Тип урока – урок-семинар.
Задача урока - на примере образов семьи Головлёвых показать, как раскрывает писатель процесс духовной деградации.
Выступления учащихся о героях романа.
Ход урока
1. Знакомство учащихся с целями и задачами урока.
Вступительное слово учителя.
– На предыдущих уроках мы уже сделали вывод, что писатель является достойным преемником Гоголя, а в мировой литературе его имя стоит рядом с “великими насмешниками” Аристофаном, Ювеналом, Рабле, Свифтом, Мольером и другими. Прочитав роман, трудно с первого взгляда разглядеть в трагической судьбе героев сатирическое. Но мы попытаемся это сделать, а также попробуем выяснить, почему прошло столько лет, за это время дважды изменился социальный строй, ушло в прошлое крепостное право, а Иудушка, Стёпка - балбес, Пашка - тихоня оказались так живучи.
Проблемные вопросы к теме урока:
- В чём гениальность этого романа? Какие проблемы ставит автор? Как он их решает?
В истории создания романа мы говорили о том, что произведение печаталось отдельными рассказами, эпизодами, “Семейный суд”, “Семейные радости”, “По-родственному”, “Семейные итоги”. Все названия глав непосредственно соединены с мыслью семейною, и у главы семейства Арины Петровны слово “семья” не сходит с уст. Так что одним из основных вопросов является именно семейный вопрос. Щедрин показывает разрушение семьи Головлёвых, обречённых на вымирание. Что же приводит семейство Головлёвых к трагическому итогу?
2. Работа в группах, индивидуальные сообщения учащихся.
- Рассмотрим историю жизни героев. Что мы узнаём об Арине Петровне?
(Рассказ ученика)
Учитель:
- Итак, Арина Петровна общепризнанная глава семейства, это её стараниями увеличивалось имение Головлёвых; натура властная, целеустремлённая, она зорко следит за всем, что происходит в соседних поместьях, какие имения идут с аукциона, и как снег на голову является на аукционы. Она всё делает для укрепления своего состояния и при этом слово “семья” не сходит у неё с языка.
Посмотрим, из кого же состоит семья Арины Петровны? (Из трёх оставшихся в живых сына, двух внучек от умершей дочери и “главы” семьи Владимира Михайловича, который является полной противоположностью своей жены).
(Рассказ 1 группы о Владимире Михайловиче)
- Роман начинается с известия о возвращении в семью “постылого” Степана Владимировича.
(Рассказ 2 группы)
Учитель:
- Он голоден, плохо одет, но он ещё шутит, описание тоже радостное, живое. Но по мере возвращения к дому, он не замечает ничего, так как он знает, что его ждёт страшный суд. Головлёва убивает Степана, так же как и убила дяденьку Михаила Петровича, который “…жил в людской и ел из одной чашки с собакой Трезоркой и тётеньку Веру Михайловну, скончавшуюся от умеренности в питании”.
Следующий представитель семьи Головлёвых это Павел Владимирович.
(Рассказ 3 группы)
Учитель:
- Автор называет Пашку - тихоню человеком, лишённым поступков. Он является следующей жертвой Головлёва.
Чем внимательнее мы всматриваемся в нарисованные картины, чем больше размышляем над ними, становится ясно, что обыкновенное село Головлёво, не имеющее кричащего названия, типа Погорелка, - это мир стяжательства, накопительства, и ярким представителем лицемерия, стяжательства и накопительства является главный герой Иудушка.
(Рассказ ученика)
Учитель:
- Так заканчивается жизнь главного героя романа.
3. Заключительное слово.
- Перед нами предстали по своей сути трагические картины разрушения семьи Арины Петровны Головлёвой. Оправдался её вопль, регулярно появляющийся на страницах романа: “Для кого я припасала!”
Можно дать много объяснений причинам головлёвского вымирания (тусклая атмосфера жизни, полнейшая бездуховность, вкоренившееся в натуру Головлёвых пустословие, бузудержная погоня за капиталом), но самый главный беспощадный диагноз этой болезни – непригодность к какому-либо делу, труду, их губит отсутствие привычки жить своим трудом. Головлёвских господ губит сам склад жизни с его праздностью, сытым бездельем, паразитизмом, стремлением к собственности.
Это тот сатирический роман, в котором с наибольшей силой воплощена тема социального паразитизма и связанного с ним окостенения, омертвения жизни.
Мы с вами доказали, что Салтыков-Щедрин продолжает лучшие традиции Гоголя, так как его Иудушка “духовный сын” Плюшкина на новом историческом этапе. Гоголь рисует процесс умственного окостенения помещиков, Щедрин дорисовал эту картину полнейшего разложения завершающегося физическим вымиранием. Праздность, неумение трудиться губит и молодое поколение внучек и внуков Арины Петровны.
Автор стремится показать запоздалое прозрение, наступающее у Арины Петровны, за её ханжество, “наконец она села и заплакала. Слёзы так и лились из потухших глаз по старческим засохшим щекам, задерживаясь в углублении морщин и капая на замасленный ворот старой ситцевой блузы”. Она только сейчас осознала, что означал взгляд Иудушки “будто петлю накидывает”, и он действительно накидывает её на всех представителей рода Головлёвых. Слишком поздно убедилась Арина Петровна в жестокости любимого Порфиши.
Запоздалая совесть вернулась и к Порфирию Владимировичу, и автор доказывает это своим отношением к герою. Ближе к концу романа он практически не называет его Иудушкой. Герой искренне понимает, что со смертью матери у него обрывается последняя нить, связывающая его с внешним миром. Перед его глазами проходят все умершие родственники, и человеческие чувства проявляются к последнему существу из рода Головлёвых – Аннинке. “Надо меня простить! за всех… И за себя… за тех, которых нет!”
Автор не мог допустить примирения со злом. Зло не может быть безнаказанным, и самая страшная казнь – запоздалая совесть. Вот почему это сатирический роман имеет трагические мотивы.
Эти проблемы вечны, чем больше человек забывает истинные ценности жизни: добро, любовь, взаимовыручку, честный труд – тем безвозвратнее дальше уходит от него совесть, тем страшнее расплата за прошлое. Кольцевая композиция романа завершается тем, что за головлёвским имением зорко следила Надежда Ивановна Галкина, дочь тётеньки Варвары Михайловны, и автор с болью в душе говорит об этом, так как мы можем предположить, что страсть накопительства погубит и следующих героев.