Цель: охарактеризовать образ Ивана Грозного.
Задачи:
- расширить представление об Иване Грозном, используя межпредметные связи;
- развить аналитическое мышление, умение решать проблемные задачи;
- формировать понятия о чести и достоинстве, внутренней свободе человека.
Ход урока
Взгляд очей его – молния, звук речей его – гром небесный, порыв гнева его – смерть и пытка; но сквозь все это, как молния сквозь тучи, проблескивает величие падшего, но сильного и благородного по природе своей духа…
Белинский В.Г.
I. Вступительное слово учителя.
На прошлом уроке мы с вами говорили, что подобный любовный конфликт мог возникнуть в любое историческое время. Но почему тогда М.Ю. Лермонтов выбрал царствование именно этого кровожадного царя, Ивана Грозного? Обратите внимание, что и в названии поэмы этот образ перечисляется первым, а это показывает его значимость .
Этот проблемный вопрос мы с вами и постараемся разрешить в течение урока. Слайд 1.
II. Каким изображен царь в 1 гл. «Пир царя»? Инсценировка.
Важный, величественный, подозрительный, советует купить любовь, меркантильный (расчетливый), утратил веру в любовь, честь, искренность.
III. Каким мы видим царя в 3 главе? Чтение по лицам эпизода (царь, Калашников, автор).
Напоминаю, что царь перед боем обещал наградить победителя. Почему даже не спрашивает о причине убийства? Ему не нужно, он уже все для себя решил.
Почему над семьей Калашникова сжалился, а его самого не простил? Калашников для царя опасен, он смел, лишен холопства, наделен чувством собственного достоинства.
Проследим, как в диалоге меняется настроение царя (гнев – милость, сарказм – язвительная насмешка)
Согласны ли вы с мнением Белинского об Иване Грозном? Слайд 2
IV. У нас есть группа историков, которая готовила сообщения по трудам известных русских историков.
Н.М. Карамзин о царствовании Ивана Грозного (т. 8, 9 «Н.М. Карамзин об истории государства Российского»)
Н. Костомаров «Личность Ивана Васильевича Грозного»
Вывод учителя: слайд
Царствование Иоанна – демонстрация укрепления государственной власти, время реформы законов и вместе с тем нарочитого полного беззакония, показных массовых убийств и мучительного безумного наказания.
V. Этот образ привлекал и художников. Слайд: картина Васнецова.
Каким изображен царь?
Васнецов изобразил Иоанна в Кремле, из окна виден храм Василия Блаженного. Существует легенда о его строителях. Будто бы строителей храма по приказанию царя ослепили, чтобы те больше нигде не смогли повторить подобную красоту.
Слайд: Репин «Иван Грозный убивает своего сына»
1881 год. Террористы убили Александра II, за что были казнены принародно. На казни присутствовал и Репин. Увиденное его потрясло. Государство и преступление – вот проблема, о которой хотелось сказать Репину в картине «Иван Грозный убивает своего сына», написанной в 1885 г.
Описываем картину. Краски, положение героев, глаза царя. Какое впечатление производит картина. Говорят, у натур чувствительных, видевших эту картину, случался обморок. Но недолго Третьяков выставлял картину, она была запрещена и долгое время хранилась в запасниках Третьяковской галереи.
Как вы думаете, почему картину запретили выставлять?
VI. Мы сегодня очень много узнали об Иване Грозном, но так и не ответили на наш главный вопрос: почему же Лермонтов использовал именно это историческое время?
Чем страшнее время, правление, чем преступнее власть, тем героичнее, честнее, достойнее, ярче выглядит образ Калашникова. Это прославление героя, дерзнувшего в такое время защитить честь и достоинство свое и своей семьи.
Лексическая работа:
Честь – нравственные и этические принципы, незапятнанная репутация, доброе имя.
Достоинство – совокупность высоких моральных качеств, уважение их в самом себе.
VII. Я намеренно не называла дату создания поэмы. Слайд: 1837 год.
Что вы знаете об этой дате?
Гибель на дуэли А.С. Пушкина. Значит, поэма Лермонтова – это проекция реального конфликта на историю, это прославление поэта, дерзнувшего защитить честь и достоинство.
Опять возникла параллель Пушкина и Лермонтова. Поэты, разные по мироощущению, были едины в главном – они хотели быть внутренне свободными, независимыми, от власти в том числе.
Д/з письменный ответ на вопрос: «Какие герои русской литературы тоже защищают свою честь, что общего между ними и Калашниковым?»