Урок литературы в 8-м классе "Чудеса надо делать своими руками"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (29 МБ)


Эпиграф:

Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве.
Д. Гранин

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с повестью А.Грина "Алые паруса", рассмотреть композицию произведения, проанализировать образы главных героев, образность речи писателя;
  • развивать речь учащихся, память, мышление, творческое воображение.
  • воспитывать любовь к русской литературе, вдумчивого читателя.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация.

1. Постановка темы и целей урока. (Слайд 1)

2. Проверка домашнего задания.

Подготовленные ученики представляют свои доклады на темы:

  • «Жизненный путь А. Грина. Путешествие по памятным местам» (Желательно, чтобы данный доклад сопровождался презентацией. Тогда обучающиеся смогут совершить виртуальную экскурсию по местам А. Грина)
  • «Творчество А. Грина». (Слайд 2)

III. Работа над темой урока.

1. Работа со словарем.

– «Алые паруса» какие ассоциации вызывает у вас этот образ?

– Посмотрите на слайде примеры ассоциаций, которые приводит литературовед В.В. Харчев. (слайд 3)

  • “цвет глубокой радости,
  • символ любви,
  • паруса мечты,
  • романтика, ожидание, творчество,
  • осуществлённое чудо,
  • метафора надежды,
  • торжество счастья”,
  • это гармония моря и любви,
  • это “прелесть духовного отражения”,
  • символ победы, веры,
  • символ “рая”,
  • “свет, ставший теплом, и тепло, ставшее светом”
    (В.В. Харчев)

– Найдите в словаре Ожегова значение слова «алый».

– А. Грин пишет: (Слайд 4)

“Разбрасывая веселье, он пылал, как вино, роза, кровь, уста, алый бархат и пунцовый огонь. Корабль шёл прямо к Ассоль”. 

– Какое средство художественной выразительности использует здесь А. Грин.

– С чем сравнивает автор громаду алых парусов? Почему?

2. Работа с текстом.

  • Завязка.

– Найдите в тексте завязку сюжета. С чего начинается «сказка» для Ассоль?

– Найдите этот эпизод в тексте и зачитайте.

Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберется народу, удивляясь и ахая: и ты будешь стоять там. Корабль подойдет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка. (Слайд 6)

– Давайте посмотрим, как он представлен в художественном фильме «Алые паруса», режиссер А. Птушко. (слайд 5)

– Скажите, Эгль действительно был предсказателем? Почему он сочинил эту «сказку»?

– Какие средства художественной выразительности использует здесь автор?

  • Образы главных героев.

– Назовите главных героев повести.

– Ассоль. Как ее описывает автор? Найдите в тексте, зачитайте.

Стиранное много раз ситцевое платье едва прикрывало до колен худенькие, загорелые ноги девочки. Ее темные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полет ласточки. Темные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой. (Слайды 7–9)

– Какие черты характера здесь прослеживаются? Докажите.

– Чем она отличалась от остальных жителей Коперны?

– Совпадает ли ваше представление этой героини с изображениями на иллюстрациях, с героиней фильма? Почему?

– Грей. Дает ли автор подробное описание этому герою? Почему?

«Он родился капитаном, хотел быть им и стал им.» А. Грин

– Как вы понимаете эти слова? (Слайд 10)

– Проследите становление характера Грея с детства.

– Рассмотрите это героя на иллюстрациях. Таким ли вы его представляли? Почему?

– Удалось ли актеру фильма воплотить этот образ?

  • Развязка.

– Чем заканчивается это произведение?

– Посмотрите, как этот эпизод представлен в фильме. (слайд 11)

– Каквы понимаете слова Грея: «Чудеса надо делать своими руками»?

IV. Подведение итога.

– Прочитайте эпиграф к нашему уроку.

– Скажите, как вы думаете, почему я взяла именно эти слова?

V. Рефлексия.

Напишите минисочинение.

– Какие чувства у вас оставили произведения А. Грина? Почему?