Литература
-
Урок-практикум по теме "Второстепенные члены предложения. Определение". Стихи М.Карима на уроке русского языка 2012
На уроке расширяются представления учеников об определении. Учитель дает понятие о согласованном и несогласованном определении на примере лирики М.Карима. Урок способствует воспитанию эстетического отношения к слову; развивает у ребят умение пользоваться теоретическим материалом на практике.
-
Серия уроков по литературе. 5–7-е классы 2012
Цели урока: дать понятие о жанре святочного (рождественского) рассказа; познакомить с историей возникновения святочного рассказа; воспитывать чувства милосердия, сострадания.
-
Деятельностный подход к обучению на уроках литературы 2012
Статья помогает формировать мышление через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия).
-
Проблема счастья в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" (на примере развития женских образов) 2012
Вопрос о счастье - это вопрос не праздный. Наверное, нет на свете человека, который не задумывался бы об этом. Но выпадает оно не каждому; почему? В романе Л.Н. Толстого рассказывается о многих героинях, многие женские судьбы проходят перед глазами читателей. Более пристальное внимание писатель уделяет судьбам следующих героинь: Элен, Наташи Ростовой, Сони и Марьи Болконской. На уроке ребята прослеживают, как складывались судьбы героинь и кому из них выпало счастье.
-
Сценарий литературного вечера "А.С. Пушкин в Михайловском" 2012
Сценарий литературной гостиной посвящен жизни и творчеству А.С. Пушкина, периоду ссылки поэта в Михайловское.
-
Проблема смысла жизни и назначение человека в очерке В.Г. Короленко "Парадокс" 2012
Цель урока – в подведении учащихся к пониманию нравственного смысла, проблематики и художественного своеобразия очерка В.Г. Короленко «Парадокс»; совершенствовании навыков анализа художественного текста, развитии умения работать, творчески общаться в малых группах.
-
Тема Родины в русском искусстве 2012
Урок предназначен для проведения в 7-х классах общеобразовательных школ. Его цель – раскрытие связи между различными видами искусства при изображении темы Родины. Во главу угла ставится задача – развить творческие способности, а также продолжить работу над совершенствованием речи учеников. Урок проходит в очень непринужденной атмосфере, содержит игровые элементы, дает множество дополнительной информации, что позволяет учащимся расширить кругозор.
-
Урок литературы в 11-м классе "Серебряный век русской поэзии" 2012
Урок проведен в форме литературной гостиной. Такая форма урока способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, повышает интерес к урокам литературы, способствует развитию творческих способностей обучающихся. Материал может быть использован во внеклассной работе.
-
Лексико-грамматическая работа при анализе стихотворения А.Т. Твардовского "Рассказ танкиста" 2012
На уроке анализируется язык произведения, роль эпитетов, глаголов, оценочных суффиксов, подбор автором слов в той или иной описываемой ситуации, местоимений, распространённых и нераспространённых предложений. Цель работы - на доступном уровне объяснить учащимся 5–6-х классов роль слова, морфемы, построение предложения в тексте.
-
Урок литературы в 11-м классе "Сергей Есенин как национальный поэт" 2012
Урок проводится с использованием технологии проблемного обучения. Работа в группах, в каждую из которых входят учащиеся разных уровней обученности, позволит провести урок плодотворней. Это первый урок в серии уроков, запланированных на изучение творчества С.Есенина.
-
Урок-суд по теме «Обман и наказание в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"» 2012
Урок проводится в 6-м классе при знакомстве с творчеством В.П. Астафьева. Урок разработан на основе игровой технологии. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Ролевая игра на уроках литературы используется для усвоения нового, закрепления ранее изученного материала, развития творческих способностей и воспитания адаптивной личности.
-
Урок внеклассного чтения в 8-м классе по рассказу Т.Крюковой "Единожды солгавший" 2012
Цель урока: познакомить ребят с творчеством современной детской писательницы Тамары Крюковой, её рассказом "Единожды солгавший"; сформировать средствами литературы способность понимать себя и своих родителей, любить жизнь во всех её проявлениях; воспитывать читательский вкус.
-
"Когда строку диктует чувство" 2012
Цели и задачи урока: привлечь внимание учащихся к ярким поэтическим личностям начала XIX века; помочь осознать своеобразие лирики каждого поэта; попытаться осмыслить вклад каждого из них в поэзию и литературу; акцентировать внимание учащихся на духовном родстве с гением Пушкина; учить детей чувствовать лирическое произведение.
-
План-конспект урока "Золотые россыпи" 2012
В статье представлен итоговый урок с применением электронных образовательных ресурсов по изученным жанрам фольклора в форме КВН. Данный формат урока позволяет в игровой форме обобщить знания, учит правильно использовать в речи подростков пословицы и поговорки.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу А.Платонова "Маленький солдат" 2012
Урок внеклассного чтения в 5-м классе служит формированию гражданских качеств обучающихся в условиях общественно-ориентированного образования, призван познакомить с героями рассказа А.Платонова «Маленький солдат», развивать умение работать с художественным текстом, воспитывать чувства патриотизма и гражданственности, любви к своей Родине.
-
Урок-мастерская по рассказу В.Пьецуха "Жена Фараона" 2012
Урок посвящен анализу рассказа, может быть проведен на занятиях элективного курса в 10–11-м классе по современной литературе при изучении темы «Выбор жизненного пути». Используются технологии: развитие критического мышления, чтение с остановками. На уроке развиваются навыки анализа эпического текста, творческие способности учащихся.
-
Литературный вечер "В гостиной Полины Виардо" 2012
Цель литературного вечера – изучить страницы жизни и открытие нового в творчестве писателя. Представлены отрывки из произведений Достоевского. История любви Ивана Сергеевича Тургенева и Полины Виардо.
-
Урок-игра в 8-м классе "Своя игра". Выявление уровня литературного образования учащихся 2012
Цель урока: обобщить знания учащихся по произведениям, изученным за курс 8-го класса; проконтролировать уровень формирования читательской компетенции.
-
Жанр жития в современной литературе 2012
В "Житии..." есть канонические черты: биография святого, способ изображения, средства выразительности. Но в языке жития почти нет церковнославянизмов, рассказывается об исторической эпохе, нравах и быте людей. Герой - не абстрактный идеал (как в традиционных житиях), а живой человек. Композиция соответствует требованиям жанра. Но вторую часть составляет дальнейшая судьба мощей Симеона. Такое построение книги не соответствует традициям жанра.
-
Философские проблемы романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита" 2012
Урок является заключительным в системе уроков по роману Булгакова. Урок разработан с целью анализа финальных глав романа как наиболее философски насыщенных, стимулирующих старших школьников осмыслить и обсудить важнейшие общечеловеческие проблемы. Применяются виды работ, способствующие развитию психических функций: памяти, внимания, логического мышления. Работа в группах учит обсуждать проблемы философского характера, формулировать свою точку зрения.
-
Обучение сочинению по пьесе А.Грибоедова "Горе от ума". 9-й класс 2012
В комплект входят такие материалы: Белинский, Гончаров о "Горе от ума", Нечкина, Голлер о Софье, Как играли Софью, Фромм "Искусство любить".
-
Подготовка к домашнему изложению с творческим заданием на основе текста притчи О.М. Безымянной 2012
Внеклассное чтение по русскому языку в 8-м классе призвано подготовить учащихся к домашнему творческому разноуровневому заданию.
-
Чудная власть прошлого в рассказах И.А. Бунина "Антоновские яблоки". 11-й класс 2012
Цель урока – показать своеобразие стиля И.А. Бунина на примере рассказа "Антоновские яблоки".
-
Литературная гостиная "Прерванный полёт" (памяти Владимира Высоцкого) 2012
Литературная гостиная памяти Владимира Высоцкого знакомит обучающихся с традициями авторской песни, с биографией и творчеством Высоцкого; позволяет развивать навыки выразительного, эмоционального чтения, вдумчивого восприятия, умение сопереживать, сочувствовать; помогает пробудить у обучающихся интерес и любовь к поэзии, слову.
-
Положение о школьном реферате 2012
В статье подробно описаны правила написания школьного реферата: общие положения, тема и ее выбор, структура и оформление реферата, научные и методические источники, а также защита и оценка реферата.
-
Интегрированный урок "Традиции празднования Рождества и Нового года в России и Великобритании" 2012
Цель урока: формирование целостного представления о культуре, традициях разных народов мира на примере празднования Рождества и Нового года в Великобритании и в России. Тема урока позволяет расширить и углубить представления учащихся о национальных традициях и обычаях страны изучаемого языка и России, позволяет создать благоприятный режим для практического применения английского языка как интегратора знаний.
-
Сценарий литературно-музыкальной гостиной, посвященной памяти М.Ю. Лермонтова 2012
Сценарий литературной гостиной, посвященной творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова, будет интересен учащимся 9–11-х классов. Биография поэта представлена глазами персонажей литературно-музыкальной гостиной. Факты из жизни Лермонтова чередуются с чтением его произведений. Нам представляется, что подобная форма способна заинтересовать учащихся творчеством М.Ю. Лермонтова.
-
Урок-исследование по литературе "Концепция мира и человека в поэзии Б.Пастернака" 2012
Урок знакомит учащихся с ранней лирикой поэта. Ребята определяют основные темы и мотивы лирики.
-
Духовный стих в устном народном творчестве 2012
Основное назначение урока – знакомство учеников с новым и малоизученным жанром устного народного творчества. Духовными стихами называются народные песни на религиозные сюжеты. Время действия в духовных стихах тоже может быть вполне определенным, но если иметь в виду духовные стихи в целом, оно начинается с сотворения мира и продолжается после кончины существующего мироздания.
-
Урок изучения стихов современного детского поэта Марины Бородицкой 2012
На уроке учащиеся обучаются анализу поэтического текста, у них расширяется читательский кругозор и воспитывается интерес к чтению поэзии.