"Антону Павловичу Чехову посвящается…"

Разделы: Литература


Звучит музыка Чайковского. На фоне музыки учитель читает стихи.
Презентация «Антону Павловичу Чехову посвящается…» (Приложение 4) демонстрируется по ходу мероприятия.

Учитель:

Вежливый доктор в старинном пенсне и с бородкой,
Вежливый доктор с улыбкой застенчиво-кроткой,
Как мне ни странно и как ни печально, увы,
Старый мой доктор, я старше сегодня, чем вы.

Грустная старая лампа в окне мезонина,
Чай на веранде, вечерних теней мешанина.
Белые бабочки вьются над желтым огнем,
Дом заколочен, и все позабыли о нем.

Пахнет грозою, в погоде видна перемена.
Это ружье еще выстрелит –  о, непременно!
Съедутся гости – покинутый дом оживет.
Маятник медный качнется, струна запоет…

Дышит в саду запустелом прохлада,
Мы старомодны, как запах вишневого сада.
Сад тот Россией был Чеховым назван
И сохранить его каждый обязан!

Вежливый доктор в старинном пенсне и с бородкой,
Вежливый доктор с улыбкой застенчиво-кроткой,
Как мне ни странно и как ни печально, увы,
Старый мой доктор, я старше сегодня, чем вы.

Дорогие друзья, я рада видеть вас на очередной встрече в нашей Литературной гостиной (зажигает свечу в подсвечнике). Как вы уже догадались, разговор сегодня пойдет о замечательном русском писателе Антоне Павловиче Чехове.
Устремленность Чехова к перу была поразительной. Его рассказы, повести, пьесы – не только свидетельство уникального таланта; в его творчестве, мне кажется, ощущается некий свет тайны его личности. Определение Л.Н. Толстого – « Чехов – это Пушкин в прозе» – помогает осознать место писателя в мировой литературе.
29 января 2010 года исполнилось 150 лет со дня рождения великого писателя (возлагает гвоздику к портрету писателя)

Ведущий 1 (зажигает свечу):

Чехов! Прекрасное чистое имя. Когда говоришь – Чехов, возникает особое чувство, может быть, даже счастье, что жил этот человек.
Это один из спутников жизни. Не только у нас. Во всём мире.
Он входит в жизнь человека. Разных людей, разных возрастов. Разных занятий…

Выходит ученица, победитель районного конкурса творческих работ, посвященных юбилею А.П. Чехова, Трубицына Виктория, читает фрагмент своей работы «Мой Чехов».

 (Возлагает гвоздики к портрету Чехова)

Звучит музыка Чайковского. На ее фоне учащийся читает стихи (И. Ткачев. А.П. Чехов)

Ведущий 1:

Зажглась, как тысячи свечей, заря.
Глава семейства Богу помолился –
Антоша Чехов – третий сын родился.
Красив, здоров, и вес богатыря!
Он стал писателем, пленившим мир,
Таких, как Чехов, мало на планете,
О нем в ходу легенды и сонеты,
Он – гордость таганрожцев, всех кумир.

Ведущий 2 (зажигает свечу в подсвечнике на своем столике):

В доме купца, торговавшего чаем и хлебом,
У малых окошек, глядящих в завьюженный сад,
Родился младенец, крещенный морозом и снегом,
Чья жизнь начиналась с отцовских долгов и заплат

(Л.Волошина. А.П. Чехов)

Великий русский писатель Антон Павлович Чехов родился в 1860 году  в Таганроге, небольшом южном городе на берегу Азовского моря.
Там же прошли и детские годы Антоши. А детство у будущего писателя было трудным. Его отец, Павел Егорович, был мелким купцом и держал в городе лавку. В этой-то лавке по приказанию отца Антоша и должен был проводить целые часы – обслуживать покупателей, следить, чтобы служившие в лавке мальчишки не таскали товар…

Ведущий 3 (зажигает свечу в подсвечнике на своем столике):

В лавке – «невесело, а главное – ужасно холодно, – вспоминает старший брат Антона Павловича Александр.– У мальчиков-лавочников Андрюшки и Гаврюшки синие руки и красные носы. Они поминутно постукивают ногой об ногу и ежатся, и сутуловато жмутся от мороза… В лавке так же холодно, как и на улице, и на этом холоде Антоше придется просидеть по крайней мере часа три…»

Ведущий 4 (зажигает свечу в подсвечнике на своем столике):

Конечно, на игры времени почти совсем не оставалось. Брат Александр рассказывает, что Антоша «не имел возможности ни побегать, ни порезвиться, ни пошалить. На это не хватало времени, потому что всё свое свободное время он должен был проводить в лавке. Кроме того, на всём этом лежал отцовский запрет: бегать нельзя было потому, что «сапоги побьешь», шалить запрещалось оттого, что «балуются только уличные мальчишки»; играть с товарищами – пустая и вредная забава: «товарищи бог знает чему научат»…»

Ведущий 5 (зажигает свечу в подсвечнике на своем столике)

Но времени не оставалось не только на игры и шалости, времени не хватало и на то, чтобы выучить и приготовить уроки, и это было гораздо хуже, потому что за плохие отметки Павел Егорович строго наказывал детей, и обычным средством здесь была розга. Став уже взрослым человеком, Чехов как-то сказал: «Я никогда не мог простить отцу своему, что в детстве он меня сёк». Унижение человеческого достоинства Чехов всегда, с самого раннего детства, воспринимал очень болезненно.

Инсценировка.

За столом сидит мальчик, в руках держит перо, на столе книга, он пишет, делает уроки. Звучит спокойная музыка. Ведущий зажигает свечи на его столе.

Ведущий 1.

Короткий зимний день подходил к концу. Ученик третьего класса таганрогской гимназии Антоша Чехов готовил уроки, перед ним на столе лежала раскрытая латинская грамматика, в медном подсвечнике мигала сальная свеча. По углам ползли тени. Было тихо, тепло.
Антоше Чехову 11 лет. Может быть, он забыл, а вернее, не хотел думать, что сегодня его очередь сидеть в торговой лавке отца.

На фоне слов ведущего 5: Ведущий 1 подходит к мальчику, гладит его по голове, ведет к хору (несколько мальчиков в костюмах хористов)
Звучит органная музыка.

Ведущий 5.

Кроме сидения в лавке, существовало и еще одно ненавистное Антоше дело: отец заставлял мальчиков петь в церковном хоре. Вот как вспоминает об этом Александр Чехов: « Тяжеленько приходилось бедному Антоше, только ещё слагавшемуся мальчику, с неразвившейся еще грудью, с плоховатым слухом и жиденьким голоском… Немало было пролито им слез на спевках и много детского здорового сна отняли у него эти ночные поздние спевки. Павел Егорович во всем, что касалось церковных служб, был аккуратен, строг и требователен. Если приходилось в большой праздник петь утреню, он будил детей в два и три часа ночи и, невзирая ни на какую погоду, вел в церковь… Воскресные и праздничные дни были для детей Павла Егоровича такими же трудовыми днями, как и будни».

Звучит отрывок из церковного песнопения в исполнении детского хора (фонограмма)

Ведущий 1.

Когда Антоша был в четвертом классе гимназии, при таганрогском уездном училище был открыт ремесленный класс, где обучали сапожному и портняжному ремеслу. В этот класс принимали и из других учебных заведений. Антоша с братьями Иваном и Николаем стали учиться в этом классе. Антоша учился портняжному ремеслу, выучился шить себе брюки и жилеты, и был очень доволен.

Ведущий 2.

Так между гимназией, спевками, сидением в лавке, шитьем брюк и жилетов проходили детские годы Чехова. Позднее , вспоминая о них, Антон Павлович не раз повторит грустную фразу: «В детстве у меня не было детства».

Ведущий 3.

Но была в жизни Чехова одна радость – нежная и заботливая любовь к нему матери. Добрая, простая и тихая Евгения Яковлевна старалась укротить нрав отца, смягчить его. Она вносила в жизнь детей много ласки, умела объединить семью, сплотить ее вокруг себя. Дети очень любили ее. «Для нас дороже матери ничего не существует», – писал Чехов.

Ведущий 4.

Однако, несмотря на трудную и нерадостную жизнь, Антоша оставался человеком весёлым и жизнерадостным, всегда готовым на остроумную шалость, розыгрыш, шутку. Нужна была большая сила характера, чтобы на всю жизнь сохранить в себе эти качества, не озлобиться на весь мир, не потерять бодрости, надежды, чувства юмора. Последнее качество Чехов особенно ценил и в окружающих людях. Писатель Иван Бунин вспоминает, что Чехов говорил: «Да-с, это уж вернейший признак: не понимает человек шутки – пиши пропало!» Современники отмечают умение Чехова вносить в любую компанию веселье, смех, шутку.

Ведущий 5.

В девятнадцать лет Чехов переехал из Таганрога в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета. Вскоре в печати появились и первые произведения Чехова.

Ведущий 1.

И в эти годы жизнь писателя складывалась нелегко. К тому времени отец, Павел Егорович, разорился, и двадцатилетний Чехов стал фактически кормильцем большой семьи. Ему приходилось обеспечивать мать и отца, платить за учебу в университете, платить и за обучение младших – сестры и брата – в гимназии. На всё были нужны деньги, и Чехов зарабатывал их своими маленькими рассказами, давал уроки.

Инсценировка фрагмента рассказа А.П. Чехова «Репетитор» (Приложение 1)

Ведущий 1.

Чехов всегда относился к любому делу, за которое брался, серьёзно и ответственно: он работал ночами, во многом себе отказывал, но успешно окончил университет и стал хорошим врачом. Будучи уже  довольно известным писателем, Чехов не оставляет и медицину. Когда в окрестностях Мелихова, где жили Чеховы, началась эпидемия холеры, Чехов стал заведовать холерным участком, разумеется, бесплатно. Младший брат Чехова Михаил вспоминает, что в тот год «несколько месяцев Антон Павлович почти не вылезал из тарантаса. В это время ему приходилось и ездить по участку, и принимать больных у себя на дому, и заниматься литературой. Разбитый, усталый, возвращался он домой».

Ведущий 2.

Когда Чехову исполнилось 30 лет, он неожиданно для родных и знакомых отправился в далёкое путешествие на остров Сахалин. В то время Сахалин был, пожалуй, самым страшным местом в России: на острове была каторга, там же селились отбывшие свой срок каторжане, которым запрещалось возвращаться на материк.
На острове Чехов провел перепись местного населения, собрал большое количество сведений о каторге и ссыльной колонии, а возвратившись, написал книгу «Остров Сахалин».

Ведущий 3.

Поездка на Сахалин очень много дала Чехову-писателю. Он говорил, что теперь в его творчестве «всё просахалинено». Прежде всего, это сказалось в новом, более серьезном взгляде на жизнь, в более остром и мудром понимании её вопросов. Не случайно сразу же после Сахалина Чехов пишет: «Работать надо… Главное – надо быть справедливым, а всё остальное приложится».

Ведущий 4.

В поездке на Сахалин проявилось и то свойство характера Чехова, которое замечательно подметил Максим Горький: «В его серых, грустных глазах почти всегда мягко искрилась тонкая насмешка, но порою эти глаза становились холодны, остры и жестки; в такие минуты его гибкий, задушевный голос звучал тверже, и тогда мне казалось, что этот скромный, мягкий человек, если он найдет нужным, может встать против враждебной ему силы крепко, твердо и не уступит ей».
И эта твердость уже не веселит читателя, а заставляет задуматься над смыслом чеховских произведений.

Инсценировка фрагмента рассказа «Баран и барышня» (Приложение 2)

Ведущий 5 (на фоне музыки П.И. Чайковского)

Народная мудрость гласит: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Если судить о Чехове по его друзьям, то это лишний раз убедит нас в том, насколько интересным и талантливым человеком он был.

В 1890 году Антон Чехов выпустил сборник рассказов «Хмурые люди» с посвящением Петру Чайковскому. Казалось бы, что могло быть общего у молодого писателя, пусть и подающего надежды, с прославленным композитором? Оказывается, музыка занимала немалое место в жизни Чехова. С юных лет он бывал на спектаклях оперы, оперетты, на концертах. Любил симфоническую музыку. В Таганроге он мог слышать и музыку Чайковского.  Позже Чехов признавался: «Я ужасно люблю его музыку». Их знакомство состоялось в 1888 году, когда Чехов был приглашен на завтрак братом Петра Ильича Чайковского Модестом Ильичом.  Встреча произвела на Чехова ошеломляющее впечатление. И не только потому, что он сидел за одним столом и беседовал с любимым композитором. Его поразило, что этот великий человек знает его творчество, ценит его талант.

В одном из писем к друзьям Чайковский писал: «Читали ли вы что-нибудь Чехова? Этот молодой писатель, по-моему, обещает быть очень крупной литературной силой». Чехов же, в свою очередь, писал: «Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живёт Чайковский, вот до какой степени я его уважаю». На рабочем столе Чехова в Мелихове и Ялте всегда стояла фотография Чайковского с дарственной надписью композитора и звучала его музыка. Именно поэтому сегодня на протяжении всей встречи и в нашей Литературной гостиной звучит музыка Петра Ильича Чайковского.

Звучит «живая» музыка Чайковского в исполнении учащихся

Ведущий 1.

Не менее интересным было знакомство Антона Павловича Чехова и известнейшего художника Исаака Левитана. Левитан и Чехов были ровесниками  и познакомились еще  в конце 1870-х годов, когда оба были студентами. Как-то зимою Левитан заболел, и его друг – Михаил Чехов – привел своего брата Антона проведать больного. После этого они постоянно встречались, оказавшись необыкновенно близки в каких-то сокровенных основах своего мироощущения и поэтики творчества. Эта близость ясно сказывается в письмах Левитана к Чехову, раскрывающих светлую, доверчивую, но и нервную, легко ранимую, импульсивную душу художника. Письма эти, иногда весело-ироничные, а иногда исполненные глухой мрачной тоски, позволяют ощутить и важность душевной поддержки Левитана Чеховым, и левитановское восхищение творчеством писателя как пейзажиста, отдельные описания природы у которого  он считал верхом совершенства.

Ведущий 2.

Дружба с Левитаном, восхищение его работами, видимо, многое дали Чехову, как писателю и мыслителю. Как и Левитан, он готов был «душу отдать за удовольствие поглядеть на теплое вечернее небо, на речки, лужицы, отражающие в себе томный, грустный закат» и особенно любил весну.
Подмосковную природу он стал называть левитанистой.

Ведущий 3.

Перекликаются с творчеством Левитана такие программно важные для Чехова произведения, как «Степь», рассказы о детях и животных, в которых важнейшую роль играют образы природы.

Ведущий 4.

В 1890 году Левитан представил широкой публике свою знаменитую картину «Тихая обитель», и ее успех по-своему отразился в творчестве Чехова. В его повести «Три года» есть эпизод, где героиня на художественной выставке рассматривает полюбившуюся ей картину: «На первом плане – речка, через нее бревенчатый мостик, на том берегу тропинка, исчезающая в темной траве… а вдали догорает вечерняя заря. И почему-то стало казаться, что эти самые облачка, и лес, и поле она видела уже давно и много раз, и захотелось ей идти, идти и идти по тропинке, и там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного, вечного, океана чистой радости и ничем не омраченного блаженства…»
Сопоставляя творения писателя и художника убеждаешься : насколько Левитан – гений кисти, настолько Чехов – гений пера.

Учитель.

О Чехове можно рассказывать еще долго и много, но думаю, вы уже и так поняли и почувствовали главное. Мужественный и до конца честный, удивительно скромный и мягкий в обращении с людьми, умный, веселый и добрый – таким человеком был Антон Павлович в жизни. Таким предстает он перед нами в своих повестях и рассказах. Таким видят его те, кто слагает стихи. Стихи о нем.

Учащиеся читают стихи о Чехове  (Приложение 3)

Приложение 5