Цели урока:
- Образовательные: продолжить знакомство учащихся с величайшим памятником древнерусской литературы.
- Воспитательные: проявить интерес к изучению древнерусской литературы как источнику, отражающему духовный смысл национальной жизни.
- Развивающие: совершенствовать культуру речи; развивать образное и ассоциативное мышление.
Тип урока: литературная игра.
Методы обучения: частично-поисковый; эвристический.
Оборудование: NOTEBOOK у учащихся
Оформление: на доске красочные рисунки учащихся, выполненные к «Слову о полку Игореве»; музыка к опере А.П.Бородина «Князь Игорь».
Эпиграф: «Слово о полку Игореве» представляет собой вечно цветущий ствол, протягивающий тяжёлые от плодов ветви в будущее. Поэтому мы слышим прямые и косвенные отголоски «Слова», переклички с ним во многих произведениях нашей культуры и искусства. Из памятника старины оно превращается в живое достояние созидательной культуры». (П.Антокольский)
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя: На уроках литературы вы познакомились с замечательным памятником Древнерусской литературы «Словом о полку Игореве». Нам хотелось бы ещё раз обратиться к этой колыбели русской литературы, к этому «благоухающему, свежему, яркому, дикому полевому цветку», как назвал его В.Г.Белинский. Мы предлагаем очень интересную и увлекательную игру «По страницам «Слова».
В игре принимают участие 7-8 команд по 3-4 человека. Команды получают маршрутный лист. (Приложение 1)
Сцена 1 (музыка из оперы А.П.Бородина «Князь Игорь»)
Боян.
Не пристало ли нам, братья,
начать старыми словами
печальные повести о походе Игоревом,
Игоря Святославича?.. (музыка…)
Начнём же, братья, повесть эту
от старого Владимира до нынешнего Игоря,
который скрепил силою своею
и поострил сердце своё мужеством;
исполнившись ратного духа,
навёл свои храбрые полки
на землю Половецкую
за землю Русскую.
Первое задание – кроссворд 1 (Приложение 2)
Сцена 2 (музыка…)
Автор.
Тогда Игорь взглянул на светлое солнце
и увидел воинов своих тьмою прикрытых.
И сказал Игорь-князь дружине своей:
Игорь.
О дружина моя и братья!
лучше ведь убитым быть, чем пленённым быть;
сядем же, братья, на борзых коней
да посмотрим хоть на синий Дон.
Хочу копьё преломить на границе поля Половецкого
с вами, русичи, хочу либо голову свою сложить,
либо шлемом испить из Дону (музыка…)
Боян.
Не буря соколов занесла через поля широкие –
Стаи галок бегут к Дону великому.
Кони ржут за Сулой – звенит слава в Киев
трубы трубят в Новгороде – стоят стяги в Путивле!
Всеволод.
Один брат, один свет светлый – ты, Игорь!
Оба мы – Святославичи!
Седлай же брат, своих борзых коней,
а мои-то готовы, оседланы у Курска ещё раньше.
А мои-то куряне – опытные воины:
под трубами повиты,
под шлемами взлелеяны,
с конца копья вскормлены,
пути им ведомы,
овраги им знаемы,
луки у них натянуты,
колчаны отворены,
сабли изострёны;
сами скачут, как серые волки в поле,
ища себе чести, а князю славы (музыка…)
Второе задание – тест 1 (Презентация 1)
Сцена 3
Автор.
В Киеве далёком, на горах,
смутный сон приснился Святославу,
и объял его великий страх,
и собрал бояр он по уставу.
Молвил князь, поникнув головою:
Святослав.
Этой ночью с вечера одевали меня
чёрным покрывалом на кровати тисовой;
черпали мне синее вино, с горем смешанное;
сыпали мне из пустых колчанов поганых иноземце
крупный жемчуг на грудь и нежили меня.
Всю ночь с вечера серые вороны граяли у Плесеньска,
в преградье стоял лес Кияни, и понеслись они, вороны, к синему морю.
Бояре.
1-й.
Уже, князь, горе ум полонило;
это ведь два сокола слетели с отчего престола золотого
добыть города Тмутороканя или испить шлемом Дона.
2-й.
Уже соколом крыльца подсекли сабли поганых,
а самих опутали в путы железные.
Автор.
На реке на Каяле тьма свет покрыла –
по Русской земле простёрлись половцы, точно выводок гепардов.
Уже пал позор на славу; уже ударило насилие на свободу;
уже бросился див на землю.
И вот готские красные девы запели на берегу синего моря (музыка…)
Святослав.
О мои дети, Игорь и Всеволод!
Рано начали вы Половецкой земле мечами обиду творить, а себе славы искать.
Но нечестно вы одолели, нечестно кровь поганую пролили.
Ваши храбрые сердца из крепкого булата скованы и в смелости закалены.
Что же сотворили вы моей серебряной седине? (музыка…)
Третье задание – кроссворд 2 (Приложение 3)
Сцена 4
Автор.
А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую.
О, далеко залетел сокол, птиц избивая, – к морю!
Игорева храброго полка не воскресить!
Жены русские восплакались, приговаривая:
Жёны.
Уже нам своих милых лад ни мыслию не смыслить,
ни думою не сдумать, ни глазами не повидать,
а золото и серебра совсем не потрогать.
Автор.
Тоска разлилась по Русской земле;
печаль обильная потекла посреди земли Русской…
На Дунае Ярославнин голос слышится:
Ярославна.
Полечу кукушкою по Дунаю,омочу князю кровавые его раны на могучем его теле.
О ветер, ветрило!Зачем, господин, веешь ты навстречу?
Зачем мчишь хиновские стрелочки на своих легких крыльцах на воинов моего милого?
Разве мало тебе было под облаками веять, лелеять корабли на синем море?
Зачем, господин, моё веселье по ковылю ты развеял?
О Днепр Словутич! Ты пробил каменные горы сквозь землю Половецкую.
Ты лелеял на себе Святославовы насады до стана Кобякова.
Прилелей же, господин, моего милого ко мне,чтобы не слала я к нему слёз на море рано.
Светлое и трижды светлое солнце!
Всем ты тепло и прекрасно:
зачем, владыко, простёрло ты горячие свои лучи на воинов моего лады?
В поле безводном жаждою им луки скрутило, горем им колчаны заткнуло? (музыка...)
Четвёртое задание – тест 2 (Презентация 2)
Сцена 5
Автор.
А Игорь-князь поскакал горностаем к тростнику и белым гоголем на воду.
Гзак.
Если сокол к гнезду летит, расстреляем соколёнка своими золочёными стрелами.
Кончак.
Если сокол к гнезду летит, то опутаем мы соколёнка красною девицей.
Гзак.
Если его опутаем красной девицей, не будет у нас ни соколёнка, ни красной девицы,
и станут нас птицы бить в поле Половецком.
Автор.
Солнце светится на небе, – а Игорь-князь в Русской земле;
девицы поют на Дунае, – вьются голоса их через море до Киева (музыка…)
Учитель.
Мы сегодня говорили много
О делах былых и ратной славе.
И о том, как воинскую доблесть
На полях сражений добывали.
Главный нами всё ж урок усвоен:
Что один ты во поле не воин.
В одиночку можно стать героем,
Но Отчизне славу и победы
Миром всем ковали наши деды!
– Умирая, человек продолжает жить, – он живёт в
своих делах. И важно отметить, что в человеке
жило, живёт и будет жить только лучшее. Лучшее в
человеке бессмертно. Ещё более это относится к
памятникам искусства. Лучшие произведения
искусства продолжают участвовать в жизни народа
и его литературы.
Вот почему «Слово о полку Игореве» –
продолжающее жить в произведениях 19-21 веков, мы
вправе считать произведением не только древней,
но и современной литературы. Оно живо и
действенно, заражает поэтической энергией, учит
литературному мастерству и любви к родине.