Цели:
- познакомить с произведением А.С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя …»
- продолжить работу над формированием навыка правильного выразительного чтения;
- расширять читательский кругозор;
- воспитывать любовь к природе;
- закрепить знания пичужской росписи и вырезного декора;
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, Картины «Зима» И.И. Шишкина, « Волшебница – Зима» Александрова, мастеров пичужской росписи, телевизор, видеоплейер, диск с записями музыки Г.В. Свиридова « Метель». Словарь С.И.Ожегова.
Ход урока
Орг. момент.
1. Вхождение в контакт и мотивация учебной деятельности.
- Встали все у парт красиво
Поздоровались учтиво
Сели тихо,
Спинки прямо, начинаем наш урок.
- Улыбнитесь друг другу и подарите нам свои улыбки. Этот урок я проведу с Натальей Васильевной.
а) Постановка учебной цели.
- Ваша задача – быть активными, внимательными, стать маленькими волшебниками и большими фантазерами.
б) Формирование темы урока.
- О каком времени года будем говорить? Вы ответите , если внимательно посмотрите на на нашу классную подружку – классную доску, ее оформление вам подскажет.
- О каком?
(О зиме, потому что зимние картины.)
- Правильно!
- А кто является автором этих строк?
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом?(А.С. Пушкин)
- Молодцы?
(Открываю тему урока и фотографию А.С.Пушкина.)
- Итак, ребята, сегодня будем говорить о зиме и познакомимся с новым стихотворением А. С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя...»
Зима удивительное время года. Она околдовывает, завораживает мир своей белизной. По разному можно относиться к ней, но не восхищаться ее нельзя!
Художники выражают свои чувства красками. Посмотрите на репродукции художников Александрова «Волшебница – Зима» и И.И. Шишкина «Зима». Вот такой они увидели зиму.
Композиторы рисуют звуками, музыкой. Сейчас послушаем вальс Г.В. Свиридова, написан к повести А.С.Пушкина «Метель».
Это произведение вы будете изучать в старших классах. «Метель» по словарю С.И. Ожегова - сильный ветер со снегом.
Метель то усиливается, то затихает. Давайте услышим это в музыке.
(Прослушивание фрагмента музыки.)
Такой увидел зиму Г.В. Свирдов.
2. Новая тема.
А вот поэты рисуют словами.
И послушайте, как художник слова А.С. Пушкин, изобрает зиму в своем стихотворении « Вот север тучи нагоняя…»
Будьте внимательны, постарайтесь увидеть то, что увидел поэт.
Чтение стихотворения учителем.
Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл, и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, раскинулась, клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
Пауза.
3. Проверка восприятия произведения.
- Как вы думаете, красивое это стихотворение?
(Ответы детей.)
- Какое чувство оно вызывает?
(Чувства радости, восторга.)
- Какие картины зимы вы представили?
(Ответы детей.)
- Молодцы!
4. Работа над произведением.
а) самостоятельное чтение.
- А сейчас откройте с. 86 учебника, прочитайте самостоятельно. Обратите внимание на новые слова, незнакомые. Если вы знаете их значение, объясните другим детям, если нет, то вместе будем разбираться.
Б) словарная работа.
- Какие новые незнакомые слова вам встретились? Давайте их разберем.
Брега – старинное название берега.
Пелена – покров, покрывало.
Недвижная река – неподвижная (Почему? – Замерзшая.)
Клок - лоскут, обрывок.
5. Работа над художественными средствами выразительности.
- На сколько частей можно разделить стихотворение?
(На две.)
- Почему? Докажите!
(В первой части говориться что зима идет, а во второй – пришла.)
- Молодцы! Правильно!
А разве зима может ходить? А вот чтобы зима ходила, ходила, была как живая, А.С. Пушкин использует художественное средство выразительности – олицетворение. Прочитайте определение этого художественного средства.
А теперь, в рабочей тетради на с. 56 запишите определение олицетворения.
Итак, что такое олицетворение?
Олицетворение – изображение неодушевленного предмета как одушевленного.
6. Исследовательская работа в группах.
- А сейчас вам предстоит работа в группах. Найдите олицетворения в этом стихотворении.
- В каких группах готовы, зачитайте.
Ответы детей.
(Север дохнул, завыл, зима идет, пришла, рассыпалась, повисла, легла, сровняла.)
- А какие еще средства художественной выразительности вы знаете?
(Эпитеты - это образное определение предмета.)
- Для чего используют эпитеты?
(Чтобы красочней представить предмет.)
- А есть ли эпитеты в этом стихотворении? Прочитайте.
(Волнистыми, пухлой.)
- Молодцы!
Как поэт называет зиму?
(Волшебница, матушка, зимушка.)
- А каким словом называет ее чудеса? (Проказами.)
- Итак, благодаря художественным средствам выразительности это произведение похоже на сказку.
7. Работа над выразительным чтением.
- Кто является героями 1-й части стихотворения?
(Север, зима.)
- Надо читать, выделяя голосом знаки препинания, и более длительной паузой разделить север и зиму.
Обязательно выделить слово «сама». Во второй части надо выделить каждое действие зимы и соблюдать при чтении знаки препинания.
Зима живая, север живой, а чтобы все слова ожили прочитайте стихотворение выразительно.
Вы работаете в группах. Сначала каждый читает для себя (жужжащее чтение), затем по 2 строки каждый и затем выбираете лучшего чтеца из своей группы и мы заслушаем их.
Чтение детей.
- Молодцы!
Итак, ребята, зиму можно рисовать красками, звуками, словом, а вы с помощью Натальи Васильевны создадите свой образ зимы.
Но для этого сначала приготовим к работе свои пальчики и сами отдохнете.
Физминутка.
Встали. (Пальчиковая гимнастика.)
Этот пальчик самый толстый,
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине.
Этот пальчик хоть и мал,
Очень ловок и удал.
Вытянули руки к солнышку, потянулись. Подул ветер, сильный ,и вы снежинки, наклонились влево, вправо, вперед, назад. Ветер ослаб и вы потихонечку опустились на свои места., тихо сели за парты.
Наталья Васильевна.
- На занятиях вы изучали пучужскую роспись, как олин из видов северо-двинской росписи, вырезали узоры из бумаги, т.е. изучали прорезной декор и сейчас вы , используя полученные знания, закончите начатую вами работу по созданию панорамы зимнего леса. Вас 3 группы и у каждого на столах свое задание.
Первая группа распишет фасад зимнего домика пучужским узором. Образцы узоров и последовательность росписи пучужской веточки у вас на столах.
Вторая группа украсит фасады домиков прорезным декором. У вас на столах лежат схемы с элементами прорезного декора и последовательность выполнения.
Третья группа продолжает оформление панорамы зимнего пейзажа – украсит деревья и кустики хлопьями снега ( кусочками ваты), покроют речку льдом (наклеить на силуэт речки прозрачную белую ткань и на берега реки наклеить вату , как снег).
Под руководством Натальи Васильевны ребята выполняют работу в группах. Затем на доске появляется чудесная зимняя картина. (На фотографиях видны моменты работы детей и часть выполненной работы).
Итог.
Ребята, вы познакомились с новым стихотворением А.С.Пушкина, великолепно работали на уроке, создали прекрасную зимнюю панораму, и конечно с удовольствием захотите выучить это стихотворение! На этом наш урок закончен, отдыхайте!