Информационные технологии на уроках литературы. Анализ стихотворения "Я не люблю" В.С. Высоцкого

Разделы: Литература, Информатика


Цель образовательная: познакомить учащихся с биографией В.С.Высоцкого, опираясь на воспоминания его родных и близких; с его творчеством певца, поэта, киноактёра, драматического актёра; с многообразием тем его стихов и песен.

Цель развивающая: развивать речь, эмоционально-чувственную сферу.

Цель воспитательная: содействовать осмыслению истории, расширению и обогащению представлений школьников о современной действительности, о нравственных исканиях современника, готовить к выбору жизненного пути; подвести учащихся к размышлению о человеке в современном мире.

Оборудование: выставка книг, песни В.Высоцкого, фотографии.

Словарь.

Кредо – чьи-нибудь убеждения, мировоззрение.
Стихи-песни, авторская песня (Творчество «поющих поэтов», сочетающих в одном автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора)
Бард – 1. У древних кельтов; певец-поэт;2. Поэт и музыкант,исполнитель собственных песен.// бардовый.Словарь С.И.Ожегова С.36
Бюрократизм – 1.Управление, при котором деятельность органов исполнительной власти излишне осложнена и направлена на обеспечение ведомственных интересов в ущерб интересам общества, во вред ему. 2. Канцелярщина, пренебрежение к существу дела ради соблюдения формальностей.// бюрократический, бюрократ.
Гражданственность – 2. Свойственный гражданину как сознательному члену общества. Гражданский долг. Иметь гражданское мужество.

Оборудование: портреты Высоцкого; фотографии; аудиозаписи песен; видеофрагменты; сборники стихотворений, ; компьютер; проектор; экран; компьютерные презентации; тексты песен; гитары.

Методические приёмы: рассказ учителя; сообщения учащихся; прослушивание аудиозаписей, просмотр видеофрагментов, клипов и компьютерных презентаций; аналитическая беседа.

ХОД УРОКА

1. Сообщается тема и цели урока

Владимир Семёнович Высоцкий
25 января 1938 – 25 июня 1980

Слово учителя. Высоцкий говорил: “Это единственная страна — Россия, где поэзия на таком не то что высоком уровне — это само собой, — поэзия великая у нас, величайшая, лучшая поэзия. И мне кажется — не из-за того, что наши поэты были только большими стихотворцами, писали прекрасные стихи, — а из-за того, что они себя достойно вели в жизни — и по отношению к властям, и по отношению к друзьям, по отношению друг к другу и, конечно, к своему творчеству. И из-за этого поэзия всегда была как-то во главе литературы, хотя у нас литература великая, величайшая в мире…”[2]

2. На доске записан эпиграф:

Носил он совесть слишком близко к сердцу,
Как носит свой осколок ветеран.
Современники о Высоцком (к 50-летию со дня рождения)

Сформулирован проблемный вопрос: Что такое гражданственность? В чём проявляется гражданственность творчества Высоцкого?

3. Слово учителя:

– Сегодня у нас не совсем обычный урок, а, как заявлено в теме, творчество В.С.Высоцкого, чтение и анализ стихотворения «Я не люблю»,воспитать нравственные принципы на основе анализа песни-стиха.
И может быть знакомые слова, если нет, устно составим словосочетания и предложения. Данные слова необходимы для понимания урока.
Сегодняшний урок – урок-портрет Владимира Семёновича Высоцкого – поэта, певца, киноактёра, драматического актёра. При жизни его не очень-то баловали вниманием. И тем не менее именно при жизни он познал безбрежную славу. В Болгарии, где он выступал, крестьяне в знак благодарности подняли автобус, на котором он приехал. А спел-то им Высоцкий всего 4 песни – но как спел! Люди эти трудовые сразу же поняли, что перед ними такой же трудяга.
Секрет его популярности прежде всего в яркой гражданственности творчества Ведь гражданственность – это не костюм для трибуны, а человеческая сущность самого поэта, она сказывается во всём, что он делает и пишет. Никогда не бывает так, чтобы поэт сказал себе: дай-ка я сяду и напишу гражданское стихотворение. А если и делается так, то это не творчество, а подделка. Богатый опыт поэзии свидетельствует, что гражданственность – это проникновение в самую суть времени, а не количество откликов на те, или иные события. Поверхностный отклик уходит вместе с листком календаря или газеты. Настоящее гражданское стихотворение – это не отклик, а поступок. Иногда связанный с разными неприятностями. Высоцкий был широко известен, даже знаменит, как спорщик, который жил наперекор, пел вопреки. Не каждый сможет так.

4. Для полного восприятия творчества В.С.Высоцкого давайте спросим родных и близких

Булат Окуджава сказал: “Высоцкий – инструмент, созданный для того, чтобы выкрикнуть наши радости, горести”. О каких горестях и радостях кричал Высоцкий? В чём заключается его гражданское кредо? Ответим его стихами.
“К песням В.Высоцкого можно относиться по-разному. Их можно любить или не любить. Можно принимать или отвергать. И долго спорить о них тоже можно. Высоцкий писал очень личностные песни. Абсолютно свои. Песни были не только продолжением его дыхания. В них продолжалось и его сердцебиение, грохотал пульс, выявлялся характер, распахивалась душа. Лучшие песни В. Высоцкого – для жизни. Они – друзья людей. В песнях этих есть удивительная добрая сила. Сила, которая помогает выстоять слабым и обрести уверенность – растерявшимся. На иную песню можно опереться, как на плечо”. (Роберт Рождественский).
Высоцкий, может быть, более, чем кто-либо другой, своим творчеством и своей такой типично российской короткой, но яркой жизнью очеловечил “ностальгию” многих поколений “по настоящему”, живя “по грудь во вранье”, сам он “не умел лгать”, “воплощал постоянное желание людей видеть рядом с собой правду”, каждый раз выходил к микрофону, как “к амбразуре”, шёл прямой, честной, бескомпромиссной дорогой, как канатоходец “без страховки”, бесстрашно “выходил из повиновения” бюрократов, прорывался “за красные флажки” и на фоне ложных лозунгов стучался в людские сердца, чтобы “не забыли” и “не потеряли” в каждодневной суете главное – честность, милосердие, любовь, верил: всё-таки “добро остаётся добром – в прошлом, будущем и настоящем!”

Из воспоминаний родных и близких

Иза Константиновна Высоцкая (Ангелина)

“Мне кажется, что он всегда точно знал, что он хочет и очень целеустремлённо к этому шёл. Теперь в этом громадный дефицит. И надёжность. Хотя, конечно, были и человеческие слабости, но тем не менее надёжность.”

Марина Влади (БалБуяна)

Из книги “Владимир, или Прерванный полёт”: “Среди множества писем, которые приходили к тебе, ты ревниво хранишь те, в которых мужчины и женщины пишут, что твои песни помогли им преодолеть какой-либо драматический момент в жизни. Я читала их. Тебе писали подводники, которым приходилось проводить много недель в морской глубине, затерянные в пурге альпинисты, сбившиеся с пути в степи шофёры, космонавты, испытывающие в звёздной пустоте благотворное воздействие твоих юмористических песен, молодые правонарушители, женщины, умеющие смеяться, несмотря на полную забот жизнь. Старики благодарили тебя за то, что ты смог так прекрасно понять и воспеть их души. Подающие надежды молодые артисты готовы взять с тебя пример и клянутся работать изо всех сил, чтобы сравняться или даже превзойти своего кумира. Пишут также солдаты после службы – их искренность и растерянность вызывают у тебя слёзы. Об этих письмах ты говорил, что они лучшие твои адвокаты на суде, который бесконечно устраивают тебе бюрократы”.
“В книге “Владимир, или Прерванный полёт” всё правда. Я написала только о том, что видела или слышала сама. Или о том, что мне рассказывал Володя. В книге нет ни одного эпизода, не связанного с нашей жизнью. Я очень хочу, чтобы люди в Советском Союзе знали: всё, что я пишу,- это правда”.
“Он играл Гамлета” (Высоцкий – драматический актёр).
Воспоминания отца.
Булат Окуджава сказал: “Высоцкий – инструмент, созданный для того, чтобы выкрикнуть наши радости, горести”. О каких горестях и радостях кричал Высоцкий? В чём заключается его гражданское кредо?» послушаем его песню. (6)

5. Песня «Я не люблю»

1. Песня вам понравилась?
2. О чем поет Высоцкий?

6. Анализ стихотворения. Работа с новыми словами, приемами. Заполнения кластера, таблицы. (Приложения)

Возвращаемся к вопросу, сформулированному в начале урока: Что такое гражданственность? В чём проявляется гражданственность творчества Высоцкого?
Как много успел сделать один человек: более 800 песен и стихов, несколько поэм, около 30 ролей, сыгранных в кино. Из множества публикаций к 50-летию со дня рождения поэта меня поразили 2 фразы:

“Он умер от жизни”
и
“Носил он совесть слишком близко к сердцу,
Как носит свой осколок ветеран”.

Хорошо, что и сегодня его любят те, кто чутко отзывается на фальшь и неискренность. Хорошо, что он так любим теми, кто был на фронте, - фронтовики знают цену и слову, и делу.
Он всю жизнь спешил. Друзья увещевали его: “ Володечка, куда тебя несёт, ты бы помедленнее”, а он лишь смеялся в ответ. И летел на своих привередливых конях, боясь потерять хотя бы мгновение, спешил сказать людям правду. Правду о самом себе, о своих современниках, о своём времени, о нашей истории. Он спешил и УСПЕЛ!
12 октября 1985 года был открыт памятник Высоцкому на его могиле. Поэт отлит из бронзы во весь рост, словно он стремится вырваться из стягивающих его пут. Над ним – гитара. Позади – две красивые лошадиные головы, которые напоминают о самой лучшей его песне «Кони привередливые»

После смерти поэта немало говорили о том, как рано оборвалась его жизнь, как много он мог бы ещё сделать…
Разговоры эти беспочвенны, и вовсе не потому, что человека всё равно не вернёшь. Просто Высоцкий сделал всё, что было предназначено ему судьбой. Он реализовал себя полностью. Он хотел быть и был. СТАЛ. СОСТОЯЛСЯ.

7. Рефлексия

Дать письменный ответ урок понравился? Что я узнал о Высоцком?

8. Домашнее задание: составить свое жизненное кредо или стихотворение  «Я не люблю».

Литература:

  1. Встречи в зале ожидания. Воспоминания о Булате. – М.: “Деком”, 2004 г.
  2. Высоцкий В. Я не люблю. – М.: “Эксмо-пресс”, 1998 г.
  3. Демидова А. Владимир Высоцкий, каким я знаю и люблю. – М., 1989 г.
  4. Евтушенко Е. Медленная любовь. – М.: “Эксмо-пресс”, 1997 г.
  5. Окуджава Б. Стихотворения. – М.: “Эксмо”, 2006 г.