуды;
- выставка книг о Леониде Андрееве, Библия, Евангелие, сборники стихов А.Ахматовой, М.Цветаевой, В.Высоцкого, словари;
- плакат со значением новых слов, необходимых для осмысления содержания урока;
- раздаточные материалы в виде таблиц-матриц для анализа текста повести
Ход урока-мастерской (Приложение 1)
І. Организационный момент.
II. Индукция (наведение).
1. Запись увертюры к рок-опере «Иисус Христос - суперзвезда» Ллойда Уэббера и Tнма Райса .
2. Слово учителя (на фоне тихо звучащей музыки).
Это увертюра (параллельная работа со словарём урока) к рок-опере, созданной в 1970 году молодыми людьми – англичанами либреттистом Тимом Райсом (1944 г.) и композитором Эндрю Ллойдом Уэббером (1948) на один из сюжетов Вечной Книги - Библии о предательстве сыны Человеческого Иудой, и называется эта опера «Иисус Христос – Суперзвезда». А еще раньше, на рубеже веков 19 и 20-го, к этой же теме обратился русский писатель Леонид Андреев, создав повесть «Иуда Искариот», которую вы читали дома и с содержанием которой предстоит разобраться на уроке.
III. Самоконструкция.
- Чем же так притягателен этот библейский сюжет, что на протяжении многих веков не перестает волновать сознание людей? Вы хорошо знаете, что согласно христианским представлениям, «Христос – воплощение истины, добра и красоты», а предавший его «Иуда - олицетворение лжи, подлости и коварства». Эти образы представляют собой многозначную симметричную антитезу, не раз дававшую пластический мотив для разных видов искусства. Конечно, не остался в стороне и Леонид Андреев, который в этом традиционном противопоставлении Иуды другим апостолам увидел одно из основных противоречий христианского учения.
В ходе этого этапа урока ребята находят поэтические ассоциации, делятся своими ощущениями друг с другом, осознают, что итогом урока должны стать ответы на вопросы:
- что побудило Л.Андреева к созданию своего произведения, столь отличающегося от традиционной трактовки известного эпизода предательства Христа Иудой;
- что вело Иуду к предательству;
- всегда ли положительны Иоанн, Петр, Фома и другие ученики Христа;
- справедливо ли эту повесть назвать «повестью отчаянья и надежды» и почему;
- и кто же, в конце концов, Иуда - победитель или проигравший в этом вечном споре добра и зла?
В результате групповой работы рождаются интересные точки зрения, о чем говорят подобранные учащимися стихи, перекликающиеся, с их точки зрения, с вечными темами, нашедшими отражение и в повести Л. Андреева. (Приложение 2)
ІV. Социоконструкция.
Объединившись в группы, учащиеся анализируют повесть по заранее подготовленным учителем вопросам, заполняют таблицы-матрицы рабочими материалами, пытаются найти ответ на вопрос, отличается ли точка зрения Андреева от традиционной ортодоксальной в отношении Иуды Искариота. (Приложение 3)
Вопросы учителя часто становятся наводящими и помогают ребятам самим сделать некоторые выводы такие, как:
- апостолы не по-христиански, ещё не зная Иуду, уже не любят его, пользуясь лишь слухами,
- встречают Иуду «по одёжке» и не пытаются самостоятельно оценить его;
- акцентируя внимание читателя на природе, писатель погружает нас в состояние ожидания «грозы», тем самым намекает уже в начале повести, что Иуде предначертано изменить что-то. Но чем станет он? Грозой, которая несет обновление и облегчение после зноя или все уничтожающей стихией, потопом?
- возможно, обнажая пороки людей, Иуда напоминал Иисусу о неотвратимости предначертанного ему. Ибо за что же, как не за грехи людские, понесет свой крест Спаситель?
- вероятно, Иуда провел большую часть жизни бездарно, потому что искал именно Иисуса, ведь ему, как и самому Христу, было известно будущее – став предателем Спасителя, помочь ему выполнить его предназначение;
- не случайно Иуда часто говорит, что его отец козел, ведь есть же оборот «козел отпущения», выходит, что Иисус взял на себя все страдания человеческие, а Иуда добровольно принимает на себя все грехи;
- ревность и обида Иуды объясняются просто: во-первых, обычным и естественным человеческим желанием быть кем-то любимым, тем более, что для него, отверженного всеми, признание приобретает особенное значение. Во-вторых, не замечая любви Иуды, Иисус Христос делает неизбежной собственную гибель, а следовательно, и предательство Иуды. Возможно, об этом андреевский Иуда Искариот жалеет особенно сильно.
Вот лишь некоторые выводы старшеклассников, но они красноречиво говорят о том, что новому поколению приоткрываются и новые горизонты библейских истин.
V. Социализация.
Основным содержанием этого этапа является создание иллюстрации к повести. Это важный этап, ведь учащиеся выбирают наиболее значимые эпизоды для словесного рисования. Таким образом, решаются две дидактические задачи: глубокое осмысление содержания и композиции произведения и развитие речи учащихся, так как нужно не только описать свою иллюстрацию, но и мотивировать выбор того или иного эпизода.
VІ. Афиширование.
Ребятам предстоит сложная задача представления и защиты своей иллюстрации. Опыт показывает, что дети чаще всего выбирают общеизвестные эпизоды «Молитва в Гефсиманском саду», «Предательский поцелуй Иуды», «Распятие Иисуса Христа». Но гораздо интереснее то, на чем сосредотачивают свое внимание ребята, описывая хорошо всем известные истории. Например, говоря о борениях Христа в Гефсиманском саду, они с особенным пристрастием рассказывают о человеческой составляющей сына Божьего. Говоря о предательском поцелуе Иуды, с необыкновенной теплотой описывают смешение нежности этого поцелуя и боли самого Иуды. А на иллюстрациях распятия Христа почти всегда находится место обезумевшему от боли Иуде, который впервые в жизни испытывает отцовские чувства. Такие интерпретации говорят о том, что старшеклассники максимально близки к точке зрения самого автора.
VІІ. Разрыв.
Этот этап становится началом новой работы школьников, которая и станет их домашним заданием. В процессе беседы осуществляется мягкая коррекция позиции участников диалога. Учитель акцентирует внимание учащихся на особенностях трактовки текста авторами иллюстраций. Направляет и корректирует процесс соотнесения родившихся в классе точек зрения с позицией автора. Напоминает о библейском значении самоубийства, об отношении к Иуде официальной церкви.
Кульминацией этого этапа становится демонстрация фрагмента видеозаписи киноверсии рок-оперы режиссера Нормана Джуисона с Карлом, Андерсоном в роли Иуды:
- Говорят, чтобы понять человека, нужно попробовать поставить себя на его место. Сейчас вы услышите и увидите последнюю арию Иуды перед самоубийством, она на английском языке, но есть вещи, понятные без слов. Представьте себя на месте Иуды и попробуйте набросать те несколько строк, которые вам хотелось бы бросить в лицо толпы, апостолов, возможно, самого Христа или даже всего мира в этот последний миг.
Предлагает дома написать творческую работу: «Мое отношение к Иуде Искриоту».
Забегая вперед, скажем, что работы учащихся, как правило, очень разные. Кто-то осуждает предательство, но жалеет Иуду, перекладывая вину за содеянное на тех, кто не желал понять и полюбить его таким, каков он есть. Кто-то называет Иисуса и Иуду разноименными полюсами одной и той же действительности. И только некоторые безапелляционно осуждают Иуду. Так или иначе, но еще многие поколения будут искать ответы на эти вопросы.
VІІІ. Рефлексия.
- Вот и прочитан последний абзац повести Леонида Андреева «Иуда Искариот», где само слово «предатель» трижды написано автором с большой буквы. Почему?
- Так кто же Иуда: предатель или жертва, чья судьба так же предопределена, как и судьба самого Иисуса; победитель или проигравший схватку со злом или он само зло?
- И как быть с хорошо известными библейскими заповедями: «Возлюби ближнего своего как самого себя» и «Не судите - да несудимы будете»?
- Сделайте свой выбор: если ваше сердце сегодня тронула история предательства в интерпретации Андреева и в нем поселилось сострадание, то попытайтесь достучаться до сердца Искариота, открыв навстречу ему своё. Если же в вашем сердце все еще живет обида и ненависть, то бросьте свой камень в Иуду Искариота. Делая свой выбор, помните слова Высоцкого, вынесенные эпиграфом к уроку:
Ненависть ― пей, переполнена чаша!
Ненависть ― требует выхода, ждет.
Но благодарная ненависть наша
Рядом с любовью живет!
Можно приклеивать к белому листу заранее заготовленные сердечки и камни, вырезанные из бумаги, а можно это сделать посредством новых технологий. (Приложение 4)
По количеству сердечек и камней легко сделать вывод об эффективности урока.