Фольклор, самобытная национальная основа литературы в момент её зарождения, продолжает оставаться плодородной почвой, питающий литературу в её последующем развитии.
Начиная со «Слова о полку Игореве» и кончая творчеством современных поэтов и писателей русское устное народно-поэтическое творчество было неисчерпаемым источником идей, образов, сюжетов, поэтических средств, обогащавших литературу и приближавших её к народу. Обращаясь к проблеме влияния фольклора на русскую литературу XIX века, учитель сможет решить не только учебные, но и воспитательные задачи.
Основной целью факультативного курса является знакомство учащихся с фольклором как особой художественной системой и формирование у них представлений об особенностях использования фольклора русских писателей XIX века. Материал курса поможет подвести школьников к пониманию особенностей творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом. В связи с тем, что данный факультативный курс рассчитан на учащихся 9-х классов, ещё не обладающих достаточными историко-литературными познаниями, его изложение должно быть предельно конкретным, ясным, доходчивым. Очень важно, чтобы учитель, ведущий этот курс, ориентировался преимущественно на тот запас знаний художественной литературы, которым владеют ученики 9-х классов. В то же время обращение к указанной проблеме в 9-х классах предполагает углубленное изучение учащимися таких жанров устного народного творчества, как сказки, былины, песни, пословицы, поговорки, загадки.
Содержание курса составляет ряд художественных произведений XIX века, которые ярко подтверждают обращение русских писателей к сюжетам, образам и приемам устного народного творчества. Курс также предусматривает использование таких методов изучения, как анализ текста различных жанров, редактирование собственных высказываний, создание собственного произведения, основанного на фольклорном материале.
Чтобы уменьшить трудности, естественно возникающие из несоответствия между большим объемом материала и ограниченным количеством часов для его изучения, учитель должен привести в целостную систему лекционный курс и практические задания. В лекциях следует раскрывать в первую очередь наиболее существенные и трудные проблемы, касающиеся жанрового многообразия устного народного творчества, а также отдельных художественных произведений. Большинство практических занятий целесообразно посвятить изучению художественных текстов, особенно В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова.
Учащиеся должны получать хорошо продуманные, четко разработанные задания на дом. На занятия они должны являться с анализом предложенного им материала, с результатами и выводами в форме кратких сообщений и докладов, а также с образцами собственных произведений (творческие задания).
Необходимо уделять больше внимания выразительному чтению, работе по осмыслению прочитанного, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы; особенно важно прививать навыки самостоятельно творческого изучения фольклорных и литературных произведений.
Курс ориентирован прежде всего на учащихся, интересующихся вопросами литературоведения. Но наряду с этим курс может преподаваться и учащимся непрофильных классов, что будет способствовать повышению их общей культуры.
Содержание программы
Тема 1. Жанровое многообразие устного народного творчества. Влияние фольклора на развитие литературы
Фольклор – искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах.
Сказка – самый популярный жанр народного творчества. Виды сказок (волшебные, о животных, бытовые). Отражение в сказке народных идеалов.
Былина – жанр устного народного творчества. Героико-патриотические сказания о богатырях и исторических событиях. Герои былин.
Песня – небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения. В фольклоре возникает одновременно с мелодией. Литературная песня чаще всего создается как стихотворение, которое позднее кладется на музыку. Литературная песня возникла как продолжение и творческое развитие фольклорной.
Малые жанры фольклора (загадки, пословицы, поговорки, частушки). Отражение в них знания, жизненного опыта и мудрости десятков поколений.
Тема 2. В.А. Жуковский. Фольклорные мотивы в балладе «Светлана»
Баллада – эпическая песня. Деление жанра на тематические группы: любовные, семейные, исторические, социально-бытовые.
Интерес В.А. Жуковского к «милой старине», использование в произведениях народных обычаев, поверий.
Изображение картин новогодних гаданий в балладе «Светлана».
Тема 3. Фольклорная основа произведений А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», «Капитанская дочка»
Фольклорная основа поэмы «Руслан и Людмила». Близость поэмы к миру народной сказки
Повесть «Капитанская дочка». Использование народных песен, пословиц в эпиграфах к повести и к каждой главе в отдельности. Использование загадки в её древнейшей функции – в качестве тайной речи, народной песни (любимая песня Пугачева).
Аллегорический смысл сказки об орле и вороне.
Тема 4. М.Ю. Лермонтов. Сказка «Ашик-Кериб, созданная на основе фольклора Закавказья
Непривычная лексика и синтаксис сказочного текста. Сопоставление турецкой сказки с русскими сказками. Работа с иллюстрациями к сказке.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Близость поэмы к устному народному творчеству. Описание кулачного боя. Наблюдение за особенностями языка и поэтического стиля. Отражение фольклора Пензенской области в поэме (тарханские материалы).
Тема 5. Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Интерес писателя к легендам, преданиям, народным поверьям, придающим особую романтическую окраску своему повествованию.
«Ночь перед Рождеством», элементы сказочной фантастики в повести. Стремление автора передать духовную нравственную красоту народа, образы Вакулы, Оксаны.
«Вечера накануне Ивана Купала» – фольклорный сказ, описание обрядов.
Тема 6. Н.А. Некрасов. «Поэма «Кому на Руси жить хорошо» – подлинно народное произведение
Мастерство Н.А. Некрасова в изображении характерных человеческих типов. Обращение к фольклорным жанрам: сказкам, песням, пословицам, поговоркам, загадкам, а также к былинным мотивам. Образ Савелия, богатыря святорусского.
Тема 7. М.Е. Салтыков-Щедрин. Сатирические сказки
Развитие Салтыковым-Щедриным традиций фольклора в решении сатирической тематики.
Сказки «Как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Коняга». Сказочный зачин, лексика, троекратный повтор, сказочная фантастика. Гипербола, гротеск, пародия.
Тема 8. А.К. Толстой. Роман «Князь Серебряный»
Приемы устного народного творчества в романе, передающие дух эпохи Ивана Грозного, помогающие создать образцы-типы людей прошлого (князь Серебряный, Елена Дмитриевна, боярин Морозов, Иван IV и другие). Жанры сказки, былины, песни, переработанные А.К.Толстым.
Примерное планирование факультативного курса
№№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Виды деятельности |
1. |
Вводное занятие Жанровое многообразие русского устного народно-поэтического творчества (сказки, былины, пословицы, поговорки, загадки, песни) Влияние фольклора на развитие литературы |
2 |
Лекция Доклады учащихся Творческое задание (создание сказки) |
2. |
В.А.Жуковский. Фольклорные мотивы в балладе «Светлана» |
1 |
Лекция-беседа Комментированное чтение текста |
3. |
Фольклорная основа произведений А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» «Капитанская дочка» |
2
|
Лекция Чтение фрагментов поэмы и повести Доклады учащихся |
4. |
М.Ю. Лермонтов Сказка «Ашиб-Кериб», созданная на основе фольклора Закавказья «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Отражение пензенского фольклора в произведении |
1
1
|
Комментированное чтение Доклады учащихся Творческое задание (создание собственного произведения на основе произведений М.Ю. Лермонтова) |
5. |
Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки – истинно веселая книга, в которой отражены малороссийские предания и поверья |
2 |
Лекция Комментированное чтение Работа учащихся по группам |
6. |
Н.А. Некрасов Поэма «Кому на Руси жить хорошо» – подлинно народное произведение. |
2 |
Комментированное чтение фрагментов поэмы Индивидуальные сообщения учащихся |
7. |
М.Е. Салтыков-Щедрин «Сказки для детей изрядного возраста», их связь с народной сказкой |
2 |
Лекция-беседа Чтение отдельных сказок Работа по группам |
8. |
А.К. Толстой. Фольклоризм романа «Князь Серебряный» |
2 |
Лекция. Самостоятельное прочтение романа. Беседа на восприятие. Создание речевого высказывания |
Литература:
- Азадовский М.К. Статьи о литературе и фольклор. М.-Л., 1960.
- Аникин В.П. Русская народная сказка. – М., 1984.
- Аникин В.П. Календарная и свадебная поэзия.– М, 1970.
- Базанов В.Г. От фольклора к народной книге. – Л., 1973.
- Горелов А.А. Соединяя времена. – М., 1978.
- Даль В.И. Пословицы русского народа. – М., 1984, т. 1-2.
- Елеонский С.Ф. Литература и народное творчество. – М, 1956.
- Коровина В.Я. Литература и фольклор. Учебное пособие для учащихся 9-11 классов – М., 1966.
- Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. – М., 1982.
- Лупанова И.П. Русская народная сказка в творчестве писателей I половины XIX века. – Петрозаводск, 1959.
- Пропп В.Я. Русская сказка. – Л. 1984.
- Пропп В.Я. Поэтика фольклора. М., 1999.
- Русская литература и фольклор (первая половина XIX века), Л.,1976.
- Русская литература и фольклор (вторая половина XIX века), Л., 1982.
- Садовников Д.Н. Загадки русского народа. – М., 1960.