Цели урока.
Образовательная: обобщение и систематизация знаний в рамках темы; формирование литературоведческой грамотности учащихся.
Развивающая: развитие связной речи; развитие воображения и творческого потенциала учащихся; побуждение к самостоятельной исследовательской деятельности, умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее.
Воспитательная: воспитание ответственности, активной гражданской позиции, толерантности.
I. Организационный момент.
II. Объявление темы и цели урока.
III. Вступительное слово учителя.
Наш разговор о романе М.А. Булгакова подходит к концу. “Мастер и Маргарита” - одна из тех книг, которую одни читают с восторгом, другие его совершенно не приемлют. Но я уверена, что он “ещё принесёт нам сюрпризы”. И это не случайно.
Роман, вобравший в себя бесконечность времени и безмерность пространства, интересен и сегодня, потому что он о трагедии таланта и любви, о добре и зле, о муках совести. А это свойственно людям во все времена. Он и сегодня не позволяет нашей душе лениться, заставляет размышлять над проблемами романа, а значит, коснуться и наших.
Какие силы формируют судьбы людей и сам исторический процесс? Что лежит в основе человеческого поведения – стечение обстоятельств, ряд случайностей, предопределение или следование избранным идеалам, идеям? А если жизнь человека действительно соткана из случайностей, то может ли он ручаться за завтрашний день, за свое будущее, отвечать за других? Что же является истиной в этом хаотическом мире? Существуют ли какие-то неизменные категории, или они текучи, изменчивы, и тогда нами движет только страх перед силой или смертью, жажда власти и богатства? Вот те вопросы, которые ставит автор в своем романе.
А разве это и не наши вопросы, вопросы жизни сегодняшней?
Роман Булгакова "Мастер и Маргарита" уникален. И, как всякое значительное произведение, таит в себе неизведанные глубины.
IV. Подготовка учащихся к активной деятельности на основном этапе урока.
- Когда происходит действие в романе? (Слайд 3)
- В какое время года происходят события? С какой целью автор обращается к временным перекличкам? (Слайд 4)
- В романе даны три мира, три уровня реальности. Назовите их. (Слайд 5)
- Определите принадлежность героев романа к одному из трех миров. (Слайд 6)
- Почему ни в одном из этих миров нет ни Мастера, ни Маргариты? Какое место они занимают? (Слайд 7).
- Обратимся к началу романа. Как он начинается? (Слайд 8).
- Какова цель появления Воланда в Москве? (Слайды 9).
Мы с вами сегодня ещё раз перелистаем страницы этого удивительного романа и сделаем это немного в необычной форме.
V. Интеллектуальная игра “Что? Где? Когда?”. (Слайды 10-41).
VI. Заключительное слово учителя.
- Что роднит Мастера и Иешуа?
Их роднит правдивость, неподкупность, преданность своей вере, независимость, способность сопереживать чужому горю. Но мастер не проявил необходимой стойкости, не отстоял свое достоинство. Не исполнил своего долга и оказался сломленным. Оттого он сжигает свой роман. И только Маргарита может возродить Мастера.
- На что идет Маргарита ради спасения любимого?
- Кем стала Маргарита для Мастера? (Подруга, ведьма, королева)
Булгаковская героиня, готовая на любые жертвы во имя любимого человека, не останавливается даже перед тем, чтобы стать ведьмой “от горя и бедствий”. Маргарите приходится “сойти” в самые тёмные глубины мирового зла; но и во время “великого бала”, перед “тысячами висельниками и убийцами”, торжествует её милосердие: она прощает несчастную Фриду. И сама измученная, Маргарита наконец-то находит успокоение, обретая подлинный облик.
Слайд 42.
"...Пусть бог судит нас за наши деяния, и да пошлет он, хотя б после смерти, покой тем, кто при жизни страдал сверх меры". Г. Сенкевич
Слайд 43 (на его фоне)
Согласитесь, таких героев не знала русская литература. И фантазия автора не разрушает мысли о реальности и силе любви. Значит, писатель не преувеличивал, обещая: “За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и я покажу тебе такую любовь!”
Слайд 44
Большая, круглая, удивительно круглая, полная луна светит в моё окно. Теперь для меня она символизирует женщину – Маргариту. Белый цвет – символ её духовной чистоты. Только такую женщину можно сравнить с этой чистой, идеальной формы планетой. Душа её чиста, как и её помыслы, как и любовь её чиста. Эти лёгкие, серого цвета разводы на идеальном лике луны словно дымка, загадка. Так же чиста, но загадочна душа Маргариты. Серая дымка сомнений обволакивает, тёмными пятнами грусти идёт героиня по всей женской жизни.
Коснувшись женской души Маргариты, Мастер находит в ней загадку луны. Он стремится её разгадать, чтобы понять…
В поиске разгадки, ответов на вопросы о женщине, взгляните на луну. Мы с ней похожи…
Показав такую любовь, автор допускает, что она невозможна на земле. Поэтому Булгаков поселяет героев в Вечном доме, где красота и покой, мелочи не опутают быт, мелкие страстишки не отравят душу, а пошлость не убьет любовь.
Слайд 45
Мне очень хочется, чтобы вы запомнили этот удивительный роман. В жизни каждого человека бывает момент, когда он должен выбирать между добром и злом, и, как не перепутаны они в мире, их все-таки нельзя перепутать. Трусость, предательство – самые тяжкие человеческие пороки.
Роман – об ответственности человека за добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству и предательству, о внутренней свободе человека, который при любых внешних обстоятельствах может поступать так, как находит для себя единственно возможным. Он творит добро — его не понимают, швыряют в него камни, распинают его, но свобода, истина, добро превыше всего, они бессмертны.
Слайд 46
VII. Итог урока.