В современном обществе приоритетом образования становится такое обучение, которое помогает выпускнику найти своё призвание, реализоваться в жизни как личность. Трудно учиться сейчас здоровым, подготовленным к школе детям. Что же говорить о детях с задержкой психического развития, детях с ограниченными возможностями здоровья. Они испытывают трудности в обучении. Нет мотивации в познавательной деятельности, не развита эмоционально-волевая сфера.
В системе психологической, медицинской и педагогической помощи таким детям на первое место ставят не дефект, а формирование и развитие целостной личности ребёнка. Под руководством взрослых дети с ограниченными возможностями здоровья могут компенсировать нарушения, реализовать свои возможности и благополучно адаптироваться в социальной среде.
Художественная литература является средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной и творческой активности, даёт ребёнку образцы правильного литературного языка.
Сказки самый богатый материал для нравственного воспитания. В.А Сухомлинский писал, что “сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем”.
Сказки помогают детям усваивать духовно-нравственные категории. Это добро и зло, послушание и непослушание, согласие и вражда, трудолюбие и лень, бескорыстие и жадность, простота и хитрость. Работа над сказкой на уроке способствует коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным содержанием сказки. Эта работа обеспечивает социальную адаптацию детей путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки.
Использование на уроках литературного чтения информационных технологий помогает детям поддерживать интерес к предмету, активизирует внимание, память, воображение, развивает творческие способности детей. На таких уроках реализуется принцип наглядности, при котором наблюдается самый высокий уровень усвоения материала.
Данная презентация является основой для уроков литературного чтения в начальной школе по теме: обобщение знаний о сказках. Она хороша тем, что её можно использовать почти на всех уроках, посвящённых народным сказкам или литературным сказкам. Каждый слайд содержит насыщенный материал, поэтому может быть использован в отдельно взятом уроке. Слайд 2 красочный, привлекает внимание детей, а стихотворение (отрывок) вводит в чудесный мир сказок. Вспоминая содержание каждой сказки, дети неоднократно повторяют, что добро всегда побеждает зло. Слайды 3 и 4 можно использовать на уроке, повторяя зачины, повторы, присказки и концовки на сказке, которую проходят в данный момент. Слайды 8 и 9 помогают, когда надо определить к какому виду относится сказка по содержанию: волшебная, сказка о животных или бытовая. Эти слайды имеет смысл использовать на всех уроках, посвящённых сказкам. Для детей с ограниченными возможностями здоровья это очень важно, так как при этом происходит автоматизация знаний, используется схема, она красочная, быстро запоминается. Очень хорош слайд 10, где дети должны, отгадав кроссворд (каждый индивидуально) получить в итоге слово Пушкин. Кроссворды могут быть составлены и даны детям дифференцированно, по уровню их знаний. В презентации использовано много иллюстраций к сказкам, которые можно рассматривать и анализировать, в зависимости от темы урока.
Работая много лет в коррекционной школе, поняла, что подобные презентации, слайды которых неоднократно можно использовать на уроках, очень помогают детям с ограниченными возможностями здоровья. Учитель, творчески работающий и любящий детей, всегда сможет использовать данную презентацию в своей работе со сказками.
Презентацию я составила к конкретному уроку по теме: “Что за прелесть эти сказки!”. Целью урока и презентации было обобщение и закрепление знаний о сказках. Ниже прилагается план этого урока.
План урока по литературному чтению в 3 классе
Тема: “Что за прелесть эти сказки!”
Цель: обобщение знаний о народных и литературных сказках, закрепление знаний о волшебных сказках, бытовых сказках и сказках о животных, развитие навыков осознанного и выразительного чтения, развитие памяти и речи, развитие умения соотносить иллюстрацию с текстом, прививать интерес к чтению, развитие речи.
Оборудование: творческие работы детей: иллюстрации к сказкам из соленого теста, рисунки детей, сказки, написанные детьми. Выставка книг-сказок, раздаточный материал: карточки с заданиями, кроссворды.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Объявление цели урока. (2 слайд)
- Сегодня на уроке мы вспомним все сказки, изученные нами. А тему урока мы прочитаем все вместе (“Что за прелесть эти сказки!”)
- Эмоциональный настрой на сказки.
- Замечательным стихотворением о сказках мы начинаем наш урок.
Стихотворение Ю. Мориц “Сказка по лесу идет” (читают ученики наизусть), а слова “Чтобы, чтобы, чтобы снова, добрый злого победил, чтобы добрый, чтобы злого стать хорошим убедил”, читают хором все дети.
2. Обобщение знаний о сказках
- Речевые разминки: (3 слайд)
Соедини половинки.
Скоро сказка сказывается,
(Да не скоро дело делается.)
Солнце высоко, колодец далеко,
(Жар донимает, пот выступает.)
Жили-были в тридевятом царстве,
(В тридесятом государстве…)
Я там был, мед, пиво пил.
(По усам текло, а в рот не попало.)
Понесла меня лиса, понесла петуха за темные
леса,
(За дремучие боры, по крутым бережкам, по высоким
горам.)
- Назовите зачины, повторы, присказки, концовки. (4 слайд)
- Из каких это сказок?
- Какие ещё вы знаете зачины, повторы, присказки, концовки.
- Понятие литературных сказок или авторских. (5 слайд)
- Соотнеси сказки и авторов.
“Принцесса на горошине” | Одоевский |
“Кот в сапогах” | Ершов |
“Конёк Горбунок” | Пушкин |
“Сказка о рыбаке и рыбке” | Андерсен |
“Аленький цветочек” | Мамин - Сибиряк |
“Сказка о храбром зайце…” | Аксаков |
“Мороз Иванович” | Шарль Перро |
- Если у сказок есть автор, как их называют? (Авторские или по-другому литературные)
- Запомни. Народные сказки и литературные сказки. (6 слайд)
- Как можно назвать сказки, где нет автора? (Народные)
- К какому жанру творчества относятся народные сказки? (К устному народному творчеству)
- Что значит устное народное творчество? (Не записываются, а передаются из уст в уста)
3. Физкультминутка. (7 слайд)
- Кто догадался, что сейчас будет?
(Дети делают упражнения, изображая Буратино)
“Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся, три нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Видно ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать”.
- Как называется сказка, из которой прибежал к нам Буратино? Кто автор этой сказки? Сказка народная или литературная.
4. Продолжение обобщения знаний о сказках.
- Волшебные сказки, бытовые сказки и сказки о животных. (8 слайд)
- Как можно разделить народные сказки по содержанию?
- Что характерно для волшебных сказок?
- А какие сказки относятся к бытовым сказкам?
- Что характерно для сказок о животных?
- Работа по доске с иллюстрациями сказок. (9 слайд)
- Как называется сказка, которая помещена в волшебный домик?
- Докажите, что она волшебная.
- Как называется сказка, которая в домике о животных?
- Докажи, что она правильно помещена туда.
- Докажи, что в третьем домике бытовая сказка.
- Иллюстрации сказок вы видите на доске. Назовите их. (Любые иллюстрации прочитанных сказок, которые имеются в наличии)
- Какие это сказки? Литературные или народные. Волшебные сказки, о животных или бытовые. (Докажи)
- В какой домик поместим эти сказки?
- Расскажи, какой момент сказки изображён? (Оцениваются ответы детей)
- Работа с текстом (тренировка в выразительности чтения). (9 слайд). (Приложение 1)
- Сейчас вы выберите карточку с отрывком из сказки, прочитаете его и расскажите всё, что знаете об этой сказке. Сказка литературная или народная, волшебная, о животных или бытовая.
- Потренируемся читать их выразительно. (Жужжащее чтение 2 минуты)
(Для каждого ученика карточки могут быть дифференцированы по сожности чтения)
Чтение и ответы учеников. Оценивание ответов.
- Работа с творческими работами учащихся. (9 слайд)
- Рассмотрите рисунки с иллюстрациями к сказкам. Кто их нарисовал, поднимите руки.
- Поднимите руки, кто сделал иллюстрации к сказкам из солёного теста.
- Кто написал свою сказку? Прочитайте. Какая это сказка, народная или литературная?
- В какой домик поместим?
(Оценка ответов учащихся)
- Работа с кроссвордами (10 слайд). (Приложение 1)
- Давайте прочитаем все вместе тему нашего урока. Кто согласен с этим выражением?
- Чему учат сказки? (Добро побеждает зло)
- Сейчас вы отгадаете кроссворды, которые у вас на столах и узнаете автора этих строк.
(Дети отгадывают кроссворды, которые могут быть дифференцированными)
Зашифровано в кроссворде: Пушкин
- Прочитайте тему урока все вместе.
“Что за прелесть эти сказки!” Пушкин Александр Сергеевич.
- Посмотрите внимательно на портрет Пушкина.
- Ему принадлежат эти замечательные нежные слова о сказках.
5. Итог урока.
Оценка деятельности детей. Выявление лучшего знатока сказок. Домашнее задание: сделать иллюстрацию к понравившейся сказке из пластилина.
. Литература
- Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, в 2 частях (составители Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, В.М.Голованова). 2009.
- Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, в 2 частях (составители Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, В.М.Голованова). 2009.
- Программы для ощеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение. Начальные классы (1- 4 кл) Авторы: Р.Д.Тригер, Ю.А.Костенкова, И.Н.Волкова, С.Г.Шевченко, Г.М.Капустина, Т.В.Кузмичёва и другие. Москва “Школьная Пресса”. 2004.
- http://bibnout.ru/?p=5021
- Уроки развития речи. Поурочное планирование и дидактические материалы. 2 класс. Л.Д.Мали, О.С.Арямова, С.А.Климова, Н.С.Пескова. Москва. 2006.
- О.А.Козырева, ст. преп. Кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Института повышения квалификации работников образования, г. Красноярск. Начальная школа 2004. - №4.
- Е.Г.Кошкина преп. ЦРО, г. Самара. Лекция: Педагогические технологии, обеспечивающие полноценное психическое и личностное развитие каждого ребёнка в условиях образовательного процесса.
- М.Ю. Гаврикова. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие. ООО “Глобус”. 2007.