Литература
-
А.С. Пушкин. Стихи – мгновение или вечность? 2012
Урок обобщения в 9-м классе построен в форме исследования, направленного на сознательное усвоение изучаемого материала. Приемы урока: постановка проблемы, выделение главного, обобщение, приведение доказательств и подтверждение их фактическим материалом развивают познавательную активность. В ходе исследования, выполняя творческие задания, представляя свое решение проблемы в виде кластера, схемы, таблицы, тезисов, учащиеся делают самостоятельные выводы-открытия.
-
Познавательно-мотивирующая игра "Волшебный мир сказок А.С. Пушкина" 2012
Познавательно-мотивирующая игра вызывает интерес к творчеству писателя благодаря внедрению новых интерактивных форм воздействия, формирует навыки чтения воспитанников, развивает наглядно-образное мышление.
-
Урок-путешествие "Мать – земля моя родная". Образ малой родины у А.Т. Твардовского в поэме "Василий Теркин" 2012
Урок входит в систему уроков литературы в 8-м классе по творчеству А.Т. Твардовского (программа Г.И. Беленького) и рассчитан на два часа. Это своеобразный урок краеведения, где учащиеся через исследование художественного произведения – поэмы «Василий Тёркин» – знакомятся с родным для Твардовского Смоленским краем, который взрастил писателя, стал почвой его художественного мира. Форма урока – урок-путешествие. Основной метод работы – исследование художественного текста.
-
"Что стоит жизнь моя?" Судьба и поэзия Татьяны Снежиной 2012
Урок знакомит старшеклассников с Татьяной Снежиной, поэтессой, композитором, автором и исполнителем песен, жизнь которой трагически оборвалась в самый расцвет ее таланта.
-
Интегрированный урок "литература + история" "Образы Петра I и России в их драматическом единстве". 11-й класс 2012
Ф.М. Достоевский писал: «Человек есть тайна, и если ты будешь разгадывать всю жизнь, то не считай, что потратил время даром». А.С. Пушкин утверждал, что царя, исторического деятеля нельзя судить по законам современного уголовного суда. Его судит история. В российской истории Петр I был и остается царем – победителем, созидателем, революционным преобразователем.
-
Литературно-музыкальная композиция "Гроза двенадцатого года…" 2012
Мероприятие посвящено отражению темы войны 1812 года в изобразительном искусстве и литературе; восприятию войны поэтами-современниками; осмысление событий войны поэтами и писателями второй половины XIX века.
-
Урок литературного чтения "С. Баруздин "Стихи о человеке и его словах" 2012
Автор знакомит учащихся с творчеством С. Баруздина. Урок способствует формированию основ читательской самостоятельности. Развивает осмысленность и выразительность чтения. Воспитывает интерес детей к чтению и обогащает их читательский опыт через систему упражнений с текстом литературного произведения.
-
Интегрированный урок "чтение + технология". Русская народная сказка "Петушок и бобовое зернышко". Объемная аппликация – петушок. 2-й класс 2012
Автор знакомит учащихся с русской народной сказкой. Совершенствует навыки чтения, развивает речь, внимание. Воспитывает стремление заботиться об окружающих, закрепляет навыки и умения при работе с бумагой и картоном. Учащиеся развивают творческие способности, учатся работать в группах.
-
Обобщающий урок по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" 2012
Ученики учатся анализировать сложный текст, рассматривают социальные, нравственные аспекты жизни русского государства эпохи пугачевского восстания, постигают сложность и многообразие человеческих отношений. Составляют характеристики образов, определяют роль образа на страницах произведения.
-
Мифопоэтическая основа повести Н.В. Гоголя "Портрет" 2012
Взаимоотношения вымышленного и реального миров в произведении зависят от мировоззрения автора, его литературных пристрастий, что определило содержание повести Н.В. Гоголя "Портрет".
-
Урок литературного чтения "А. Прокофьев. "Березка"" 2012
Содержание урока направлено на формирование навыка анализа художественного текста стихотворения; продвижение учащихся в постижении художественных образов и стилистических особенностей читаемых произведений; умение "видеть" в стихотворениях образы русской берёзы, созданные известными поэтами С. Есениным, А. Фетом, А. Прокофьевым, А. Пришельцем, русским народом; формирование художественного вкуса, умения работать с книгой; воспитание любви к родной природе.
-
Урок русского языка по теме "Неизвестное об известном. Первое и второе спряжение глаголов". Урок литературного чтения по теме "В.П. Астафьев. "Стрижонок Скрип" 2012
Цели урока русского языка: обобщить знания по теме «Глагол»; познакомить учащихся со спряжением глаголов. Цели урока литературного чтения: познакомить учащихся с творчеством В.П. Астафьева; учить детей анализировать поступки героев, делить текст на части, озаглавливать каждую часть; учить составлять сравнительное описание на основе текста; совершенствовать умения учащихся работать по заданному алгоритму, используя элементы модульного обучения; расширять знания детей о стрижах и лебедях.
-
Урок литературы по теме "Делай добро, делай его повсюду". 6-й класс 2012
Знакомясь с чудесным сказочным текстом, дети в доступной форме усваивают основные правила жизни: беречь жизнь, делать в жизни добро, нести ответственность за свои поступки, заниматься самовоспитанием.
-
Урок внеклассного чтения в 3-м классе "Творчество Л.Н. Толстого" 2012
Материал урока знакомит с творчеством Льва Николаевича Толстого. Учащиеся учатся анализировать прочитанное, использовать названия произведений и имена их героев в игре.
-
Урок литературного чтения "С.Есенин "Береза"". УМК "Начальная школа XXI века". 1-й класс 2012
Урок формирует у детей правильный тип читательской деятельности. В ход урока гармонично вплетаются биографические материалы о жизни С.Есенина, разучивается и исполняется музыкальное произведение "Береза". Оно прослушивается в исполнении Заслуженной артистки России Г.Ненашевой. Ученики знакомятся с репродукцией картины И.Э. Грабаря "Февральская лазурь". Урок развивает творческие способности учащихся.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу Е. Носова "Лоскутное одеяло" 2012
Урок по рассказу Е.Н осова построен на организации диалога со всем классом. Коллективная работа даёт возможность ученикам познавать богатство русского языка, совместная работа пробуждает интерес к возможностям родного языка, к умению выражать на нём различные чувства и мысли.
-
Час мужества (по программе под ред. В.Я. Коровиной). 7-й класс 2012
Учащиеся знакомятся со стихами о Великой Отечественной войне и с поэтами, писавшими о ВОВ; учатся их выразительному чтению; изучают историю страны через призму своей семьи, малой родины.
-
Литературно-музыкальная композиция "Дорогами войны" 2012
Задача урока – рассказать подросткам о событиях того времени, чтобы ребята не были «иванами, не помнящими родства». Именно через живое слово поэтов, через музыку того времени ребятам легче окунуться в атмосферу прошлого. В результате проделанной работы учащиеся ещё раз вспоминают историю войны 1941–1945 гг.. Узнают историю своих прадедов, что позволяет им быть ближе к тем событиям: «Мой прадед – участник Великой Отечественной войны, значит, это и моя история…
-
Урок по теме "Пушкинский идеал служения музе в поздней лирике С.А. Есенина" 2012
Представлен урок-семинар, на котором сообщения групп, беседа чередуются с показом презентаций в музыкальном сопровождении о музах поэта. В ходе анализа произведений Есенина о любви 1923–1925 годов (цикл «Любовь хулигана» и цикл «Персидские мотивы», поэма «Письмо к женщине») учащиеся придут к выводу, что любовь к женщине у поэта – это часть его большой любви к Родине. В своём творчестве поэт продолжает пушкинские традиции поклонения музе.
-
Урок литературного чтения "П.П. Бажов. "Серебряное копытце" 2012
Учащиеся знакомятся с произведением П.П. Бажова «Серебряное копытце». В ходе урока у них развиваются навыки осмысленного, беглого чтения. Дети учатся находить отрывок в тексте, используя иллюстрацию. Обогащается словарный запас.
-
Физико-литературный брейн-ринг "Я познаю науки" 2012
Игра организована для обучающихся профессиональных училищ, изучающих физику. Игроки представлены двумя командами по шесть человек. Итоги игры подводят эксперты. Игра состоит из шести раундов: разминка, экспериментальный, знаменитые люди, задачи по загадкам, физика и лирика, черный ящик. После 2-го и 3-го раундов проводятся конкурсы для болельщиков.
-
Литературно-музыкальная композиция "Любовь – волшебная страна" 2012
Представлен сценарий литературного вчера. Цель: познакомить учащихся с классическим наследием русской и зарубежной любовной лирики, сформировать нравственные основы и эстетику чувств. Сочетание лирических произведений с высказываниями философов и писателей представляет гармоничное соединение.
-
"Лишь добро одно бессмертно…" Урок по рассказу А.П. Платонова "Юшка". 7-й класс 2012
Урок знакомит с жизнью и творчеством А.П. Платнова, рассказом «Юшка»; дает определение понятий «блаженный», «юродивый».
-
Урок-игра по творчеству А.С. Пушкина. 8-й класс 2012
Урок-игра развивает творческие способности учащихся, речь, вызывает интерес к чтению классической литературы. Уроку предшествует предварительная подготовка: сообщения, выставка, иллюстрации. Вопросы проверяют знание произведения.
-
Внеклассное мероприятие по литературе на тему "Ломоносовская реформа русского стихосложения, ее значение для эволюции поэтического языка" 2012
Занятие приурочено к юбилею М.В. Ломоносова. Актуальность обращения к жизни и деятельности первого российского академика вызвана необходимостью познания его наследия, потребностью изучения личности и судьбы ученого. В центре внимания участников внеклассного мероприятия – передовые идеи ученого в области отечественной поэзии. Цель: раскрытие сущности содержания реформы русского стихосложения и определение роли М.В. Ломоносова в ее создании.
-
Внеклассное мероприятие. Игра-викторина "Произведения Николая Николаевича Носова" 2012
Викторина позволяет закрепить полученные знания о произведениях писателя на уроках литературного чтения, привить любовь к чтению художественных произведений, научить делать выводы после прочтения произведения. Мероприятие способствует развитию умения работать в группе, воспитанию чувства товарищества.
-
Литературная игра "Пять звезд". 5-й класс 2012
Обобщение изученного материала – достаточно трудоемкий процесс для детей. Но если организовать его в виде игры, повторение пройденного принимает форму соревнования между командами, демонстрирующими качество усвоения программы в непринужденной обстановке. Интерес подогревает и участие членов жюри, изучавших литературу по этой программе 1–2 годами раньше.
-
Приемы, развивающие эффективное восприятие драматургического текста на уроках литературы 2012
Рассмотрены некоторые формы работы, развивающие навыки вдумчивого чтения и вскрытие подтекста драматического произведения. Один из эффективных приемов в обучении внимательному чтению произведения – восстановление жизненного пути персонажа (додумывание). Ученики получают задание составить (додумать) биографии героев и ответить на проблемный вопрос в творческой группе. Приветствуется оригинальность представления ответа.
-
Программа "Фольклор в произведениях русских писателей XIX в." 2012
В работе приводится примерное планирование факультативного курса с указанием тем и произведений для изучения.
-
Проектно-исследовательская деятельность в процессе изучения литературы (из опыта работы) 2012
Приобщение детей к проектно-исследовательской деятельности является современной формой обучения, позволяющей развивать интеллектуальные, творческие способности; средством развития творческого подхода к жизни является мировоззрение.