Литература
-
Краеведение на уроках литературы и во внеурочное время 2012
В литературном краеведении заключены огромные возможности для расширения общеобразовательного и мировоззренческого кругозора школьников, для повышения их общей и эстетической культуры. Разнообразная и интересная литературно-краеведческая работа формирует высокие патриотические и нравственные принципы у школьников, воспитывает любовь к литературе, художественному слову, учит понимать подлинное искусство слова, ценить свою землю и беречь ее.
-
"О Родина святая". Молитвы родной природы в русской лирике. 6-й класс 2012
В основе урока – подробный анализ нескольких стихотворений русских поэтов XIX века для ответа на вопрос: как изображали русскую природу и выражали своё отношение к ней русские поэты XIX века? Важнейший этап урока – сопоставление этих стихотворений по заранее выбранным критериям. В конце занятия учащиеся должны определить, что общего во всех стихотворениях о родной природе, прозвучавших на уроке.
-
Урок литературы. Тема: "Рассказ А.Платонова "Юшка"" 2012
Урок помогает учащимся выявить нравственную основу платоновских героев, постичь художественный мир писателя. На уроке у учащихся развиваются навыки анализа произведения, монологической речи, логическое мышление. Урок способствует воспитанию высоких нравственных качеств и интереса к произведениям А.Платонова.
-
Литературная композиция "Как прекрасен этот мир…" (знакомство с поэтическим творчеством Японии и России) 2012
Внеклассное мероприятие составлено для учащихся старших классов. Ребята знакомятся с поэтическим творчеством Японии, ищут точки соприкосновения русской и японской поэзии.
-
Урок-исследование на тему "Страницы из жизни М.Ю. Лермонтова и его стихотворение "Парус"" 2012
Урок-исследование изучает творчество М.Ю. Лермонтова, знакомит с некоторыми страницами биографии поэта. Учащиеся закрепляют умение интерпретировать стихотворный текст, комплексно анализировать его, вырабатывают умение обобщать материал с использованием таблицы. Урок воспитывает интерес к классическому наследию русской литературы, эстетический вкус.
-
Пушкин на Дону 2012
На уроке используются разные формы и методы работы: фронтальная беседа, подготовленное чтение стихотворений наизусть, сообщение учеников о жизни А.С. Пушкина на Дону (монтаж), интерактивный метод (презентация), частично-поисковый, наглядный. Задания соответствуют требованиям программы и возрастным особенностям детей, выполняют задачи опережающего обучения, развивают творческие способности, правильную, образную речь.
-
Урок литературы в 8-м классе на тему "Рассказ А.П. Чехова "О любви" как история об упущенном счастье" 2012
Урок литературы в 8-м классе развивает навыки анализа эпического произведения, мышление учащихся через установление причинно-следственных связей, формирует целостное видение мира, представления о счастье. Учащиеся должны проследить за мыслями, чувствами и поступками главных героев рассказа А.П. Чехова, попытаться понять причину их несчастья; совершенствовать навыки теоретического анализа.
-
Урок литературы в 6-м классе по теме "Рассказ А.И. Куприна "Чудесный доктор" 2012
Первый урок по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор» по программе Курдюмовой Т.А. рассчитан на средний уровень подготовки учащихся 6-го класса. Урок построен с использованием ТРКМЧП.
-
Урок-исследование по литературе в 10–11-х классах "Сердца без помарок" 2012
Урок-исследование по литературе для учащихся 10–11-х классов (на примере сонетов Мирзы Геловани и Георгия Суворова – поэтов, погибших на фронтах Великой Отечественной войны).
-
Эрик-Эммануил Шмитт "Оскар и Розовая Дама" 2012
Уроки литературы в выпускных классах – возможность подготовить учащихся к успешной сдаче итоговой аттестации. Учитель подбирает произведения современных писателей, которые заинтересуют учащихся, например роман Эрика-Эммануила Шмитта «Оскар и Розовая Дама» из цикла «О незримом».
-
"Знакомьтесь – Максимилиан Волошин". Урок литературы в 11-м классе 2012
Это один из уроков цикла на тему «Поэзия Серебряного века», на котором одиннадцатиклассники знакомятся с биографией и творчеством М. Волошина, поэта и художника. Учащимся предлагается заранее самостоятельно подобрать материал литературоведческого и искусствоведческого характера. На уроке даются задания на сопоставление, углубляется умение анализировать поэтический текст. Аналитические вопросы на основе сравнения и синтеза формируют исследовательскую культуру старшеклассников.
-
Урок-игра по литературе "Счастливый случай" по творчеству А.С. Пушкина 2012
Внеклассное мероприятие закрепляет представления учеников о личности и творчестве А.С. Пушкина: учит видеть литературу как искусство слова, проникновение литературы в другие виды искусства. Автор развивает умение аргументировать свой ответ, мышление, логику, сообразительность и творческий потенциал. Воспитывает эстетику и нравственность, прививает любовь к чтению и уважение к классической литературе.
-
Урок-мастерская "Подготовка к сочинению по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" с презентацией 2012
Ценность французских мастерских – в равенстве всех участников, чередовании индивидуальной и коллективной работы; ученик добывает знания сам. Мастерская рассчитана на один урок (45 минут), учит анализировать, сопоставлять материал и писать сочинение-рассуждение. Сопровождается фрагментом фильма «Горе от ума» и презентацией.
-
Интегрированный урок "литература + историия по теме "Повесть Н.В. Гоголя – источник знаний о запорожском казачестве" 2012
Интегрированный урок литературы и истории погружает в изучаемое произведение русского псателя. Дает представление о том, как определенные исторические реалии нашли свое отражение в произведении, обобщает полученные знания на уроках литературы и истории.
-
Бинарный урок литературы и изобразительного искусства "Цветовая лексика в произведениях М.М. Пришвина как один из способов создания образа русской природы. Пейзаж – настроение как способ выражения идеи автора" 2012
Какими приемами пользуется писатель, вводя лексику цветообозначений? Какие языковые средства применяет? Как введение того или иного цветового пятна создает настроение или художественный образ в литературном произведении или живописном пейзаже? На эти вопросы дают ответы учащиеся на интегрированном уроке литературы и изобразительного искусства. Материалом для исследования послужила повесть М.М. Пришвина «Кладовая солнца», иллюстрации художника И.Л. Бруни, живопись И.И. Шишкина.
-
Конспект урока "Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве и ответственность народа и его руководителей за настоящее и будующее страны" (по страницам романа А.И. Солженицына "Архпелаг ГУЛАГ") 2012
В августе 2009 года Министерством образования и науки Российской Федерации был издан приказ о включении романа А.И. Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ" в обязательный минимум школьной программы по литературе. В связи с этим перед педагогом невольно встаёт вопрос, как, в какой форме изучать данное произведение. Урок построен как размышление. Размышление о судьбе Родины, о её прошлом и настоящем. Он заставляет задуматься о трагических годах репрессий, воспитывает чувство долга, ответственности.
-
Занятие по теме "Странствия Евгения Базарова (по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")" – с применением интерактивных технологий 2012
Итоговое занятие по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети", на котором учащиеся прослеживают судьбу главного героя Е.Базарова, сопоставляя его с другими персонажами. Учебный материал осваивается самостоятельно в ходе исследовательской работы учащихся, работающих в группах. Каждая группа занимается своей темой. Результат – краткий отчет и создание отдельных слайдов презентации, которая отражает ход действия в романе и показывает трагическое одиночество героя.
-
Интегрированный урок английского языка и литературы. Тема: "Seasons". 4-й класс 2012
Анализ произведений русской поэзии помогает детям прочувствовать природу и представить свой проект о любимом времени года на английском языке. Используя английские пословицы и стихи, ребята соприкасаются с культурой народа, язык которого они изучают. Урок формирует коммуникативную компетенцию учащихся, картину окружающего мира, воспитывает толерантность и художественный вкус.
-
Урок литературного чтения в 3-м классе по теме «А.А. Фет "Мама! Глянь-ка из окошка…", "Зреет рожь над жаркой нивой"» 2012
На уроке ученики знакомятся с творчеством А.Фета, его произведениями, особенностями чтения стихотворения-просьбы, учатся анализировать и выразительно читать лирические стихотворения. Урок сопровождается красочной презентацией с музыкальным сопровождением, что позволяет добиваться искреннего, заинтересованного отношения к изучаемому тексту, развить эмоции и чувство прекрасного у детей.
-
Народная мудрость и мораль в сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" 2012
Идея урока – воспитание у учащихся доброты, ответственности, взаимопонимания на примере рассказа К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». Урок проводился в системе перехода от начального звена к среднему по экспериментальной площадке Ш. Амоношвили.
-
Интегрированный урок литературы и основ православной культуры в 7-м классе по теме "Повесть о Петре и Февронии Муромских" 2012
На уроке школьники знакомятся с уникальным памятником древнерусской литературы.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Любовь пусть сердце не покинет" (по творчеству М.Ю. Лермонтова) 2012
Мероприятие помогает расширить и систематизировать знания учащихся о жизни и истоках поэзии М.Ю. Лермонтова; сформировать представление о личности поэта, его взаимоотношениях с женщинами.
-
Урок по теме "Любовная лирика А.С. Пушкина. Адресаты любовной лирики" 2012
Главной задачей урока является рассмотрение любовной лирики Пушкина. Начав с воспевания женственности, земной стороны любви, поэт всё настойчивее стремился к раскрытию её идеального, духовного смысла. В своих стихотворениях он показал, что любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту небесного идеала Мадонны.
-
Фронтальные, групповые и индивидуальные задания на уроках литературы в старших классах 2012
Растущий объем знаний при недостаточном количестве учебных часов на усвоение требует особого внимания ко всем формам самостоятельной работы учащихся на уроке и во внеурочное время. Основное содержание самостоятельной работы учащихся при изучении литературы – чтение. Конечная цель – воспитание самостоятельного творческого читателя, способного осознанно эмоционально оценить художественное произведение в целом.
-
Урок по повести Павла Санаева "Похороните меня за плинтусом" 2012
На уроке учитель показывает учащимся, как в повести Павла Санаева решается проблема детства.
-
Детство не только яркая, но и очень важная, ответственная пора. По рассказу В.Солухина "Ножичек с костяной ручной" 2012
На уроке раскрывается нравственный смысл рассказа. Учитель подводит учащихся к пониманию важности сознательного, обдуманного совершения поступков, а также к способности переосмысления своего поведения.
-
Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы 2012
Проект – это слово прочно вошло в нашу жизнь, и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода в решении задач. Важнейшим признаком метода проектов, отражающим его сущность, является самостоятельная деятельность обучающихся. Они выступают активными участниками процесса обучения, а не пассивными статистами.
-
Совершенствование коммуникативных умений и навыков старшеклассников 2012
В статье предложена система заданий и упражнений, способствующих совершенствованию коммуникативных умений и навыков учащихся на уроках русской литературы. Разбив условно всю систему заданий на 4 группы, автор статьи показывает постепенное усложнение деятельности учащихся (от первой группы к последней), развивающее личностные качества учащегося, связывающие его с социумом, с жизнью.
-
Урок развития речи в 9-м классе по теме "Рецензия на литературное произведение как жанр" 2012
Урок развития речи в 9-м классе призван познакомить учащихся с особенностями сочинений в жанре рецензии; обеспечить усвоение учащимися жанровых особенностей сочинений-рецензий, усвоение конкретных навыков рецензирования: анализировать незнакомый и несложный текст с литературоведческих позиций, использовать средства оценки, употреблять разнообразные речевые конструкции.
-
Природа в произведениях русских поэтов XIX века 2012
На уроке литературы по программе В.Я. Коровиной в 6-м классе дети знакомятся с темой "Природа в произведениях русских поэтов XIX века". На уроке предусмотрены фронтальная, индивидуальная и групповая работа учащихся. В ходе урока формируются умения сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать, формируются эстетическая отзывчивость к русской поэзии, закрепляется умение выразительного чтения.