Цели урока:
– расширить знания детей о творчестве С.Я. Маршака;
– учить, самостоятельно искать и проверять новые знания по теме;
– развивать навыки выразительного чтения, умение аргументировать своё мнение, развивать речь;
– способствовать обогащению словарного запаса детей;
– способствовать развитию креативности мышления учащихся, через воплощение в сценическом образе;
– воспитывать интерес к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей.
Ход урока
I. Организационный момент.
Психологическая гимнастика.
– Отгадайте мою загадку: “Светит, сверкает, всех согревает”. Что это? (Солнце).
– Как ласково называем его? (Солнышко).
– Представьте, что солнышко согревает ваше лицо, руки, вам приятно.
(Расслабление.)
– Подул холодный ветер, вам холодно.
(Напряжение.)
– Опять засверкало солнышко.
(Расслабление.)
– С таким солнечным настроением мы проведём наш урок.
II. Проверка домашнего задания.
1. Начнём урок с проверки домашнего задания. На прошлом уроке мы познакомились с жизнью и творчеством С.Я. Маршака.
Ребята подготовили сообщения о С.Я. Маршаке. Послушаем ребят.
2. Выставка книг С.Я. Маршака (носит ознакомительно-рекомендательный характер).
Учитель обращает внимание детей на выставку. Делает краткий обзор книг.
3. Восприятие текста.
– С каким произведением С.Я. Маршака вы познакомились дома. (Сделать модель обложки).
– Назовите произведение. (Двенадцать месяцев)
– К какому жанру относится? (сказка)
– Докажите, что это произведение является сказкой. (Дети находят в произведении сказочные элементы, говорят о превращениях и волшебстве).
– Но это не просто сказка. Это пьеса-сказка.
– Чем отличается пьеса от других произведений? (Пьеса предназначена для постановки в театре, на сцене, здесь выделены роли).
– Назовите действующих лиц пьесы.
– Пьеса состоит из картин, раскрывающих место действия.
– Есть авторские указания-ремарки. (Это пояснения, которыми автор определяет возраст, внешние особенности персонажей, их состояние, поведение, жесты, интонации).
III. Словарная работа.
(Толкование лексического значения слов)
– КАНЦЛЕР … и другие слова (читаем в учебнике)
На доске: МАЧЕХА – неродная мать
ПАДЧЕРИЦА – неродная дочь одного из супругов
ПОДСНЕЖНИК – травянистое растение с цветками светлой окраски,
распускающимися сразу после таяния снега.
(Сначала своими словами: это первоцвет)
– Какие первоцветы вы знаете? (Мать и мачеха, медуница, первоцвет весенний, ветреница, одуванчик, ландыш, иван-чай)
– Один из них ГАЛАНТУС (подснежник) встречается нам в сказке-пьесе.
IV. Работа с произведением.
Понимание прочитанного.1. Итак, давайте посмотрим начало пьесы. Вторая картина 1-го действия. – “Королевский урок”.
– Скажите, где происходит действие? (Дворец… )
– Какими вы представляете девочку-королеву и учителя королевы?
На доске:
Королева | Учитель |
капризная | умный |
ленивая | терпеливый |
надменная | выдержанный |
бессердечная | робкий |
– Почему королеву можно назвать бессердечной? Какое неправильное решение она приняла? (подтвердите ответ словами из текста).
– Какой приказ (или каприз) издала королева? (принести во дворец подснежники к Новому году).
– Как называются люди, которые зачитываю указы королевы? (Глашатые)
(2 ученика в образе глашатых зачитывают со свитков указ.)
(Звучат фанфары)
V. Физкультминутка.
Чтоб сорвать в лесу цветочки,
Наклоняйся до мысочков.
Раз – цветок, два – цветок.
А потом сплетём венок.
VI. Работа с произведением. (Продолжение)
1. Дифференцированная работа. ( Найдите в тексте слова, которые можно отнести к этим сюжетным картинкам.)
1 ряд – Мать отправляет падчерицу с корзинкой за подснежниками.
2 ряд– 12 месяцев сидят вокруг костра
3 ряд– Картинка с изображением зимнего месяца
ПРОВЕРКА
1 ряд.
– Какие характеры у мачехи с дочкой и у падчерицы? (Мачеха, дочь – злые, жадные, бессердечные).
– А падчерица? (Послушная, трудолюбивая, добрая, скромная, весёлая).
– Докажите. (Выборочное чтение – слова Января)
2 ряд. (ремарка)
– Что же необычного в этом сюжете? (Не могут месяцы года вместе встречаться, да ещё разговаривать между собой и с падчерицей)
– Значит, это ещё раз нам доказывает, что? (Что это волшебная сказка)
3 ряд.
2. Прослушивание аудиозаписи.
– А сейчас прослушаем аудиозапись “Февраль” из цикла “Времена года”, великого композитора П.И. Чайковского. Какую картину увидите?
– Что вы представили, слушая музыку? (ветры, метель, вьюга) – Музыка быстрая.
3.
– Какой же месяц подарил падчерице подснежники? (Апрель)
– Давайте, прослушаем музыкальное произведение “Апрель” из цикла “Времена года” П.И.Чайковского. И скажите, что вы представили? (Представили, что падчерица собирает подснежники.)
4.
– А теперь давайте посмотрим фрагмент м/ф 12 месяцев, чтобы эти весенние изменения в природе увидеть глазами художника-мультипликатора. А вы озвучьте его, найдя описание подснежников в тексте.
5.
– А теперь давайте на листочках нарисуем подснежники, которые собирала падчерица и сами побываем в роли художников-мультипликаторов.
(Дети рисуют под музыку). – А теперь давайте представим, что мы в театре. И сейчас на нашу сцену мы пригласим наших артистов.
– Посмотрите слова из сцены “Встреча месяцев и падчерицы у костра”
(Инсценирование с использованием реквизита)
VII. Итог.
– Назовите произведение, с которым работали?
– К какому жанру относится?
– Кто решил прочитать всю сказку?
VIII. Дом. задание.
В библиотеке возьмите книгу и познакомьтесь с этой сказкой целиком.
Тетрадь стр. 32-33.
Литература
- Учебник: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова “Литературное чтение”, 4 класс. Часть 3., Вентана – Граф, 2007.
- Рабочая тетрадь: Л.А. Ефросинина “Литературное чтение”, 4 класс. Часть 2., Вентана – Граф, 2010.
- Л.А. Ефросинина “Литературное чтение”, 4 класс. Методическое пособие Вентана – Граф, 2005.