Открытый урок литературного чтения. Тема: "Евгений Чарушин "Страшный рассказ""

Разделы: Литература


Раздел: «О братьях наших меньших».

Цель: Повышение уровня качества знаний на уроках литературного чтения через творчество.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с творчеством Е. Чарушина
  2. Развивать навыки беглого и выразительного чтения
  3. Осмысление прочитанного произведения, связь с реальностью
  4. Продолжить работу над делением текста на смысловые части
  5. Продолжить работу над словесным и художественным рисованием по смыслу произведения
  6. Способствовать воспитанию любви к природе и животному миру

Ход урока

I. Начало урока – организационный момент

Начинаем наш урок!

Улыбнитесь! Делу срок!

Ребята, я начну сегодня урок со стихов, известных вам с раннего детства. Но в них есть ошибки, так как я их совсем немного позабыла. Помогите мне! Исправьте ошибки.

Уронили зайку на пол.
Оторвали зайке лапу
(мишку)
Идёт медведь качается,
Вздыхает на ходу.
(бычок)
Наша Таня громко плачет,
Уронила в печку мячик…
(в речку)
Нет, напрасно мы решили
Прокатить слона в машине…
(кота)
Зайку бросила лентяйка,
Под дождём остался зайка…
(хозяйка)
Матросская шапка, верёвка в руке
Тяну я машинку по быстрой реке…
(кораблик)

II. Работа над домашним заданием

Ребята, почему нам пришлось в стихах исправлять ошибки? (Заменили слова). А как вы думаете, зачем мы выполняли такую работу? (тренировали память). Вот и сейчас мы снова будем тренировать память.

III. Работа над деформированными текстами

Приложение 1

Какое произведение мы упомянули два раза («Чёрный омут» Сергея Козлова)

На прошлом уроке мы с вами выполняли иллюстрации к отдельным частям текста. Работали над произведением Сергея Козлова «Чёрный омут». В результате у нас получился настоящий мультфильм. Но вот технически озвучить мы его не смогли. Вот сейчас я включу слайды с готовым мультфильмом, вам нужно его озвучить. (К доске выходят 3-4 ученика по желанию. Ребята сами определяют, кто будет начинать рассказ. Учитель останавливает пересказ одного ребёнка по своему усмотрению. Продолжает рассказ другой ученик. Ребята пересказывают текст, продолжая, его друг за другом. Данный мультфильм является опорой для пересказа).

Приложение 2

Ребята, как точно, выразительно был озвучен наш мультфильм? Кто из пересказчиков вам понравился больше? Как оценим работу звуковых артистов?

Какие пословицы вы, ребята, подобрали к рассказу Сергея Козлова?

  • Время – страшный судья.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Жизнь прожить – не поле перейти.

Как вы понимаете смысл этих выражений?

Ребята, Чёрный омут сказал:

– …Это время шуршит – всем страшно! – Всем ли страшно бывает, когда проходит время? (если человек совершает добрые дела или поступки, то ему в будущем не страшно)

Какой вывод сегодня каждый сделал для себя? (Совершать только добрые поступки, уважать друг друга, помогать друг другу)

Физминутка

IV. Новая тема

Сегодня на уроке мы продолжим говорить с вами о страхах. Мы узнаем из рассказа Евгения Чарушина кого же могли бояться маленькие мальчики, кто им угрожал, и угрожал ли вообще? Кто он – этот страх?

Рассказ учителя о писателе Е. Чарушине.

Приложение 3

Ребята запишите в тетрадях по литературному чтению имя и фамилию писателя – Евгений Иванович Чарушин. А теперь послушайте рассказ о нём.

Евгений Иванович [29.10(11.11).1901, родился в Вятке, ныне Киров, — 18.2.1965, Ленинград], советский график и писатель, заслуженный деятель искусств РСФСР (1945). В семье Чарушиных были созданы благоприятные условия для творческого развития сына. Учился во Вхутеине в Ленинграде (1922—26) у А. И. Савинова и А. А. Рылова. Евгений Иванович сам рисовал иллюстрации к своим произведениям. Рисунки были проникнуты тёплым юмором, исполненные в манере свободного акварельного рисунка. («Волчишко и другие», 1931; «Никитка и его друзья», 1938; «Про Томку», 1957), а также совдавал анималистические иллюстрации к произведениям других авторов («Детки в клетке» С. Я. Маршака, изд. в 1935) для детей младшего возраста. Евгений Иванович был признан мастером словесного рисования. В своих произведениях он помогал решать вопросы воспитания этического сознания и любви к природе у ребят младшего школьного возраста. Произведения Е.И.Чарушина переведены на языки братских народов России и некоторых зарубежных стран.

Какой рассказ Е.И.Чарушина мы с вами будем сегодня читать? (Вопрос на внимание!) «Страшный рассказ». Приложение 3 (Появляется запись на доске)

Ребята, как вы думаете, о чём будет этот рассказ? (Предположения детей)

Ну, что ж начнём читать.

Приложение 4

Остановитесь!

Так чьи предположения о героях рассказа были близки к действительности?

Ребята, а кто этот «кто-то», который ползает и шуршит?

Он большой? Страшный? Составьте словесный портрет этого «кто-то».

Как поведут себя мальчики дальше? Ваши предположения.

Остановитесь!

А вам ребята, было когда-нибудь так страшно?

Что вы делали?

А маме с папой рассказывали?

А кто потом это оказывался?

Как вы думаете, ребята, а что будет дальше?

Ребята, а что теперь будут делать наши герои?

А что бы вы сделали?

Вы ещё не догадались кто этот страх?

Остановитесь!

Ребята, кто был прав, что это лесной зверёк забрался в дом?

А почему ёж свернулся в шариком? Давайте вспомним о повадках животных.

Конечно, во время опасности ёжи сворачиваются в шарик! Значит ёж тоже напугался людей!

Ну, теперь-то страшно будет героям?

Что теперь должны сделать люди по вашему7

Читаем дальше.

Итак, мы прочитали «Страшный рассказ». На самом деле этот рассказ страшный? А почему ребята напугались? Всегда ли фантазии, которые возникают в темноте, совпадают с реальностью? Случилась бы такая история с ребятами, если был бы день?

А что случилось с тем, кого напугались ребята? На самом деле было так страшно?

Так чего же на самом деле напугались ребята? (Своих фантазий)

Что нужно сделать, чтобы не бояться?

Понравился ли вам рассказ?

Какой мы сделаем вывод.

Подберите пословицы к прочитанному рассказу.

  • У страха глаза велики.
  • Волков бояться – в лес не ходить.
  • Семь раз отмерь, один – отрежь.

Почему так можно сказать про наших героев.

Итак, ребята, мы сегодня с вами сделали важное открытие. Мы научились бороться с некоторыми страхами.

А как вы думаете, нужно ли человеку чувство страха?

(Страх помогает воспитать осторожность, способность находить быстрые решения, даёт возможность человеку выжить в трудных условиях) 

Физминутка

Ребята, на сколько частей можно разбить наш текст?

Давайте озаглавим эти части:

Приложение 3

  1. Мальчики остались одни на даче.
  2. Наступила ночь. По стене кто-то ползёт
  3. Петя и Шура боятся
  4. Страх всё сильнее
  5. Спасение пришло
  6. Это ёж?! Он тоже напугался
  7. Угощение для нового друга.

Ребята запишите план в тетрадь по литературному чтению. 

V. Повторение.

Так о чём мы говорили на уроке? Нужно ли бояться темноты? Что для этого нужно сделать? Полезное ли чувство страх? Как им управлять?

VI. Домашнее задание.

Выразительное чтение всего произведение, выделение основной мысли, связь прочитанного с реальной жизнью (Как бы ты поступил в данной ситуации и почему?). Подбор пословиц и поговорок к прочитанному произведению. Составить вопросы по тексту для своего товарища.

VII. Рефлексия.

Ребята, скажите

  • Что сегодня понравилось на уроке?
  • Какая форма работы оказалась наиболее качественной и интересной?
  • Кто из учеников отличился во время урока?
  • Кто себя чувствовал комфортно?
  • Кто чувствовал себя скованно? Почему?

Поднимите смайлики с улыбкой те, кому сегодня урок понравился и для кого урок оказался полезным.