Вальс Глинки.
Вступительное слово (на фоне музыки). (Слайд 1. Презентация)
Вадим:
Ученый кот шагает по опушке
Богатыри с морского дна встают…
Когда в дома неслышно входит Пушкин,
Его мгновенно дети узнают!..
Алина:
Он весь – порыв; он весь – движенье,
Как жизнь, его строка сильна –
Не знает тлена и забвенья,
Не знает старости она.
Поэзии родной светило,
В сердцах людей он вечно жив, -
Неисчерпаемая сила
И неслабеющий порыв.
Вадим:
Кто знает, что такое слава!
Какой ценой купил он право,
Возможность или благодать
Над всем так мудро и лукаво
Шутить, таинственно молчать…
Ведущий 1 (Алина) Сегодня 1 ноября по новому стилю (19 октября по старому) 2011 года исполняется 200 лет со дня открытия Царскосельского лицея.
Ведущий 2: (Вадим)
О нем – современнике нашем,
Чьей славой Россия горда!-
О Пушкине все не расскажешь,
Он с нами, как сердце, всегда…
(Зажечь свечи, выключить свет)
Ведущий 1: Сегодня мы собрались в этом зале для того, чтобы окунуться в историю, узнать о лицейских годах великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Ведущий 2: Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в семье отставного майора Сергея Львовича и Надежды Осиповны Пушкиных. Мать Пушкина была потомком негра Ганнибала, которого русский посланник в Константинополе отослал в подарок Петру I. Впоследствии Александр Сергеевич написал о нем незаконченную повесть "Арап Петра Великого". Именно по матери унаследовал поэт свою неординарную внешность. (Слайд 3)
Ведущий 1: Александр был вторым ребенком в семье, когда он родился, отцу было 29 лет, а матери 23 года. Сразу после рождения старшая Ольга и Александр были сданы на руки мамушкам и нянькам. Для того времени – это обычное явление.
Ведущий 2: Воспитание Пушкина было безалаберным. Сменявшиеся французы-гувернеры, случайные учителя не могли иметь глубокого влияния на ребенка, в значительной степени предоставленного самому себе. Детство Пушкин проводил в Москве, выезжая на лето в уезд Захарово, в подмосковное имение бабушки. (Слайд 4)
Ведущий 1: С раннего детства его воспитанием занималась бабушка Марья Алексеевна и его замечательная няня Арина Родионовна, которая как никто другой повлияла на творчество будущего поэта. Она знала бесчисленное количество поговорок, пословиц, песен и сказок и охотно сообщала их своему питомцу.
Мастерица ведь была
И откуда что брала?
А куда разумны шутки,
Приговоры, прибаутки,
Небылицы и былины
Православной старины!
Ведущий 2:
Слушать, так душе отрадно,
И не пил бы, и не ел,
Все бы слушал да сидел.
Кто придумал их так ладно?
Ведущий 1: Только с нею да с бабушкой Александр имел случай говорить по-русски: отец, мать, тетки, почти все гости, а главное – гувернеры и гувернантки объяснялись с детьми исключительно по-французски, так что и между собою дети приучились говорить на том же языке.
Ведущий 2: Пушкин вначале учился плохо (особенно трудно давалась ему арифметика) и от гувернанток испытывал крупные неприятности, отравившие ему воспоминания о детских годах. Около 9 лет от роду Пушкин пристрастился к чтению (разумеется, французскому).
Ведущий 1: Ребенок рос, доставляя родителям неприятности. К слову сказать: мать не любила старшего сына, она обожала младшего Левушку, а старшего решено было отправить учиться, желательно подальше от дома. Двенадцатилетнего мальчика сначала хотели отдать в Иезуитскую коллегию в Петербурге, но 11 января 1811 г. был обнародован Указ о предстоящем открытии Царскосельского лицея. Благодаря дружеским связям Сергея Львовича Пушкина (отца нашего поэта) с директором нового учебного заведения, Василием Федоровичем Малиновским, Александра решено было поместить туда.
Ведущий 2: Готовясь к поступлению, Пушкин жил у дяди – Василия Львовича, и у него впервые встретился с представителями петербургского света и литературы. 12 августа Пушкин выдержал вступительные экзамены и 19 октября присутствовал на торжестве открытия лицея. С этого дня началась новая жизнь будущего поэта.
(Видео Ц/С Лицей – колыбель любви. 0:05 – 0:40, находится у автора)
Чтец:
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озёрных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни…
Здесь лежала его треуголка
И растрёпанный том Парни.
Ведущий 1: Император Александр 1 отвел под Лицей четырехэтажный флигель своего Царскосельского дворца. Это был целый городок, где внизу жили инспекторы и гувернеры. На втором этаже была столовая, больница, канцелярия, конференцзал.
Ведущий 2: Третий этаж - учебный: учебные кабинеты, библиотека, место для отдыха и забав. Воспитанники 6 лет жили одной семьей. Они не имели права отлучаться из лицея даже на летние и зимние вакансии – распоряжение министра не выпускать из стен заведения до окончания полного курса.
Ведущий 1: Они встретились впервые летом 1811 года, прожили вместе 6 лет, а потом ежегодно собирались и праздновали день открытия Лицея – 19 октября.
Ведущий 2: Ближайшими на всю жизнь стали Иван Пущин, Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер, и навсегда остались для Пушкина верными друзьями. На первый курс было принято 30 человек. Значит, у Пушкина было двадцать девять товарищей.
Чтец:
Их 30 человек. Вот класс.
Бакунин, Броглио, Вольховский,
Саврасов, Дельвиг, Корф, Данзас,
Тырков, Корнилов, Малиновский.
Здесь Кюхля, Маслов, Есаков,
Комовский, Гурьев. Илличевский,
Костенский, Стевен, Горчаков,
Мартынов, Мясоедов, Ржевский.
Вот Гревенец и Ломоносов,
Вот Яковлев и Корсаков
Но где еще кого-то носит?
Откликнитесь на трубный зав!
Мы их, конечно, не забудем:
Матюшкин, Пущин, Пушкин, Юдин.
Чтец:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Ведущий 1: Владимир Вольховский. Прозвище Суворочка. (Слайд)
Ведущий 2: Первый ученик. Окончил Лицей с золотой медалью.
Чтец: Он был самым слабым, поэтому много занимался гимнастикой. Когда учил уроки, носил на плечах два тяжелых словаря. Ребята над ним подсмеивались.
Суворов наш! Ура!
Марш! Марш!
Кричит верхом на стуле…
Ведущий 1: Вольховский Владимир – член тайного общества декабристов.
Ведущий 2: Горчаков Александр – Прозвище Франт. (Слайд)
Ведущий 1: Будущий министр, канцлер, кавалер ордена Святого апостола Андрея Первозванного.
Ведущий 2: Дельвиг Антон. Прозвище – Тося, Тосинька. (Слайд)
Ведущий 1: Близкий друг Пушкина. Создатель альманаха “Северные цветы”
Чтец: Он не любил шумные игры и возню. Его считали ленивым и любителем поспать. Однажды не выучил урок, спрятался под кафедрой и там заснул. Тогда ему написали:
Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыпленный.
Ведущий 2: Кюхельбекер Вильгельм. Прозвище Кюхля. (Слайд)
Чтец: С Пушкиным они были очень дружны.
За ужином объелся я,
А Яков запер дверь оплошно –
И стало мне, мои друзья,
И кюхельбекерно и тошно.
Ведущий 1: Член общества декабристов. Осужден. Приговорен к вечной ссылке.
Ведущий 2: Малиновский Иван. Прозвище – Казак. Сын директора лицея. (Слайд)
Ведущий 1: Знал много пословиц и поговорок, за что один из надзирателей назвал его Санчо Панса.
Ведущий 2: Был добрым, достойным человеком. Отказался от блестящей генеральской карьеры и никогда об этом не пожалел. Стал помещиком, предводителем дворянства.
Ведущий 1: Пущин Иван. Прозвище – большой Жано, Иван Великий. (Слайд)
Ведущий 2: С хорошими дарованиями. В обращении приятен, вежлив и искренен, но с приличной разборчивостью и осторожностью. Самый близкий друг Пушкина.
Ведущий 1: 14 декабря 1825 года был на Сенатской площади. Осужден. Приговорен к тридцати одному году тюрьмы и ссылки. (Слайд “Метель” Свиридова)
Ведущий 2: Последний раз они виделись в начале января 1825 года. Тогда Пушкин томился в Михайловской ссылке. Пущин приехал навестить опального друга, привез в подарок комедию Грибоедова “Горе от ума”. В этот вечер они говорили много и обо всем. Пушкин читал свои стихи, а лицейский друг и няня Арина Родионовна слушали. Прощались далеко за полночь. Было грустно. (“Метель” Свиридова)
Ведущий 1: Вместе с другими декабристами Пущин был приговорен к ссылке в Сибирь. В первый день своего приезда в Читинский острог он получил переданное ему с женой декабриста Муравьева послание Пушкина. (Слайд)
Чтец:
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
(Музыка – громко)
Ведущий 2: Преподавателями лицея были люди, прекрасно подготовленные и увлеченные. Автор проекта создания Лицея - Сперанский - видел в новом учебном заведении не только школу для подготовки образованных чиновников. Он хотел, чтобы Лицей воспитал людей, способных претворить в жизнь намеченные планы преобразования Российского государства. Широчайшие знания, умение мыслить и стремление трудиться для блага России – вот качества, которыми должны были отличаться выпускники нового учебного заведения. План особого учебного заведения Сперанский составлял вместе с Малиновским, который и должен был стать его директором.
Ведущий 1: Не случайно в новой программной речи, обращенной к воспитанникам в день торжественного открытия, профессор нравственных и политических наук Александр Петрович Куницын говорил об обязанностях гражданина, о любви к Отечеству и долге перед ним. На всю жизнь запомнились мальчикам слова: “Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями”. (Слайд)
Чтец:
Вы помните, когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог Царицын,
И мы пришли, и встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей…
Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена.
Ведущий 2: В первые годы обучения оценок в Лицее не ставили. Вместо этого профессора регулярно составляли характеристики, в которых анализировали природные наклонности ученика, его поведение, прилежание, успехи. Считалось, что подробная характеристика помогала работе с учеником лучше, чем однозначная оценка.
Ведущий 1: Но поначалу профессорам и преподавателям Лицея пришлось очень нелегко. Ведь их слушателями были совсем еще дети. Вот что пишет тот самый Куницын в своем дневнике в январе 1812 г.
Чтец: “Я вовсе не ожидал, что придется читать лекции сущим детям. Не буду ничего говорить о Саврасове, Тыркове, Мясоедове, Костенском – совершенный облом. Горчаков умен, но прихорашивается, точно Нарцисс. Вольховский без всякого упрека. Матюшкин тих. Кюхельбекер, видимо, посмешище для товарищей. Во всем чрезмерен: пишет так, что перья ломает. Данзас – отпетый, делает гримасы, все ему трын-трава. Пушкин грызет перо и царапает на бумаге рисунки, так углубляясь в эти занятия, как будто в классе никого, кроме него, нет. Дельвиг спит – в точном смысле этого слова. Корф приличнее всех”.
Ведущий 1: Пушкина сначала звали французом, потому что никто, даже Горчаков, так хорошо не говорил по-французски, как он. (Слайд)
Ведущий 2: Еще его звали Обезьяной. Прозвище это, как и многие другие лицейские, первым пустил в ход Миша Яковлев. Сам Яковлев звался Паяцем. У него был настоящий талант в изображении людей. Он угадывал в походке и незаметных привычках сущность человека.
Ведущий 1: О Пушкине он говорил, что не Пушкин похож на обезьяну, а обезьяна на Пушкина. Так он его и изображал: прыгающим по классной комнате, грызущим в задумчивости перья и вдруг, внезапно, видящим на кафедре профессора. Особенно удавался ему смех будущего поэта: внезапный, короткий, отрывистый и до того радостный, что все смеялись. (Слайд)
Ведущий 2: Сам Пушкин говорил о себе:
А я, повеса вечно праздный,
Потомок негров безобразный,
Взращенный в дикой простоте,
Любви не ведая страданий,
Я нравлюсь юной красоте
Бесстыдным бешенством желаний.
Ведущий 1: На первый, пушкинский курс, было принято 30 учеников. Обучение приравнивалось к университетскому. Первые три года – так называемый начальный курс – изучались предметы старших классов гимназии. Три последующие года – окончательный курс – содержал основные предметы трех факультетов университета: словесного, нравственно-политического и физико-математического.
Ведущий 2: У Пушкина всегда были нелады с математикой. Однажды он решал у доски задачу, долго переминался с ноги на ногу, что-то молча писал. “Что же вышло? Чему равняется икс”, - спрашивает наконец Карцев, профессор математики. “Нулю”, - отвечает поэт. “Хорошо,- устало вздыхает профессор,- у Вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на место и пишите лучше свои стихи”.
Ведущий 1: Все наказания лицеистов делились на четыре степени: первую, легчайшую; вторую – черный стол; третья заключалась в оставлении на хлебе и воде не более двух дней; четвертая - в “уединенном заключении”, т.е. в карцере. С этим последним наказанием довелось ознакомиться Пушкину, Пущину, Дельвигу, Кюхельбекеру, Ильичевскому, Корсакову на второй же месяц пребывания их в лицее.
(Видео “Урок химии” 1:43, находится у автора)
Ведущий 1: Обширная программа давала энциклопедические знания. Большое место отводилось наукам “нравственным”, под которыми, как гласил лицейский устав, “...разумеются все те познания, которые относятся к нравственному положению человека в обществе”. Важнейшее место в программе обучения отводилось глубокому изучению российской истории. Развитие патриотических чувств тесно связывалось со знанием родной страны, ее прошлого, настоящего, будущего.
Ведущий 2: Когда пришла весть о том, что Москва занята неприятелем, в Лицее поднялся настоящий плач.
Ведущий 1: Зато какое “УРА!” прогремело при известии об отступлении Бонапарта из Москвы.
Чтец:
Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо нас... и племена сразились,
Русь обняла кичливого врага,
И заревом московским озарились
Его полкам готовые снега.
Ведущий 2: А теперь давайте познакомимся с распорядком дня лицеистов… (Слайд)
Ведущий 1: Вставали воспитанники в шесть часов утра. В течение седьмого часа нужно было одеться, умыться, помолиться и повторить уроки. В семь часов начинались занятия, продолжавшиеся два часа. В десятом часу лицеисты завтракали и совершали небольшую прогулку, после чего возвращались в класс, где занимались еще два часа.
Ведущий 2: В двенадцать отправлялись на прогулку, по окончании которой повторяли уроки. Во втором часу обедали. После обеда – три часа занятий. В шестом – прогулка и гимнастические упражнения. Занимались воспитанники в общей сложности семь часов в день.
Ведущий 1: Часы занятий чередовались с отдыхом и прогулками. Прогулки совершались в любую погоду в Царскосельском саду. Отдых воспитанников – это занятия изящными искусствами и гимнастическими упражнениями. Среди физических упражнений в то время особенно популярны были плавание, верховая езда, фехтование, зимой – катание на коньках.
Ведущий 2: Предметы, способствующие эстетическому развитию, – рисование, музыка, пение – и сейчас есть в программе средней школы.
Ведущий 1: В январе 1815 года были переводные экзамены. К этому торжественному дню готовились все. Вот небольшой актовый зал заполняется празднично настроенной публикой. Это родители, знакомые, близкие. Лицеисты держат переходные экзамены. Здесь, под портретом Александра I, самодержца всероссийского, и сам министр просвещения Разумовский, и архимандрит Фотий, злобный монах, гонитель всего передового и светлого в жизни. За ними директор Лицея и преподаватели. (Слайд)
Ведущий 2: А в центре, приподнявшийся с кресла видный сановник, уже дряхлый старик, приложил ладонь к уху, чтобы лучше слышать. Это Гавриил Романович Державин – старейший и самый прославленный поэт того времени. Не отрываясь, смотрит он на курчавого подростка, который с высоко поднятой рукой восторженно и самозабвенно декламирует сочиненные им на торжественный случай стихи.
Чтец: Чтение стихотворения “Воспоминание в Царскосельском лицее”. Музыка.
Здесь каждый шаг в душе рождает
Воспоминанья прежних лет;
Воззрев вокруг себя, со вздохом росс вещает:
“Исчезло все, великой нет!”
И, в думу углублен, над злачными брегами
Сидит в безмолвии, склоняя ветрам слух.
Протекшие лета мелькают пред очами,
И в тихом восхищенье дух.
Бессмертны вы вовек, о росски исполины,
В боях воспитанны средь бранных непогод!
О вас, сподвижники, друзья Екатерины,
Пройдет молва из рода в род.
О, громкий век военных споров,
Свидетель славы россиян!
Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,
Потомки грозные славян,
Перуном Зевсовым победу похищали;
Их смелым подвигам страшась, дивился мир;
Державин и Петров героям песнь бряцали
Струнами громозвучных лир.
Ведущий 1: Все еще держась, не впадая в дремоту, Державин стал беседовать с Разумовским. Министр сказал, что хотел бы образовать Пушкина в прозе. “Оставьте его поэтом”,- сказал Державин и отмахнулся неучтиво.
Ведущий 2: А вот как это событие было описано одним из ближайших друзей – И.И. Пущиным.
Чтец: “…Державин своим благословением увенчал юного нашего поэта. Мы все, друзья-товарищи его, гордились этим торжеством. Пушкин тогда читал свои “Воспоминания в Царском Селе”. В этих великолепных стихах затронуто все живое для русского сердца. Читал Пушкин с необыкновенным одушевлением. Слушая знакомые стихи, мороз по коже пробегал у меня. Когда же патриарх наших певцов, в восторге, со слезами на глазах, бросился целовать поэта и осенил его курчавую голову, – под каким – то неведомым влиянием, благоговейно молчали. Хотели сами обнять нашего певца, – его уже не было, он убежал”.
(Романс “Что в имени тебе моем…” (учащ. 11-2), находится у автора)
Ведущий 1: Первую платоническую, истинно поэтическую любовь поэт встретил тоже в Лицее. Катенька Бакунина - старшая сестра его лицейского товарища Александра. Семья Бакуниных жила в Царском Селе летом 1815 года. А Катенька не раз приезжала в лицей повидать брата, гуляла по аллеям парка, бывала на лицейских праздниках. (Слайд)
Ведущий 2: Прелестное лицо ее, дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг во всей лицейской молодежи. Вздыхали по ней и друзья поэта: Иван Малиновский и Иван Пущин и тоже посвящали стихи. К ней обращены многие стихи и элегии поэта, написанные в 1815–1817 годы. Установлено, что она присутствует в 22 стихотворениях и элегиях Пушкина. Но Романтическая любовь прервалась с отъездом семьи на зиму в Петербург.
Ведущий 1:
“Уж нет ее... До сладостной весны
Простился я с блаженством и душою.
(Танец 11-2)
Ведущий 2: Летом 1817 года восемнадцатилетним юношей Пушкин окончил Лицей.
9 июня 1817 г. государь Александр 1 явился в Лицей, сказал молодым людям речь и наградил их всех жалованьем. (Слайд)
Ведущий 1: Воспитанник Императорского Царскосельского Лицея Александр Пушкин в течение шестилетнего курса обучался в сем заведении и оказал успехи: в Законе Божием и священной истории, в логике и нравственной философии, в праве естественном, частном и публичном, в российском гражданском и уголовном праве хорошие;
Ведущий 2: В латинской словесности, в государственной экономии и финансах весьма хорошие;
Ведущий 1: В российской и французской словесности, также в фехтовании превосходные.
Сверх того занимался историей, географией, статистикой, математикой и немецким языком.
Ведущий 2: Во уверение чего и дано ему от Конференции Императорского Царскосельского Лицея сие свидетельство с приложением печати. Царское Село июня 9 дня 1817 года.
(Слайд 26)
(Романс “В крови горит огонь желаний…”, находится у автора)
Ведущий 1: Наступили грустные дни расставания с тихим городком и тенистыми парками, где прошли его лицейские годы. Прощай, скромная комнатка №14 на четвертом этаже, где он готовился к классным занятиям, писал стихи, перед сном разговаривал через тонкую перегородку с другом Пущиным! Прощайте, липовые аллеи, сияющее озеро с белыми лебедями, уединенные дорожки в зарослях жимолости и сирени, где так было хорошо мечтать над страницами книги и думать о будущем!..
Ведущий 2: В последний раз лицеисты, расстегнув воротники тесных мундиров, соединив руки, шеренгой прошли по старинным аллеям парка, прощаясь с любимыми с детства местами. Юношескими голосами пели они песню расставанья, сочиненную Дельвигом: пели под аккомпанемент гитары всеобщего любимца – Миши Яковлева. Задумчивый, присмиревший Пушкин подпевал им вполголоса.
Чтец:
Шесть лет промчались, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины.
И уж Отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны.
Простимся, братья! Рука в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба а вечную разлуку,
Быть может, породила нас.
Ведущий 2: Потом директор надел им на пальцы чугунные кольца – символ крепкой дружбы. С этим кольцом Пушкин в своей жизни не расставался.
(Стих. 11 – 2)
Ведущий 1: Они решили через 10 лет после окончания Лицея праздновать серебряную дружбу, через 20 лет – золотую.
Ученик:
Пируйте же, пока еще мы тут!
Увы, наш круг час от часу редеет;
Кто в гробе спит, кто дальный сиротеет;
Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к началу своему...
Кому ж из нас под старость день Лицея
Торжествовать придется одному?
Несчастный друг! средь новых поколений
Докучный гость и лишний, и чужой,
Он вспомнит нас и дни соединений,
Закрыв глаза дрожащею рукой...
Пускай же он с отрадой хоть печальной
Тогда сей день за чашей проведет…
Ведущий 2: 19 октября 1880, 1881,1882 годов Александр Михайлович Горчаков отмечал один – последний живой лицеист.
(Запись: “Кавалергарда век…” Б.Окуджава. 1 куплет)
Ведущий 1: Впереди была жизнь, манившая к себе юные сердца, свобода от докучных правил Лицея, от строгого начальства и скучноватых лекций. И все-таки жалко было расставаться с привычными классами, с любимыми учителями, с товарищами по школьной скамье. Разлука с друзьями была особенно тягостной для Пушкина
Ведущий 2: Дружба занимала большое место в жизни лицеистов. ЕЕ боготворили, ставили на первое место, Много выше карьеры, славы, денег. Это высокое чувство они пронесли через всю жизнь.
Чтец:
Бог помочь вам, друзья мои,
В заботах жизни, царской службы,
И на пирах разгульной дружбы,
И в сладких таинствах любви.
Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море,
И в мрачных пропастях земли!
Бог помочь вам, друзья мои!
Ведущий 1: За долгие шесть лет Лицей сумел многое вложить в Александра, в его ум и сердце. Здесь из курчавого мальчика вырос поэт Пушкин. Отсюда он вынес свой светлый и ясный взгляд на мир и людей. Лицей подарил ему красоту мира, любовь к Родине, верность друзьям.
Ведущий 2: Каждый год 19 октября бывшие лицеисты собирались вместе, чтобы вспомнить молодые годы, поговорить о настоящем. Впоследствии Пушкиным было написано множество стихов, посвященных этой знаменательной дате.
Ведущий 1:
И первую полней, друзья, полней!
И всю до дна в честь нашего союза!
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует Лицей!
Ведущий 2:
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.
Ведущий 1: За более чем столетнее существование Лицеем было сделано 64 выпуска. 29 мая 1918 года постановлением Совета Народных Комиссаров Лицей был закрыт. Освободившееся здание занял Пролетарский политехникум. А в 1925 году многие бывшие воспитанники лицея были репрессированы
Лицей — это в капле былая Россия,
Где жизнь, в изобилье, лилась через край,
Чью мощь не опишут слова никакие.
Лицей, наша юность и счастье, — прощай!
Эти слова напишет последний выпускник Лицея, Андрей Степанович Ильяшенко, эмигрировавший из России в 1920-е годы.
Ведущий 2: И все же славой своей лицей обязан прежде всего своим первенцам, выпуску, который вошел в отечественную историю именами поэта Александра Сергеевича Пушкина и поэта-журналиста Антона Антоновича Дельвига.
Ведущий 1: Активного участника восстания 14 декабря 1825 года на Сенатской площади, одного из самых мужественных, стойких декабристов Ивана Ивановича Пущина.
Ведущий 2: Поэта-декабриста Вильгельма Карловича Кюхельбекера,
Ведущий 1: Мореплавателя контр-адмирала Федор Федорович Матюшкина,
Ведущий 2: Участника турецкой и персидской кампаний генерала Владимира Дмитриевича Вольховского,
Ведущий 1: Видного государственного деятеля, дипломата, министра иностранных дел светлейшего князя Александра Михайловича Горчакова.
Ведущий 2: И многих других лицеистов первого выпуска, которые на всю жизнь запомнили слова “Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями”.
(Стихотворение Вторушиной Светланы 11-2)
Музыка (Слайд 35)
* Видео- и аудиоприложения к уроку имеют большой объем и находятся у автора.