Проектно-исследовательская деятельность в процессе изучения литературы (из опыта работы)

Разделы: Литература


Приобщение школьников к проектно-исследовательской деятельности является одной из современных форм обучения, позволяющей наиболее полно развивать интеллектуальные, творческие способности индивидуально у каждого учащегося. И это не дань моде, а требование времени, ответ на запрос социума.

При изучении художественной литературы, отражающей историю нашего народа, именно в процессе исследовательской работы происходит осознание учащимися собственной сопричастности к прошлому и настоящему страны, Родины, осознание себя частью, созидательной силой, способной повлиять на ее развитие. Чтобы подобную работу ученики смогли, а, главное, желали выполнять, я должна быть готовой отвечать на все их вопросы, развить в них творчество, создать познавательный стимул.

Такую возможность дает система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, в основе которой и лежит самопознание изучаемого, а в среднем звене – выход на проектную и исследовательскую деятельность. «Целенаправленное включение ребенка в процесс совместного творения деятельности – отличительная черта развивающего образования. Мы имеем в виду не только проектирование и исследование в учении. Более широко речь должна идти о проектировании жизненного пути и исследовании потенциала собственного Я»(1).

В настоящее время исследовательская деятельность учащихся становится популярной формой учебной работы и необходимым средством развития самостоятельного творческого подхода к жизни. Цель учебного исследования, по мнению Е.Н. Кикоть, – «.. не только конечный результат (знание), но и сам процесс, в ходе которого развиваются исследовательские способности учащихся за счет приобретения ими новых знаний, умений и навыков, тренировки уже развитых, расширения кругозора, изменения своей мотивации и положения в молодежном сообществе»(2).

Характеризуя учебно-исследовательскую деятельность, следует подчеркнуть основную функцию: инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире. Это творческий процесс совместной деятельности двух субъектов ( учителя и ученика) по поиску неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которого является формирование мировоззрения. Безусловно, ученическое исследование не может быть приравнено к исследованию учёного, которое имеет своим результатом научное открытие качественно новых закономерностей и явлений. «Учащиеся решают проблемы, уже решенные обществом, наукой и новые только для школьников… Учитель, предъявляя ту или иную проблему для самостоятельного исследования, знает её результаты, ход решения и черты творческой деятельности, которые требуется проявить в ходе решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой деятельности», – писал И.Я. Лернер (3).

В школьной исследовательской деятельности собственно исследования не происходит. Но это не значит, что ученик и учитель не открывают ничего нового. Конечный результат – собственная интерпретация литературного материала (темы, проблемы), новый взгляд на проблемы, на художественные произведения. Трудно не согласиться с М.Г. Качуриным: «Если книги живут и меняются в сознании читательских поколений, то и школьники, взгляд которых в условиях хорошего преподавания будет внимателен и пытлив, способны увидеть в давно известном тексте что-то не замеченное прежде»(4). Как результат сотворчества учителя и учеников привожу пример урока литературы в 8 классе. Тема урока: «Данте Алигьери – первый поэт эпохи Ренессанса, Возрождения. «Новая жизнь». Сонеты». Эпиграф к уроку:

Мне имя Данте, Данте Алигьери
Я новая Миневра, чей язык
Родимым красноречием велик,
Её ума достойным в полной мере.
Джованни Бокаччо

Идет изучение биографии Данте: ученики делают небольшие сообщения о жизни и творчестве итальянского поэта, демонстрируют записи в «авторских страничках», знакомятся со сложным текстом романа «Новая жизнь», обращают внимание на необычность сюжета, включающего повествование и комментарий к стихам-сонетам. Восьмиклассники также читают и анализируют сонеты, написанные Данте в разные годы жизни, но вошедшие в его книгу «Новая жизнь», отвечают на вопросы:

– К каким культурным и поэтическим традициям обращается поэт?
– Какие представления являются источником его лирики?
– Какие уже известные вам темы он разрабатывает?
– Справедливо ли назвали Данте «первым поэтом Возрждения»?

Дети приходят к выводу: «В сонетах «О бог любви…»и «Безжалостная память…»поэт опирается на традиции трубадуров Прованса (любимая – Прекрасная Дама, возвышенная любовь – одна из главных ценностей в мире). В сонетах «О бог любви…»и «Ко мне тоска пришла…»поэт взрождает традиции античности (Амор – бог любви в древнеримской мифологии). Данте – христианин принимает в свое мировоззрение языческую культуру античности и тем самым начинает эпоху Возрождения – возрождает античность. Он раскрывает ценность человеческой личности, то есть становится гуманистом».

Мы возвращаемся к эпиграфу нашего урока. Кто же – Миневра? – Это римская богиня мудрости, справедливой войны, покровительница искусств.

Каков же смысл эпиграфа? – Итальянский поэт своим талантом, красноречием, по словам Джованни Бокаччо, достоин римской богини мудрости Миневры.

Чтобы эта интерпретация состоялась, была обоснованной, учителю важно найти тему, проблему, в решении которой ученик может сказать «свое слово», направить поиск, предложив методику исследования. Освоение же теории и практики вопроса исследования, участие в индивидуальном творческом поиске происходит следующим образом:

5–7 классы: приобретение простейших знаний, умений и навыков для выполнения проектной и исследовательской работы; обучение основам самостоятельной деятельности, развитие нестандартного мышления. Своеобразие творческой линии обучения в данном возрасте заключается в определеннном встречном движении художественного и публицистического творчества.

«Учебный проект – это нежестко сформулированное задание для учащихся, нацеленное на достижение наглядно представляемого результата, получаемого путём их самостоятельно-групповой творческой деятельности», – подчеркивает Н. Пахомова, зав. лабораторией методики и информационной поддержки развития образования МИПКРО(5). И с этим нельзя не согласиться. Вот примеры:

1) «Роль портрета в раскрытии характеров литературных героев». Тема общая, а проекты выстраиваются по художественным произведениям: «Полтава», «Дубровский»А.С. Пушкина, «Муму», «Бежин луг»И.С. Тургенева, «Дети подземелья»В.Г. Короленко, «Крестьянские дети»Н.А. Некрасова.

2) Возможен вариант интеграции: «Роль устаревших (новых слов, пословиц и поговорок и т.д.) в произведении»– интеграция с русским языком; «Роль пейзажа в произведении»– интеграция с ИЗО: «Руслан и Людмила»А.С. Пушкина, «Бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»М.Ю. Лермонтова, «Тарас Бульба»Н.В. Гоголя, «Слово о полку Игореве», «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

3) «Отзвуки средневековой героики в поэзии 19-20 веков»: исследовательские работы по стихам В.А. Жуковского, К.К. Случевского, О.Э. Мандельштама, И.А. Бунина, А.К. Толстого.

4) «Литературные памятники средневековья».

Для учеников проект выглядит как задание, которое они могут выполнить, так как они уже вполне компетентны в ряде проблем, многое знают и умеют, им остается поработать самостоятельно – показать, на что они способны. В ходе реализации данных проектов у учеников возникают собственные тематические «сборники», которые способствуют не только более полному усвоению материала, но и обеспечивают положительную мотивацию работы, «способствуют организации детско-взрослого взаимодействия для достижения вполне конкретных учебно-воспитательных целей»(6). Взаимодействие и сотрудничество учителя с учениками начинается уже с постановки задачи проекта. Его нежесткая, в самых общих чертах, формулировка сразу приглашает и вовлекает ребенка в творческий процесс. При этом происходит принятие цели проекта, что обеспечивает и поддерживает мотивацию самостоятельной деятельности.

При использовании метода проектов изменяется роль учителя. Из носителя знаний и информации, сообщающего ученикам то, что, по его мнению, они должны знать, пассивно усвоив, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению поставленной задачи, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Работа над учебным проектом помогает выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс обучения-учения из скучной «принудиловки»в результативную созидательную творческую работу. Проект предусматривает самостоятельную деятельность учащихся в сочетании с групповой организацией этой деятельности – приобретаются коммуникативные навыки и умения, умение работать в группах в разнообразных качествах, использовать широкие человеческие контакты, разные точки зрения на одну проблему. Совместная деятельность воспитывает в каждом участнике уважение к взглядам его коллег и готовность к разумному компромиссу. Выдающийся ученый Н.А. Бердяев в книге «Самосознание»писал: «Мои способности обнаруживаются лишь тогда, когда умственный процесс шел от меня, когда я был в активном творческом состоянии»(7).

8–9 классы: углубление знаний по методике исследования и обработке результатов, выполнение самостоятельных исследований и заданий творческого характера. Усложняются формы исследовательской работы, увеличивается их объем. Работа приобретает все более ярко выраженный научный характер. В процессе практической читательской работы внимание учеников акцентируется на средствах и способах работы автора, наиболее ярко проявляющихся в программных текстах. Чтобы углубить понимание позиции автора, учитель отсылает учащихся за пределы романа. Происходит конкретное исследование по теме: «Герой в оценке автора», которую можно разбить на подтемы:

1. «Методы и приемы выражения авторской оценки».
2. «Герой в оценке автора в эпическом и драматическом тексте».

Кто из героев и в каких произведениях оценены авторами? – Пугачев, Маша Миронова, русское дворянство – «Капитанская дочка»А.С. Пушкина; Мцыри в одноименной поэме М.Ю. Лермонтова; Хлестаков, Городничий – «Ревизор»Н.В. Гоголя; Иван Васильевич, полковник, Варенька – «После бала»Л.Н. Толстого. Конечно, заниматься исследовательской деятельностью каждый может индивидуально, но для данного возраста учащихся отдаётся предпочтение работе в группе, так как это позволяет формировать у учащихся коммуникативные способности. Коллективное обсуждение одной проблемы с разных сторон позволяет определить сильные и слабые стороны в исследовании.

Найти удачную тему не так просто. Она должна быть конкретной и дарить радость исследования в литературе. Большую помощь в организации, в правильных подходах к выбору темы оказали творческие семинары под руководством В.А. Гуружапова, кандидата психологических наук, главного эксперта «Международной Ассоциации РАО»: «Исследование, написанное как «работа ради работы», остается невостребованным. В то же время попытки открыть новое (маленькое, но новое) в известном или малоизученном позволяет «развернуть»ученика к науке и могут стать началом в формировании талантливого ученого»(8).

Обращение к «Путешествию из Петербурга в Москву»А.Н. Радищева помогает ученикам не только открыть еще одну грань творчества писателя, но и увидеть галерею положительных образов русской реалистической литературы. Предлагаемый материал не привязан жестко к курсу 8 класса. Учитель по своему усмотрению может подготовить и провести такой урок и как урок внеклассного чтения, и как урок факультативного курса, посвящённый изучению анализа произведения в специфике жанра. Важно лишь, чтобы учащиеся понимали связь материала с историей и логикой развития отечественной литературы, а сам материал исследования помогал раскрыть творчество А.Н. Радищева.

Хочу отметить, что учитель сам определяет глубину и объем рассмотрения темы, необходимость включения дополнительных материалов и источников, характер предварительного и заключительного заданий для самостоятельной, исследовательской работы учеников, учитывая ряд общезначимых факторов: особенности реализуемой программы, уровень литературного развития учеников, собственные интересы и возможности и т. д.

Предварительное задание к уроку-семинару «Анализ «Путешествия из Петербурга в Москву»А.Н. Радищева в специфике жанра»:

1. «Путешествие из Петербурга в Москву»А.Н. Радищева – жанр литературного путешествия.
2. Усиление ощущения сложности и мозаичности картины мира в «Путешествии из Петербурга в Москву»А.Н. Радищева через включение в книгу различных жанров:

а) фольклора;
б) древнерусской литературы;
в) новой
русской литературы.

Для подготовки к уроку учащиеся получают вопросы к семинару и опорный конспект (См. «Приложение №1»), прорабатывая который, они ответят на свой вопрос, проанализируют данное произведение в специфике используемого автором жанра. Ученики могут работать в малых группах, могут – в больших, разделив задание на подзадания, и,в конечном результате, приходят к выводу:

1. «Путешествие из Петербурга в Москву», что характерно для поэтики путевых записок, – огромный и пёстрый мир, многоликий и многоголосый, познавая который, герой Радищева обретает истинное знание жизни.

2. Ощущение сложности, мозаичности картины мира увеличивает включение в книгу различных жанров фольклора, древнерусской литературы, новой русской литературы XVIII века, а также жанров деловой и научно-публицистической прозы.

3. При этом «Путешествие…»Радищева не хаотическое нагромождение разнородных жанровых образований, а стройная художественная система, где каждый элемент занимает строго отведенное для него место и выражает определенную мысль автора, участвуя в развитии авторской концепции мира и человека.

В дальнейшем проблемные вопросы, проанализированные на уроке-семинаре, могут стать темами проектов. Предлагаю ребятам самим их сформулировать. Вот их предложения:

  • Смысл эпиграфа в «Путешествии из Петербурга в Москву».
  • Роль вставных эпизодов (подслушанных разговоров, снов, случайных прохожих, найденных писем и др.) в «Путешествии из Петербурга в Москву».
  • «Путешествие из Петербурга в Москву»– стиль художественной публицистики.
  • Суть системы воспитания гражданина по Радищеву («Крестьцы»), правила «единожития и общежития».

Это приобретенная форма организации работы учащихся, способствующая активизации их мыслительной деятельности и развитию креативных способностей. Если образно характеризовать проектно-исследовательскую деятельность как учебный процесс, то можно сказать, что в нем обязательно участвуют ум, сердце и руки, то есть осмысление самостоятельно добытой информации осуществляется через призму личного отношения к ней и оценки результатов деятельности в «конечном продукте»– полученных школьниками знаний и умений. Конечно, процессу работы над проектом следует учить.

Для организации проекта необходимо:

1) определить цели и задачи проекта(познавательные, исследовательские, социокультурные и т. д.);
2) определить область исследования;
3) обсудить это с учащимися и разбить это на группы (группы должны быть небольшими и не превышать 4–5 человек);
4) поставить конкретные задачи перед каждой группой;
5) определить временные интервалы для выполнения каждой задачи;
6) проконсультировать каждую группу по источникам информации, необходимой для решения поставленных задач, способам их анализа, обобщения, получения конкретных результатов;
7) Организовать проведение промежуточных тематических дискуссий и критического анализа работы каждой группы, откорректировать задачи групп с учетом уже полученных результатов;
8) организовать представление конечных результатов работы (презентация).

Методика организации проекта предполагает несколько этапов.

1. Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):

  • высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;
  • обсуждение возникших идей;
  • перечисление интересующих учащихся тем проектов;
  • формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.

2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):

  • уточнение намеченной цели и задачи;
  • поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;
  • обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями и т. д.);
  • интерпретация данных;
  • сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений и навыков):

  • систематизация полученных данных;
  • построение общей логической схемы выводов для подведения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.).

4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):

  • осмысление полученных данных и способов достижения результатов;
  • обсуждение и организация презентации результатов работы (на уровне школы, округа, города и т.д.).

Работая над проектом, учителю не следует забывать, что основным критерием успешности является радость и удовлетворение всех участников от осознания собственных достижений и приобретенных навыков. Многие восьмиклассники посещают факультатив «Основы исследовательской деятельности»), являются членами научного общества учащихся «НОКРО-5», выступают на школьной научно-практической конференции, где в центре – разнообразие учебной и практической творческой деятельности учащихся, основанной на индивидуально-личностном подходе к обучению. Это позволяет поддерживать высокий уровень познавательной активности и позитивной исследовательской мотивации. Вот те темы, которые способствовали юным исследователям постижению нового: «Гробоносное»лицо или речевые ошибки моих одноклассников», «Смысл названия рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг», «Сквозная «чудотворная»тема в русской поэзии», «Братья или враги Остап и Андрий в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба?». «Шагнут ли произведения В. Маяковского в 21-й век?»– социальный проект, включающий в себя как мнения поэтов 20-го века, так и социологический опрос современников по данной теме. Ученице удалось, предположив гипотезу «Никто не сможет сбросить Маяковского с корабля современности в море забвения», произвести необходимый детальный анализ ответов на каждый из пяти вопросов, обобщить полученные результаты и сделать выводы: «Без сомнения можно утверждать, что произведения В. Маяковского шагнут в 21-й век и «прорвут»ещё не одну «громаду лет». Работа направлена на развитие чувства патриотизма, формирование внутренней культуры и на воспитание понимания ответственности за будущее.

10–11 классы: происходит дальнейшее развитие у учащихся способностей, направленности на исследовательскую работу, совершенствование творческих подходов к решению конкретных задач, умений самостоятельно реализовывать полученные знания на практике. Все это осуществляется в процессе длительной, самостоятельной работы по индивидуальной программе (профильные классы). Портрет современного выпускника школы обуславливает необходимость поиска таких педагогических технологий, которые бы сочетали в себе исследовательские, поисковые проблемные методы работы, творческие по своей сути.

«В старших классах… в литературном творчестве нарастает индивидуальность творческих проявлений; главным показателем успешности становится авторская неповторимость стиля, художественные «находки»содержательного и формотворческого характера»(9). Главная задача курса «Литература как предмет эстетического цикла»состоит в понимании замысла автора. Авторский замысел в произведении или во всем творчестве выражается «формально», т.е. с использованием определенных языковых и художественных средств. Поиск и анализ этих средств зачастую и является объектом исследования. Можно проследить, как выйти на тему исследования при изучении одного произведения.

1. Изучение комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

1 урок. Обсуждение сочинений («Чацкий – новый человек нового века», «Горе от ума»– первая русская реалистическая комедия», «Роль второстепенных персонажей и композиции пьесы»).
2 урок
. Фамусовское общество (Анализ 2, 3 действия).
3 урок. Чацкий – новый человек нового века.
4 урок. «Век нынешний и век минувший».
5 урок. Урок – инсценирование.

Замысел автора состоит в противопоставлении «века нынешного и века минувшего». Для этого Грибоедов использует прием антитезы, а средством выражения противопоставления часто являются слова с противоположным значением. Следовательно, одной из тем исследования по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»может быть тема «Использование лексических антонимов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

2. При изучении поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»целесообразно предложить следующую исследовательскую работу: «Использование фольклорных мотивов в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Предложенное исследование прослеживается в теме каждого урока: например, «Душа народа русского»(Образ Матрены Тимофеевны), «Портрет русского народа в поэме»(Образы бунтарей-правдоискателей, образ защитника земли русской Гриши Добросклонова).

3. Наиболее интересны так называемые «сквозные»темы как проектов, так и исследовательских работ, над которыми можно трудиться в течение нескольких лет, например:

а) «Использование сказочного мотива в произведениях разных авторов»: М. Пришвин «Кладовая солнца», М.Е. Салтыков-Щедрин «Сказки», В.В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее летом на даче», Э.А. Гофман «Золотой горшок»;

б) «Цветовая гамма как средство художественной выразительности»: Г.Р. Державин, лирика («Живопись лирики Г.Р. Державина»), поэты серебряного века («Цветопись в лирике символистов»), Ф.М. Достоевский («Цветовая гамма как средство выразительности в произведениях Ф.М. Достоевского»).

Таким образом, ученики совершают восхождение к уже открытым наукой вершинам, но постигают истину не как готовый результат, а как итог своих собственных наблюдений и решений. Учитель же помогает выбрать путь восхождения – через частное открыть общее. Многие мои выпускники с большим успехом прошли «путь восхождения». Они выступали на городских и окружных конкурсах исследовательских и творческих работ «Шаг в будущее», где были отмечены сертификатами, грамотами и ценными подарками. Умение анализировать и исследовать помогало им стать победителями городских и окружных олимпиад. Они все выбрали форму сдачи экзамена по литературе – реферат и достойно защитили добытые знания. Сегодня выпускники 2002 года готовятся защищать дипломы. Я за них спокойна: они умеют исследовать, анализировать и делать выводы. Самый яркий пример – Микрюкова Евгения, выпускница гуманитарного класса, студентка юридического факультета, заняла I-е место на научно-практической конференции среди вузов Омской области и III-е место среди студентов на межрегиональной конференции вузов Западной Сибири.

В общественном устройстве нашей страны и мира в целом за последние годы произошли значительные изменения. Мировое общество находится в своеобразном «переходном периоде»– от индустриального общества XX век к информационному XXI века. Поэтому процесс поиска новых мощных образовательных технологий – приоритетная задача образования. Ученые и практики педагогики выдвинули новую образовательную парадигму, определяющую цели и содержание образования, которое, постоянно адаптируясь к изменениям, происходящим в обществе, должно все же при этом сохранять свои достижения, основные знания человеческого опыта. Суть образовательной парадигмы нового типа состоит:

  • в смещении основного акцента с усвоения объема информации на развитие самостоятельного, критического и рефлексивного мышления;
  • в обучении решению проблемных задач, а не просто использованию готового знания;
  • в оттачивании навыков работы с разнородными задачами и с любой информацией, а именно овладение способами получения , обработки и использовании информации;
  • в подготовке подрастающего поколения к жизни и деятельности в сложной обстановке постоянно и быстро изменяющихся общественных условий.

На повестку дня вышло обновление образования, связанное с постановкой новых целей и предъявлением новых требований к конечному продукту образовательного процесса. В настоящее время принцип деятельностного подхода в Российском образовании становится ведущим, школьная практика требует конкретных технологий, обеспечивающих его реализацию. Идеи проектно-исследовательского обучения сегодня актуальны, я их воплощаю и тем самым выстраиваю своеобразную творческую линию в преподавании литературы.

Приложение 1

Примечания

  1. Кудрявцев В.Т. Преемственность ступеней развивающего образования: замысел В.В. Давыдова // Вопр. психол. 1998 №5.
  2. Кикоть Е.Н. Основы исследовательской деятельности: Учебное пособие для лицеистов. Калининград, 2002. С. 420.
  3. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики // Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982.
  4. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. – М., 1988.
  5. Пахомова Н. Учебные проекты: методология поиска // Учитель 2000 №1.
  6. Кудрявцев В.Т. Преемственность ступеней развивающего образования: замысел В.В. Давыдова // Вопр. психол. 1998 №5.
  7. 8. Новикова А.М. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Просвещение, 2001.С.34.
  8. Гуружапов В.А. Развивающее обучение: чтобы урок был впрок // Управ. школой 1998 №43.