"Все мы родом из детства". 11-й класс

Разделы: Литература, Внеклассная работа

Класс: 11


Литература – учебный предмет, для которого обучение не доминирующий абсолют, а лишь составная часть программы воспитания. Перед учителем в этой связи стоит серьёзная задача, ибо нынешние реалии не очень-то способствуют успешному духовному воспитанию молодого поколения страны. Вот почему нельзя упускать ни одной возможности приобщения обучающихся к миру настоящих нравственных ценностей.

Одной из эффективных форм такой работы является проведение прощальных уроков литературы в выпускном классе, которые способствуют глубокому осмыслению нравственных выводов произведений литературы, помогают подросткам осознать их великую созидательную силу.

На прощальном уроке «Все мы родом из детства» анализируется важный этап в жизни каждого человека  и определяется  его  роль во взрослой жизни.

Тщательно отобранные для урока произведения, поданные в интересной форме и праздничной обстановке, обязательно приведут выпускников к выводу, что им просто необходимо взять с собой во взрослую жизнь такие понятия, как «детскость души», «семья», «друзья», «Родина», «школа», «любовь». Каждое из этих понятий в процессе урока должно стать отдельным лепестком единого «цветка детства», «распускающегося» прямо на глазах 11-классников.   Подобие распустившегося цветка как символ духовного завещания детства  пусть получит и каждый выпускник

Уровень эмоциональности урока не оставит сомнений: восприятие и постижение нравственных выводов произведений литературы состоялось, а значит, состоялось и приобщение подростков к миру настоящих нравственных ценностей, что особенно важно на пороге их самостоятельной жизни.

Откуда я? Я из моего детства. 
                                                                                                                       
Антуан де Сент-Экзюпери

Цель урока: способствовать глубокому осмыслению нравственных уроков произведений литературы, помочь выпускникам осознать их великую созидательную силу.

Оборудование урока: презентация, запись музыки, аксессуары для сценок, лепестки из цветного картона для «цветка детства», каждому выпускнику объёмный цветок из компьютерной цветной бумаги

ХОД УРОКА

Слово учителя. Сегодня у нас необычный урок литературы. На пороге вашего прощания с детством мы постараемся проанализировать этот важный этап в жизни каждого человека и сделать выводы, которые станут вашим ориентиром во взрослой жизни и позволят (я уверена в этом) избежать многих ошибок. А помогут нам решить эту сложную задачу, как и всегда на уроках литературы, прекрасные и мудрые произведения прекрасных и мудрых русских писателей и поэтов.
- Какие определения к слову «детство» вам, ребята, приходят в голову прежде всего? (Ответы: весёлое, беззаботное, беспечное и т.д.). Именно такое детство показал в своих произведениях Виктор Драгунский. Встречайте героев его рассказа «Заколдованная буква» и вспоминайте, какими вы были ещё совсем недавно.

Сценка по рассказу В. Драгунского «Заколдованная буква». (Участвуют дети 1 класса) 

Выходят два мальчика и одна девочка в шубках, валенках, шапках и варежках на резинках. Один мальчик везёт санки, другой грузовик на верёвочке, а девочка несёт куклу. Вдруг они видят ветку ели на полу, девочка бежит к ней и поднимает.

Девочка: (радостно). Смотрите, а на ёлке сыски висят.

Мальчишки начинают смеяться, указывая на девочку.

Первый мальчик: Ой, умру от смеха! Сыски! (Падает на санки, держась за живот)

Второй мальчик: Девчонке пять лет, скоро замуж выдавать! А она – сыски.

Девочка: (с обидой). Я правильно сказала! Это у меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать «сыски», а у меня высвистывается «сыски»…

Первый мальчик: Эка невидаль! У неё зуб вывалился! У меня целых три вывалилось да два шатаются, а я всё равно говорю правильно. Вот послушай: хыхки! Что! Правда, здорово – хыхх-ки! Я даже петь могу (вскакивает с санок и с приплясыванием):

Ох, хыхечка зелёная,
Боюся уколюся я.

Девочка: (очень громко): Неправильно! Ура! Ты говоришь хыхки, а надо сыски.

Первый мальчик: (чуть не плача). Нет, не надо сыски, а надо хыхки.

Девочка: Сыски. Я всё папе расскажу! (Плачет и уходит)

Первый мальчик:  (вслед девочке). Всё равно хыхки! (Уходит вслед за девочкой, тоже плача)

Второй мальчик: (Очень серьёзно). Чего так спорить, раз оба неправы? Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: (пауза) фыфки! Вот и всё! (Уходит)

Слово учителя. Я уверена, что каждый из вас мог бы тоже рассказать забавную историю из своего детства. А ещё больше таких историй, конечно же, знают про вас ваши мамы. Предоставим им слово. (На экране слайды с детскими фотографиями одиннадцатиклассников)

Выступление заранее предупреждённой мамы одного из выпускников.

Слово учителя. Вижу, что на всех нахлынули прекрасные воспоминания о беспечном детстве и расставаться с ним стало ещё более жаль. А поможет выразить общую ностальгию песня «Кораблик детства». (Поют 1-2 подготовленных выпускника).

Песня «Кораблик детства».

Слово учителя. Да, вы уже стоите на пороге юности, но это вовсе не означает, что с детством нужно распрощаться навсегда. Постарайтесь сохранить «детскость» души (к доске прикрепляется лепесток с этим словом), и вы увидите, что это приобретение детства станет вашим добрым талисманом.
Однако детство не только весёлая и беззаботная пора, но и время активной учёбы. Учёные утверждают, что 70% всего, что человек узнаёт за всю жизнь, он узнаёт в детстве. Знания эти самые разнообразные. Поэтому вслед за героем сказки Сент-Экзюпери «Маленький принц» каждый из нас может сказать: «Я из моего детства». (Слайд). То есть, чему мы научились в детстве, останется с нами на всю жизнь. И пожалуй, первое, что мы понимаем в детстве – любовь родных и близких, особенно мамы. Много прекрасных произведений на эту тему мы прочитали с вами за 11 лет. Назовите некоторые из них. (Ответы обуч-ся, в том числе: рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма»).  Давайте вспомним, о чем это произведение?  (Ответы выпускников).

Слово учителя. Да, материнское сердце способно простить всё. Но, поверьте, не стоит это проверять. Иначе вам придётся жить с горечью вины перед самым дорогим и близким человеком. А это тяжёлая ноша. Послушайте, что говорится об этом в одной старой мудрой легенде.

(Рассказывает подготовленная выпускница, а на экране слайды с семейными фотографиями одиннадцатиклассников).

Легенда о матери. Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. Но сердце у девушки было чёрное, недоброе.
Привёл сын молодую жену в родной дом. Невзлюбила она свекровь, сказала мужу: “Пусть не ходит мать в хату, посели её в сенях”. Поселил сын мать в сенях, запретил заходить в хату. Боялась мать показаться злой снохе на глаза.
Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: “Пересели мать в сарай”. Переселил сын мать в сарай. Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирепела жена, прибежала к мужу: “Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из груди её сердце и принеси мне”.
Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его красота жены. Он убил мать, вынул из её груди сердце, положил на кленовый листок, несёт. Трепещет материнское сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом, упало горячее материнское сердце на острый камень, окровавилось, встрепенулось и прошептало: “Сыночек мой родной, не больно ли ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ушибленное место”.
Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце ладонями, прижал к груди, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать. И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, встала мать и прижала к груди кудрявую голову сына. Не мог после этого сын возвратиться к жене-красавице, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоём в степь и стали двумя курганами. И каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов.
Такова легенда, созданная народной мудростью.

Слово учителя. Вывод из сказанного, на мой взгляд, очевиден:

Любили тебя без  особых причин:
За то, что ты дочь, за то, что ты сын,
За то, что малыш, за то, что растёшь,
За то, что на маму и папу похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Будет надёжной опорой твоей!

Уверена, никого не нужно уговаривать взять любовь своих родителей с собой в юность (к цветку на доске добавляется лепесток со словом «семья»).
Кроме семьи, ни один ребёнок не может обойтись и без друзей. (На экране слайды с фотографиями одиннадцатиклассников, где они вместе с друзьями).
Да,  бывает,  что  вы  ссоритесь,  но  настоящая дружба становится от этого только прочнее.
Давайте убедимся в этом.

Сценка «Кто первый?» (по стихотворению В. Орлова) и песня «Ты, да я, да мы с тобой!»

Два выпускника выходят к доске и становятся, отвернувшись друг от друга. Затем выходит девушка-выпускница.

Девушка: Кто кого обидел первый?
Первый юноша: (показывая пальцем на другого). Он меня!
Второй юноша: (тоже показывая пальцем на своего товарища). Нет, он меня!
Девушка: Кто кого ударил первый?
Первый юноша: (показывая пальцем на другого). Он меня!
Второй юноша: (тоже показывая пальцем на своего товарища). Нет, он меня!
Девушка: Вы же раньше так дружили!
Первый юноша:  (Обиженно). Я дружил!
Второй юноша: (Обиженно). И я дружил!
Девушка: Что же вы не поделили?
Первый юноша:  (Удивлённо). Я забыл.
Второй юноша: (Удивлённо). И я забыл!

Все трое берутся за руки и поют песню «Ты, да я, да мы с тобой!»

Слово учителя. В старинных книгах говорится: «Новых друзей наживай, а старых не теряй». Это о друзьях детства. Считается, что они самые верные и остаются с нами на всю жизнь. И их вы тоже возьмите с собой (к доске прикрепляется новый лепесток со словом «друзья»).
А ещё мы с детства учимся любить и ценить то место, где родились и живём. И в этом нам тоже во многом помогает литература. Особенно произведения тех авторов, чей патриотизм прошёл испытания Великой Отечественной войной и чьим  словам нельзя не верить.

Стихотворение К. Симонова «Родина». (Читает подготовленный ученик, а на экране слайды с фотографиями родного села).

Касаясь трёх великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда!
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Всё, что ты оставил вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину такую,
Какой её ты в детстве увидал:
Клочок земли, припавший к трём берёзам,
Далёкую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей Земли.
Да! Можно выжить в зной, в грозу, в морозы.
Да! Можно холодать и голодать, идти на смерть,
Но эти три берёзы при жизни никому нельзя отдать!

Слово учителя. В старинных книгах читаем: «Глупа та птица, которой гнездо своё не мило».  Дабы не быть такими же глупыми, возьмите с собой во взрослую жизнь любовь к нашей родине (на доску прикрепляется лепесток со словом «Родина»).
Известный поэт сказал: «В начале жизни школу помню я…». Наверное, эта страничка вашего детства остаётся до сих пор самой неоценённой. Ничего, всему своё время! Вспомните героя рассказа В. Распутина «Уроки французского». Только спустя годы он смог понять поступок учительницы, которая ценой своей карьеры помогла ему стать человеком. Но зато каждая учительница, наверное, немножко завидует Лидии Михайловне, в честь которой написан этот светлый гимн любви и уважения – рассказ «Уроки французского».
Послушайте ещё одно прекрасное произведение на эту тему.  

Стихотворение А. Дементьева «Не смейте забывать учителей!» (Читает подготовленный ученик, а на экране слайды с фотографиями выпускников вместе со своими учителями).

Звучит фрагмент песни D. J. Цветкоffа, Д. Ковкова на стихи О. Елькиной «Всё, что было в школе!»

Слово учителя. Мудрость наставников тоже возьмите в путь, пусть пока и неосознанно. Уверяю, обузой не будет (лепесток со словом «школа» прикрепляется к доске).
Говоря о детстве, нельзя не сказать о первой любви, которую почти каждый из нас переживает именно в этом возрасте. Это чувство и становится, пожалуй, первым вестником того, что детство заканчивается и вы – уже на пороге нового жизненного этапа. Давайте посмотрим, как это происходит.

Стихотворение Р. Рождественского «Любовь» (читают три выпускника).

1. Любовь.
Мы об этом читали в книжках.

2. Любовь.
Мы такое понять не могли.

3. Но постепенно мужали мальчишки
И вот до неё доросли.

1. А помнишь –
мы с ней не хотели знаться
и часто, пути для себя выбирая,
её мы считали,
лет до тринадцати,
чувством,
которое все презирают.

2. Строгая кинжалы ножом перочинным,
ровесниц вгоняя сраженьями в трепет,
решали мы, что настоящий мужчина,
тот,
который девчонок не терпит.

3. А если случалось,
то знал любой,
смеясь,
читали на стенах прохожие:
Вова + Лида = любовь.

1. А тут – не такая!

2. А тут – непохожая.

3. А тут –
то близкая, то далёкая –
пришла и выволокла на улицу.
Первая (мне говорили: лёгкая),
верная
(мне говорили: забудется!).

1. Мне говорили:
ни в коей мере
любовь пошатнуть тебя не должна!

2. Мне говорили,
а я не верил…

3. Мне говорили так,
а она
опять будоражила и удивляла,
то криком крича,
то дразня,
то играя.
Смеяться и плакать она заставляла,
и не было ей ни конца ни края!

1. Она была в жестах,
в улыбках и взглядах,

2. Она была в ссорах,
в словах откровенных,

3. Она была в каждом движенье
и в клятвах,
наивных,
смешных,
но действительно верных.

Слово учителя. Именно такая любовь приходит к героям повести Р. Фраермана «Дикая собака динго, или повесть о первой любви». Напомню её содержание. Тане Сабанеевой скоро 15. Она живёт с мамой, отец оставил их ради другой женщины, и ни Таня, ни её мама не смогли его простить, хотя он очень любит Таню и скучает по ней. А ещё рядом с Таней всегда её друг Филька. Правда, девочка не замечает, что Филька давно уже её по-настоящему любит. К Тане же чувство приходит, когда она встретила Колю, приёмного сына своего отца. Но узнав, кем приходится Коля её отцу, Таня всячески борется со своим чувством. Однако любовь оказывается сильнее обид и ревности. И вот Таня в ожидании свидания с Колей. А что же Филька? Давайте послушаем их диалог накануне Таниного свидания.

Инсценирование эпизода из повести Р. Фраермана «Дикая собака динго, или повесть о первой любви».

Скамейка, к ней прикреплена ветка берёзы с листочками из зелёной компьютерной бумаги, звучит запись с голосами птиц. На скамейке сидит юноша и перочинным ножом чинит карандаш, на коленях у него лежат книжки и тетрадки. Подходит девушка и садится рядом.

Юноша: (с укоризной). Завтра последнее испытание, а ты уходишь на целый час. Сама всё знаешь, а другой человек пусть пропадает. И он пропадёт. Я даю тебе слово. И, может быть, чтобы он не пропал, ему нужно учиться, а тебя, когда надо, нет.
Девушка: Филька, ты бы мог и один выучить эту теорему за час, пока я ходила к Жене.
Юноша: (с грустью). А что ты скажешь, если я её учу, учу, а она катится от меня, как на колёсах?
Девушка: Тогда начнём скорей. (Берёт у Фильки свою тетрадь и объясняет по ней). Если две окружности имеют общую точку…
Юноша: (кладёт свою руку на руку девушки). Нет, подожди. Скажи мне сначала всю правду. В самом деле пойдёшь ты сегодня на рассвете с Колей на мыс?
Девушка: Я сказала тебе правду.
Юноша: (тихо и с грустью). И для этого надела ты своё нарядное платье?
Девушка: (твёрдо). Да.
Юноша: (с душевной болью). Таня, не ходи туда. Я тебя очень прошу!
Девушка: (твёрдо). Нет, я пойду. (Вдруг на лице её отражается испуг, она оттягивает платье на шее). Гусеница, гусеница! Вот она здесь! Противно! Режь скорее!
Юноша: (долю секунды колеблется, глядя на свой нож, а потом выполняет её просьбу).
Девушка: (сжимает в руке кусок отрезанной ткани, потом с ужасом и отвращением разжимает ладонь и видит там обыкновенный сучок. Недоумённо смотрит на него, потом с ужасом - на дыру в платье). В чём же я теперь пойду? Зачем ты сделал это, Филька?
Юноша: (тихо, но твёрдо). Нарочно, хотя ты сама меня об этом просила. Но, может быть, ты теперь не пойдёшь на мыс?
Девушка: (кричит). Всё равно я пойду. Я пойду, я пойду! (Убегает).
Юноша: (сидит, опустив голову, потом берёт тетрадь и учебник и уходит).

Слово учителя. Чем же обогатила первая любовь сердца героев? (Ответы: Фильку –
уважением к чувству Тани. Таню – мудростью («никто не виноват»), великодушием (отказывается
от своего счастья ради счастья и покоя матери). Колю – пониманием того, что кроме любви, есть ещё такое чувство, как долг).

Слово учителя. Говорят, что первая любовь редко бывает счастливой. Но вместо обиды и горечи вы, подобно героям этой повести, возьмите с собой в далёкий жизненный путь её нравственные уроки (к доске прикрепляется лепесток со словом «любовь»).
Вот и расцвёл волшебный цветик – семицветик вашего детства. Его подобие есть на столе каждого из вас.

Возьмите их с собой в юность как символ нравственных уроков детства, которые вы усвоили в том числе и с помощью произведений литературы.. Если вы бережно, обдуманно будете «отрывать лепестки», то есть расходовать всё, что приобрели в детстве, жизнь ваша будет счастливой. Но надеяться только на волшебство не стоит. Многое зависит от вас самих.

Стихотворение В. Маяковского «Секрет молодости».  (Читает подготовленная ученица)

Нет, не те «молодежь»,
кто, забившись в лужайку да в лодку,
начинает под визг и галдеж
прополаскивать водкой глотку.
Нет, не те «молодежь»,
кто весной ночами хорошими,
раскривлявшись модой одеж,
подметают бульвары клешами.
Нет, не те «молодежь»,
кто восхода жизни зарево,
услыхав в крови  зудеж,
на романы разбазаривает.
Разве это молодость? Нет!
Мало быть восемнадцати лет.
Молодые – это те,
кто бойцовым рядам поределым
скажет именем всех детей:
«Мы  земную жизнь переделаем!»
Молодежь – это имя – дар
тем,  кто влит в боевой КИМ,
тем, кто бьется,  чтоб дни труда
были радостны и легки!

Слово учителя. Однако и доля удачи, благосклонность Судьбы тоже не помешают. Давайте попробуем её задобрить.

Песня «Прекрасное далёко». (Все выходят с «цветами детства» к доске, куплет поёт подготовленная выпускница, а припев – все выпускники).

Слово учителя. (Класс стоит у доски). К.Г. Паустовский писал: «Очевидно, общение с детьми развивает в человеке многие добрые чувства». Я абсолютно с этим согласна и от всей души благодарна вам за то, что причастность к вашим светлым детским душам, чистым сердцам не позволила очерстветь и моему сердцу. А в качестве этой самой благодарности (ведь вы пока ещё дети) примите от меня торт, который я испекла для вас сама. (Далее чаепитие с тортом, фотографии с родителями и учителями на память).