1. Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный Аквилон стереть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру, но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
2. Многогранная деятельность Михаила Васильевича Ломоносова составила целую эпоху в истории русской науки и культуры 18 века. Могучий, самобытный талант Ломоносова коснулся всех сторон науки и культуры своего времени. Такой разносторонностью в прошлом обладал, пожалуй, лишь Леонардо да Винчи, а в последующем никто. А труды Ломоносова в области литературы и филологии, то есть науки о языке, ознаменовали новый подъём национальной культуры России.
3. Сам Михаил Васильевич не отделял свою научную деятельность от литературной. Поэт никогда не переставал быть учёным, а учёный всегда оставался поэтом. Раскрывая взаимосвязь наук, Ломоносов писал: «Нет сомнения, что науки наукам много весьма взаимноспособствуют, как физика химии, физике математика, нравоучительная наука и история стихотворству». В ежегодных отчётах проделанной работе учёный ставит литературные занятия в один ряд с естественнонаучными.
4. Ломоносов не только сочинял, но и занимался теорией стихосложения. Так в 1739 году он прислал из Германии в Академию наук «Письмо о правилах русского стихотворства», в котором завершил реформу русского стихосложения.
5. «Предисловии о пользе книг церьковных в российском языке» 1757 года учёный все слова литературного языка разделил на три группы: слова высокого, среднего и низкого стиля. Каждый из стилей Ломоносов свя зал с определённым литературным жанром. Так, например, высоким стилем пишутся героические поэмы, оды, средним – трагедии, элегии, дружеские послания, а низким – комедии, эпиграммы, песни.
6. Для Ломоносова поэзия – отрасль риторики, то есть науки о красноречии. Красноречие же необходимо для того, чтобы убедить слушателя. У этой науки есть строгие правила, которые сам учёный изложил в двух «Руководствах к красноречию», чаще называемых просто «Риторика». Эта книга была рассчитана для широкого круга читателей.
7. Значительны открытия Ломоносова и в лингвистике. Опубликованная в 1757 году «Российская грамматика» является первым научным описанием русского языка как системы. Учёный систематизировал части речи, единицы русского синтаксиса, словообразования, правила орфографии и нормы ударения в словах.
8. «Российская грамматика» открывалась восторженным дифирамбом русскому языку:
«Карл пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелем, итальянским с женским полом говорить прилично… Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков».
9. Ломоносов по праву признаётся основателем русской научной и технической терминологии. Учёный вводит в научный оборот такие термины, как экспериментальная физика, диаметр, квадрат, формула, микроскоп, барометр, атмосфера.
10. Работа учёного над формированием и совершенствованием русского литературного языка была неразрывно связана с поэтическим творчеством. Ещё в течение полустолетия после смерти Ломоносова к его фамилии ставили рифму «слава россов», имея в виду именно его поэзию.
11. Сам учёный считал, что поэзия должна прежде всего служить делу России, способствовать распространению просвещения. Восторженно, с большой любовью Ломоносов воспевает необъятные просторы Отечества, богатство его недр.
ОДА НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ
НА ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРЕСТОЛ
ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИ
ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ
1747 ГОДА
Воззри на горы превысоки,
Воззри в поля свои широки,
Где Волга, Днепр, где Обь течет;
Богатство, в оных потаенно,
Наукой будет откровенно,
Что щедростью твоей цветет.Толикое земель пространство
Когда всевышний поручил
Тебе в счастливое подданство,
Тогда сокровища открыл,
Какими хвалится Индия;
Но требует к тому Россия
Искусством утвержденных рук.
Сие злату очистит жилу;
Почувствуют и камни силу
Тобой восставленных наук.
12. Свои научные представления о мире Ломоносов отображал в поэзии. Он научно-поэтическим взором смотрит на истинный образ Солнца, раскрытый современной астрофизикой.
Там огненны валы стремятся
И не находят берегов,
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят.Сия ужасная громада –
Как искра пред тобой одна.
О коль пресветлая лампада
Тобою, Боже, возжжена
Для наших повседневных дел,
Что ты творить нам повелел!
13. В письме куратору Московского университета Шувалову Ломоносов говорит о пользе стекла.
Когда неистовый свирепствуя Борей
Стесняет мразом нас в упругости своей,
Великой не терпя и строгой перемены,
Скрывает человек себя в толстые стены.
Он был бы принуждён без свету в них сидеть
Или дрожанием несносный хлад терпеть.
Но солнечны лучи он сквозь Стекло впускает
И лютость чрез то же отвращает.
14. В научных стихотворениях Ломоносов предстаёт и философом. Мировое пространство, «обширность безмерных мест», звёздное небо, небесные светила – любимый образ и предмет созерцания учёного.
Лице своё скрывает день,
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы чёрна тень,
Лучи от нас склонились прочь.
Открылась бездна звёзд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублён,
Теряюсь, мысльми утомлён.
15. Загадка величественного знакомого зрелища северного сияния вызывает у физика-поэта вдохновенные строки:
Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встаёт заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!
16. Свои научные воззрения Ломоносов представлял и в шутливых стихотворениях.
Случились вместе два астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: «Земля, вертясь, круг Солнца ходит»;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит.
Один Коперник был, другой слыл Птолемей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: «Ты звёзд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сём сомненье рассуждаешь?»
Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
17. В поэтическом творчестве Ломоносова есть и духовные оды, переложения псалмов, то есть стихотворений религиозного содержания.
Господи, кто обитает
В светлом доме выше звёзд?
Кто с тобою населяет
Верьх священный горних мест?Тот, кто ходит непорочно,
Правду завсегда хранит
И нелестным сердцем точно,
Как устами говорит…
18. Михаил Васильевич Ломоносов был восторженным певцом величия Бога в природе и в истории. Он верил, что от наук Россия должна ожидать множества добра. Науками будут открыты потаённые богатства земли, сокровища, «какими хвалится Индия». Будут исследованы необозримые северные земли. Исполнится пророчество, которое Ломоносов вложил в уста Петра Великого в поэме:
Колумбы Росские, презрев угрюмый рок,
Меж льдами новый путь отворят на восток,
И наша досягнет в Америку держава.
19. Михаил Васильевич верил в талантливость русского народа и великое будущее своего Отечества. А науки тому – верный помощник.
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовёт от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободрены
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде…