Эпиграф:
Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве.
Д. Гранин
Цели урока:
- Познакомить учащихся с повестью А.Грина "Алые паруса", рассмотреть композицию произведения, проанализировать образы главных героев, образность речи писателя;
- развивать речь учащихся, память, мышление, творческое воображение.
- воспитывать любовь к русской литературе, вдумчивого читателя.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация.
1. Постановка темы и целей урока. (Слайд 1)
2. Проверка домашнего задания.
Подготовленные ученики представляют свои доклады на темы:
- «Жизненный путь А. Грина. Путешествие по памятным местам» (Желательно, чтобы данный доклад сопровождался презентацией. Тогда обучающиеся смогут совершить виртуальную экскурсию по местам А. Грина)
- «Творчество А. Грина». (Слайд 2)
III. Работа над темой урока.
1. Работа со словарем.
– «Алые паруса» – какие ассоциации вызывает у вас этот образ?
– Посмотрите на слайде примеры ассоциаций, которые приводит литературовед В.В. Харчев. (слайд 3)
- “цвет глубокой радости,
- символ любви,
- паруса мечты,
- романтика, ожидание, творчество,
- осуществлённое чудо,
- метафора надежды,
- торжество счастья”,
- это гармония моря и любви,
- это “прелесть духовного отражения”,
- символ победы, веры,
- символ “рая”,
- “свет, ставший теплом, и тепло, ставшее светом”
(В.В. Харчев)
– Найдите в словаре Ожегова значение слова «алый».
– А. Грин пишет: (Слайд 4)
“Разбрасывая веселье, он пылал, как вино, роза, кровь, уста, алый бархат и пунцовый огонь. Корабль шёл прямо к Ассоль”.
– Какое средство художественной выразительности использует здесь А. Грин.
– С чем сравнивает автор громаду алых парусов? Почему?
2. Работа с текстом.
- Завязка.
– Найдите в тексте завязку сюжета. С чего начинается «сказка» для Ассоль?
– Найдите этот эпизод в тексте и зачитайте.
Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберется народу, удивляясь и ахая: и ты будешь стоять там. Корабль подойдет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка. (Слайд 6)
– Давайте посмотрим, как он представлен в художественном фильме «Алые паруса», режиссер А. Птушко. (слайд 5)
– Скажите, Эгль действительно был предсказателем? Почему он сочинил эту «сказку»?
– Какие средства художественной выразительности использует здесь автор?
- Образы главных героев.
– Назовите главных героев повести.
– Ассоль. Как ее описывает автор? Найдите в тексте, зачитайте.
Стиранное много раз ситцевое платье едва прикрывало до колен худенькие, загорелые ноги девочки. Ее темные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полет ласточки. Темные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой. (Слайды 7–9)
– Какие черты характера здесь прослеживаются? Докажите.
– Чем она отличалась от остальных жителей Коперны?
– Совпадает ли ваше представление этой героини с изображениями на иллюстрациях, с героиней фильма? Почему?
– Грей. Дает ли автор подробное описание этому герою? Почему?
«Он родился капитаном, хотел быть им и стал им.» А. Грин
– Как вы понимаете эти слова? (Слайд 10)
– Проследите становление характера Грея с детства.
– Рассмотрите это героя на иллюстрациях. Таким ли вы его представляли? Почему?
– Удалось ли актеру фильма воплотить этот образ?
- Развязка.
– Чем заканчивается это произведение?
– Посмотрите, как этот эпизод представлен в фильме. (слайд 11)
– Каквы понимаете слова Грея: «Чудеса надо делать своими руками»?
IV. Подведение итога.
– Прочитайте эпиграф к нашему уроку.
– Скажите, как вы думаете, почему я взяла именно эти слова?
V. Рефлексия.
Напишите минисочинение.
– Какие чувства у вас оставили произведения А. Грина? Почему?