Цели урока:
1) развитие аналитического мышления детей;
2) развитие любви к русской литературе;
3) закрепление навыка лирического текста.
Методические приемы: аналитическая беседа с учащимися, анализ стихотворения
Оборудование: текст стихотворения Ф.И. Тютчева “Весь день она лежала в забытьи…”. (Приложение 1)
Ход урока
1. Вступительное слово учителя. (Объявляется тема урока). Мы сегодня продолжим разговор о любовной лирике Тютчева на примере одного стихотворения “Весь день”.
- Давайте, ребята, вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке, посвященном любовной лирике Тютчева. (...). Но все же самой яркой является любовь к Елене Александровне Денисьевой. Именно этой женщине и посвящен “Денисьевский” цикл.
- Ребята, в чем особенность “Денисьевского” цикла?
- В чем особенность композиции этого лирического цикла?
- А в чем особенность лирического произведения? Чем лирическое произведение отличается от прозаического и драматического?
- Почему же мы сказали, что стихи Тютчева напоминают любовный роман?
Слова учителя: Я рада, что вы хорошо помните, о чем мы говорили на прошлом уроке.
2. Введение в тему.
- Ребята, как вы думаете, почему тема звучит так широко, а рассматривать мы будем лишь одно стихотворение?
- Чтение стихотворения.
Слова учителя: Итак, мы должны понять, о чем рассказывает автор в своем произведении, и какую мысль он хочет донести до читателя, т.е. каковы тема и идея стихотворения.
3. Анализ текста. Приступим к анализу стихотворения. Не забудем, что главное в лирическом тексте – чувства. Чтобы сэкономить время, работать будем на листочках с текстом. Эти записи вам помогут выполнить домашнее задание.
Запишем на обратной стороне листа слово тема
и идея.
Слова учителя: Мы убедились, что любовные стихи Тютчева сюжетны и напоминают прозу.
- Заметили ли вы одну интересную особенность на уровне морфологии? Какая часть речи самая употребляемая в этом стихотворении? (…) Назовем их и подчеркнем в тексте.
- Как вы думаете, почему Тютчев использовал чаще всего глаголы и именно прошедшего времени?
- В последней строфе 2 глагола в неопределенной форме “любить”, “пережить”. О чем это может говорить?
Нарисуем схему: Н.ф. наст.вр. прош.вр. буд.вр.
- На какую мысль это нас наводит? (Они заставляют задуматься, сможет ли лирический герой пережить это горе. Неизвестно)
- На сколько логических частей можно разделить это стихотворение? Посмотрим текст.
- Как можно назвать эти логические части?
- Теперь давайте проанализируем стихотворение на лексическом уровне. Какие выразительные средства (тропы) мы можем выделить в стихотворении?
- Какой вывод мы можем сделать, проанализировав это стихотворение на лексическом уровне? (Автор использует обычную литературно-разговорную речь). Почему? (Настоящее человеческое горе передается очень просто)
- Почему Тютчев 2 раза использует слова “сознательную” и “сознательно”?
- Почему в последней строфе слово “пережить” выделено автором и в тексте стоит после восклицания? (“… О Господи!.. и это пережить”… По библейской истине мы знаем, что ни один волос с головы человека не упадет без воли Господа)
Какое чувство выражено в этом восклицании? (Упрек, чувство несправедливости. “…Пережить” - если бог у него жизнь не отнимает, это придется пережить)
Слова учителя: Поэтому слово
“пережить” - является ключевым в этом
стихотворении. Давайте его подчеркнем. Ребята,
опираясь на то, о чем мы уже поговорили, какой мы
можем сделать вывод по теме этого стихотворения
и его идее? Давайте запишем, поставим вопросы, а
позже проверим, верны ли наши утверждения. Такой
вывод мы можем сделать на основе анализа
композиции, лексики, морфологии, анализа рифмы,
размера… Давайте проверим свои выводы с точки
зрения синтаксиса. Мы будем анализировать текст
по строфам.
Слово учителя: Подтверждается наш вывод о несправедливости смерти.
- Что представляет собой вторая строфа с точки зрения синтаксиса?
- Почему три раза Тютчев повторяет союз и?
- Почему стоит тире?
- Почему же лирическая героиня пришла в себя? В чем причина? Каким словом эта причина выражена?
- Почему строфа заканчивается многоточием?
Слова учителя: Героиня должна осознать умирать ей или возвратиться к жизни.
- Какими синтаксическими средствами раскрывается смысл третьей строфы?
- Почему деепричастный оборот вводиться союзом как и частицей бы?
- Какое условие мешает героине беседовать самой с собой? Чем оно выражено?
- Давайте поговорим о четвертой строфе?
- Какой знак между частями БСП? Когда мы ставим тире?
- Почему предложение заканчивается восклицательным знаком?
- Почему после обращения в первом предложении стоит восклицательный знак и многоточие? Ведь, это редкий и сложный знак. Какое здесь выражено сильное чувство?
- А многоточие? (Незаконченная мысль. В этом обращении звучит не только чувство, но и желание понять, что же дальше)
- “Это пережить... ”. (Многоточие, потому что неизвестно, сможет ли герой пережить это горе). Автор выделяет это слово, как главное в своем стихотворении, а мы выделяем, как ключевое)
- “И сердце на клочки не разорвалось … ” (Опять недосказанность, неизвестность, что же будет дальше?)
Слова учителя: Но, ведь, оно не разорвалось. Значит, все же надежда на будущее у лирического героя есть.
- К чему же Тютчев подводит читателя? (Страдания человека от утраты великой любви безграничны. Человеку тяжело с этим справиться и не каждому это дано)
Слова учителя: Сможет ли справиться с этим горем лирический герой? На этот вопрос автор не дает нам прямого ответа, потому что каждый человек индивидуален. Но есть надежда на то, что он преодолеет эту беду.
- Вспомним, какова была цель нашего урока? (…) Мы этого добились.
5. Выставление оценок
6. Домашнее задание: проанализировать одно любовное стихотворение Тютчева.