Цель образовательная: познакомить учащихся с биографией В.С.Высоцкого, опираясь на воспоминания его родных и близких; с его творчеством певца, поэта, киноактёра, драматического актёра; с многообразием тем его стихов и песен.
Цель развивающая: развивать речь, эмоционально-чувственную сферу.
Цель воспитательная: содействовать осмыслению истории, расширению и обогащению представлений школьников о современной действительности, о нравственных исканиях современника, готовить к выбору жизненного пути; подвести учащихся к размышлению о человеке в современном мире.
Оборудование: выставка книг, песни В.Высоцкого, фотографии.
Словарь.
Кредо – чьи-нибудь убеждения,
мировоззрение.
Стихи-песни, авторская песня
(Творчество «поющих поэтов», сочетающих в одном
автора мелодии, автора стихов, исполнителя и
аккомпаниатора)
Бард – 1. У древних кельтов; певец-поэт;2. Поэт
и музыкант,исполнитель собственных песен.//
бардовый.Словарь С.И.Ожегова С.36
Бюрократизм – 1.Управление, при котором
деятельность органов исполнительной власти
излишне осложнена и направлена на обеспечение
ведомственных интересов в ущерб интересам
общества, во вред ему. 2. Канцелярщина,
пренебрежение к существу дела ради соблюдения
формальностей.// бюрократический, бюрократ.
Гражданственность – 2. Свойственный
гражданину как сознательному члену общества.
Гражданский долг. Иметь гражданское мужество.
Оборудование: портреты Высоцкого; фотографии; аудиозаписи песен; видеофрагменты; сборники стихотворений, ; компьютер; проектор; экран; компьютерные презентации; тексты песен; гитары.
Методические приёмы: рассказ учителя; сообщения учащихся; прослушивание аудиозаписей, просмотр видеофрагментов, клипов и компьютерных презентаций; аналитическая беседа.
ХОД УРОКА
1. Сообщается тема и цели урока
Владимир Семёнович Высоцкий
25 января 1938 – 25 июня 1980
Слово учителя. Высоцкий говорил: “Это единственная страна — Россия, где поэзия на таком не то что высоком уровне — это само собой, — поэзия великая у нас, величайшая, лучшая поэзия. И мне кажется — не из-за того, что наши поэты были только большими стихотворцами, писали прекрасные стихи, — а из-за того, что они себя достойно вели в жизни — и по отношению к властям, и по отношению к друзьям, по отношению друг к другу и, конечно, к своему творчеству. И из-за этого поэзия всегда была как-то во главе литературы, хотя у нас литература великая, величайшая в мире…”[2]
2. На доске записан эпиграф:
Носил он совесть слишком близко к сердцу,
Как носит свой осколок ветеран.
Современники о Высоцком (к 50-летию со дня
рождения)
Сформулирован проблемный вопрос: Что такое гражданственность? В чём проявляется гражданственность творчества Высоцкого?
3. Слово учителя:
– Сегодня у нас не совсем обычный урок, а, как
заявлено в теме, творчество В.С.Высоцкого, чтение
и анализ стихотворения «Я не люблю»,воспитать
нравственные принципы на основе анализа
песни-стиха.
И может быть знакомые слова, если нет, устно
составим словосочетания и предложения. Данные
слова необходимы для понимания урока.
Сегодняшний урок – урок-портрет Владимира
Семёновича Высоцкого – поэта, певца, киноактёра,
драматического актёра. При жизни его не очень-то
баловали вниманием. И тем не менее именно при
жизни он познал безбрежную славу. В Болгарии, где
он выступал, крестьяне в знак благодарности
подняли автобус, на котором он приехал. А спел-то
им Высоцкий всего 4 песни – но как спел! Люди эти
трудовые сразу же поняли, что перед ними такой же
трудяга.
Секрет его популярности прежде всего в яркой
гражданственности творчества Ведь
гражданственность – это не костюм для трибуны, а
человеческая сущность самого поэта, она
сказывается во всём, что он делает и пишет.
Никогда не бывает так, чтобы поэт сказал себе:
дай-ка я сяду и напишу гражданское стихотворение.
А если и делается так, то это не творчество, а
подделка. Богатый опыт поэзии свидетельствует,
что гражданственность – это проникновение в
самую суть времени, а не количество откликов на
те, или иные события. Поверхностный отклик уходит
вместе с листком календаря или газеты. Настоящее
гражданское стихотворение – это не отклик, а
поступок. Иногда связанный с разными
неприятностями. Высоцкий был широко известен,
даже знаменит, как спорщик, который жил
наперекор, пел вопреки. Не каждый сможет так.
4. Для полного восприятия творчества В.С.Высоцкого давайте спросим родных и близких
Булат Окуджава сказал: “Высоцкий – инструмент,
созданный для того, чтобы выкрикнуть наши
радости, горести”. О каких горестях и радостях
кричал Высоцкий? В чём заключается его
гражданское кредо? Ответим его стихами.
“К песням В.Высоцкого можно относиться
по-разному. Их можно любить или не любить. Можно
принимать или отвергать. И долго спорить о них
тоже можно. Высоцкий писал очень личностные
песни. Абсолютно свои. Песни были не только
продолжением его дыхания. В них продолжалось и
его сердцебиение, грохотал пульс, выявлялся
характер, распахивалась душа. Лучшие песни В.
Высоцкого – для жизни. Они – друзья людей. В
песнях этих есть удивительная добрая сила. Сила,
которая помогает выстоять слабым и обрести
уверенность – растерявшимся. На иную песню можно
опереться, как на плечо”. (Роберт
Рождественский).
Высоцкий, может быть, более, чем кто-либо другой,
своим творчеством и своей такой типично
российской короткой, но яркой жизнью очеловечил
“ностальгию” многих поколений “по
настоящему”, живя “по грудь во вранье”, сам он
“не умел лгать”, “воплощал постоянное желание
людей видеть рядом с собой правду”, каждый раз
выходил к микрофону, как “к амбразуре”, шёл
прямой, честной, бескомпромиссной дорогой, как
канатоходец “без страховки”, бесстрашно
“выходил из повиновения” бюрократов,
прорывался “за красные флажки” и на фоне ложных
лозунгов стучался в людские сердца, чтобы “не
забыли” и “не потеряли” в каждодневной суете
главное – честность, милосердие, любовь, верил:
всё-таки “добро остаётся добром – в прошлом,
будущем и настоящем!”
Из воспоминаний родных и близких
Иза Константиновна Высоцкая (Ангелина)
“Мне кажется, что он всегда точно знал, что он хочет и очень целеустремлённо к этому шёл. Теперь в этом громадный дефицит. И надёжность. Хотя, конечно, были и человеческие слабости, но тем не менее надёжность.”
Марина Влади (БалБуяна)
Из книги “Владимир, или Прерванный полёт”:
“Среди множества писем, которые приходили к
тебе, ты ревниво хранишь те, в которых мужчины и
женщины пишут, что твои песни помогли им
преодолеть какой-либо драматический момент в
жизни. Я читала их. Тебе писали подводники,
которым приходилось проводить много недель в
морской глубине, затерянные в пурге альпинисты,
сбившиеся с пути в степи шофёры, космонавты,
испытывающие в звёздной пустоте благотворное
воздействие твоих юмористических песен, молодые
правонарушители, женщины, умеющие смеяться,
несмотря на полную забот жизнь. Старики
благодарили тебя за то, что ты смог так прекрасно
понять и воспеть их души. Подающие надежды
молодые артисты готовы взять с тебя пример и
клянутся работать изо всех сил, чтобы сравняться
или даже превзойти своего кумира. Пишут также
солдаты после службы – их искренность и
растерянность вызывают у тебя слёзы. Об этих
письмах ты говорил, что они лучшие твои адвокаты
на суде, который бесконечно устраивают тебе
бюрократы”.
“В книге “Владимир, или Прерванный полёт” всё
правда. Я написала только о том, что видела или
слышала сама. Или о том, что мне рассказывал
Володя. В книге нет ни одного эпизода, не
связанного с нашей жизнью. Я очень хочу, чтобы
люди в Советском Союзе знали: всё, что я пишу,- это
правда”.
“Он играл Гамлета” (Высоцкий – драматический
актёр).
Воспоминания отца.
Булат Окуджава сказал: “Высоцкий – инструмент,
созданный для того, чтобы выкрикнуть наши
радости, горести”. О каких горестях и радостях
кричал Высоцкий? В чём заключается его
гражданское кредо?» послушаем его песню. (6)
5. Песня «Я не люблю»
1. Песня вам понравилась?
2. О чем поет Высоцкий?
6. Анализ стихотворения. Работа с новыми словами, приемами. Заполнения кластера, таблицы. (Приложения)
Возвращаемся к вопросу, сформулированному в
начале урока: Что такое гражданственность? В чём
проявляется гражданственность творчества
Высоцкого?
Как много успел сделать один человек: более 800
песен и стихов, несколько поэм, около 30 ролей,
сыгранных в кино. Из множества публикаций к
50-летию со дня рождения поэта меня поразили 2
фразы:
“Он умер от жизни”
и
“Носил он совесть слишком близко к сердцу,
Как носит свой осколок ветеран”.
Хорошо, что и сегодня его любят те, кто чутко
отзывается на фальшь и неискренность. Хорошо, что
он так любим теми, кто был на фронте, - фронтовики
знают цену и слову, и делу.
Он всю жизнь спешил. Друзья увещевали его: “
Володечка, куда тебя несёт, ты бы помедленнее”, а
он лишь смеялся в ответ. И летел на своих
привередливых конях, боясь потерять хотя бы
мгновение, спешил сказать людям правду. Правду о
самом себе, о своих современниках, о своём
времени, о нашей истории. Он спешил и УСПЕЛ!
12 октября 1985 года был открыт памятник Высоцкому
на его могиле. Поэт отлит из бронзы во весь рост,
словно он стремится вырваться из стягивающих его
пут. Над ним – гитара. Позади – две красивые
лошадиные головы, которые напоминают о самой
лучшей его песне «Кони привередливые»
После смерти поэта немало говорили о том, как
рано оборвалась его жизнь, как много он мог бы ещё
сделать…
Разговоры эти беспочвенны, и вовсе не потому, что
человека всё равно не вернёшь. Просто Высоцкий
сделал всё, что было предназначено ему судьбой.
Он реализовал себя полностью. Он хотел быть и был.
СТАЛ. СОСТОЯЛСЯ.
7. Рефлексия
Дать письменный ответ урок понравился? Что я узнал о Высоцком?
8. Домашнее задание: составить свое жизненное кредо или стихотворение «Я не люблю».
Литература:
- Встречи в зале ожидания. Воспоминания о Булате. – М.: “Деком”, 2004 г.
- Высоцкий В. Я не люблю. – М.: “Эксмо-пресс”, 1998 г.
- Демидова А. Владимир Высоцкий, каким я знаю и люблю. – М., 1989 г.
- Евтушенко Е. Медленная любовь. – М.: “Эксмо-пресс”, 1997 г.
- Окуджава Б. Стихотворения. – М.: “Эксмо”, 2006 г.