Цели урока:
обучающая: систематизация, обобщение и закрепление знаний;
развивающая: развитие коммуникативной компетентности (умение оформлять свои мысли в устной речи, готовить публичные выступления, отвечать на вопросы, анализировать текст, обосновывать свое мнение); развитие информационной компетентности (умение точно излагать полученную информацию, обобщать, группировать факты по признаку, представлять результат своей деятельности в доступной, понятной манере, делать выводы на основе обобщения знаний);
воспитывающая: воспитание уважения к истокам культуры своего народа, интереса к фольклору, родной речи и литературе.
Материалы и оборудование: презентация к уроку, мультимедийный проектор.
Предварительная подготовка: всем учащимся необходимо повторить жанры фольклора, фольклорная группа разучивает обрядовые песни, некоторые ученики учат наизусть отрывки из произведений В.А.Жуковского и А.С.Пушкина.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Объявление темы и цели урока. Актуализация знаний
Завершается наше изучение раздела “Устное народное творчество”. Мы познакомились с основными жанрами русского фольклора и календарной обрядовой поэзией. Наша задача - повторить изученное, вспомнить, на чем же строились календарные обряды в Древней Руси, что в них отражалось, какую роль они играли в жизни человека тогда и теперь.
III. Работа по теме урока.
Нередко писатели России опираются в своем творчестве на истоки родной культуры - устное народное творчество.
- А как иначе называют устное народное творчество? (Фольклор)
- Что же такое фольклор? Вспомним определение, над которым мы с вами работали. (Фольклор – устное народное творчество. Устное – передавалось из уст в уста, не записывалось. Народное – сочинял не один человек, автора установить нельзя. Творчество – от слова “творить”, то есть сочинять, придумывать)
- Вспомните, кто и когда впервые употребил этот термин? (1846 год, английский историк и археолог Вильям Томс)
- Назовите основные жанры русского фольклора. (Задание: удалите лишние квадратики)
- С чем были связаны календарные обрядовые праздники Древней Руси? (С земледельческими работами, то есть с крестьянским трудом, а труд крестьянина на Земле зависел от времени года, то есть от того, как греет солнышко)
- О каких календарных праздниках вы знаете? (О зимних: святках, рождестве, крещении, масленице; весенние праздники - это Пасха, Егорьев день; летние: Седьмицкая неделя, Ивана Купалы; осенью проходят проводы Ярилы)
- Какой обряд самый распространенный во время всех праздников? (Песни - хороводные, ритуальные)
- Что такое песня? (Одна из самых древних форм поэзии. Это стихотворение, которое складывалось в народе одновременно с его мелодией). Песня неотделима от музыки и жестов, которые сопровождали ее исполнение либо при работе, либо при религиозных и бытовых обрядах, во время народных празднеств.
- А какие по содержанию и форме песни знаете? (Трудовые; обрядовые: колядки, масленичные; бытовые: колыбельные, застольные, любовные; героические и исторические)
- Сейчас наша фольклорная группа исполнит обрядовые песни, а мы должны отгадать, во время какого праздника их исполняли и как они называются.
(Фольклорная группа исполняет песню)
Ходила коляда
Вкруг Иванова двора.
А среди его двора
Три высоких терема,
О двенадцати венцах,
Золотых верхах.
Как в первом терему
Светел месяц в окне;
Во другом терему
Красно солнышко;
А в третьем терему
Часты звездушки,
Румяны зорюшки.
Светел месяц в окне -
Сам Иванушка;
Красно солнышко -
Его хозяюшка;
Часты звездушки -
Их ребятушки;
Румяны зорюшки -
Их дочушки.
- Это коляда. Коляду пели во время святок.
- Какие еще обряды совершались во время Святок? (Гадания, игры ряженых).
- Ряженые - важные персонажи Святок. В святочные вечера ватаги замаскированной молодежи с шумом, свистом, гамом носятся по улицам и устраивают праздничные вечеринки. Ряженые должны нарядиться так, чтобы никто их не узнавал. Они должны дурачить, веселить окружающих своим видом. Лица закрывают масками. В старину для этого использовались тряпки, замазывание лица сажей. Многие переодевались так, чтобы их приняли за "чужих": старика, старуху, цыгана, барина. Очень часто рядились в медведя, коня, козу, быка, журавля. Ряженье должно сопровождаться играми, весельем, при этом желательно, чтобы зрители становились участниками действий ряженых.
- Среди игр на Руси особенно популярной была игра в "козу и медведя". Встречайте наших гостей. (Входят “коза” и “медведь”. “Коза” пляшет под музыку, поворачиваясь то одним боком, то другим к зрителям, приседает, выполняет сложные коленца ногами. “Медведь” в вывороченном тулупе старается неуклюже подыграть “козе”. Вдруг “коза” с криком падает – “умирает”, затем вскакивает – “воскресает”, и пляска продолжается. Когда “коза” падает, “медведь” всеми своими движениями показывает, что он очень переживает и что он не хотел “козу” обидеть. После оживления “козы” он еще активнее старается ей подражать)
- А в каких произведениях художественной литературы описываются святки, гадания? (Учащиеся читают наизусть отрывки из баллады В.А.Жуковского “Светлана” и романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин”)
Настали святки. То-то радость! Гадает ветреная младость, Которой ничего не жаль, Перед которой жизни даль Лежит светла, необозрима; Гадает старость, сквозь очки У гробовой своей доски, Все потеряв невозвратимо; И все равно: надежда им Лжет детским лепетом своим. (“Евгений
Онегин” |
Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали; Снег пололи; под окном Слушали; кормили Счетным курицу зерном; Ярый воск топили; В чашу с чистою водой Клали перстень золотой, Серьги изумрудны; Расстилали белый плат И над чашей пели в лад Песенки подблюдны. (“Светлана” |
(Фольклорная группа исполняет еще одну песню).
А мы масленицу ожидали,
Киселя с молоком не хлебали.
Вот и масленица на двор въезжает,
Широкая на двор выступает.
Всё на кониках вороных,
Всё на саночках расписных.
А мы, девушки, её привечаем,
А мы, красные, её встречаем,
Веселенько в хороводах гуляем.
- Как называется эта песня? (Масленичная)
- Расскажите о празднике масленицы. (Дети рассказывают об особенностях праздника проводов зимы и встречи весны)
- Посмотрим на репродукцию картины Кустодиева “Масленица”. Как художник показывает народное празднество? (На переднем плане картины изображена нарядно убранная тройка лошадей, а в повозке едут празднично одетые люди. Лица у них веселые, может быть, они поют масленичную песню)
- Как художник передал особенности именно этого времени года: прощание с зимой и встреча весны? (Еще везде лежит снег, а солнце уже светит ярко. Небо чистое, голубое)
- Как называется следующая песня, во время какого праздника она исполнялась?
Иван да Марья в реке купались.
Где Иван купался, берег колыхался.
Где Марья купалась, трава расстилалась.
Девицы цветы щипали
Да Ивана все пытали:
“Что это за цветы?”
“Это цветы купалы,
Девицам - умывалы,
А парням - воздыханья!”.
- Это купальская. Она исполнялась во время празднования Ивана Купалы. Расскажите об этом необычном, красивом празднике. (Он отмечался в день летнего солнцеворота 24 июня. Люди собирались вечером у реки, жгли купальские огни, купались в реке. В полночь ходили в лес за цветком папоротника)
- В каком произведении описывается добывание цветка папоротника? (В “Вечере накануне Ивана Купалы” Н.В.Гоголя)
- Посмотрите на выставку ваших рисунков, посвященных обрядовым праздникам. Каждый из вас по-своему воспринимает праздничные обряды. Какой рисунок вам понравился больше всех?
V. Подведение итогов урока.
- Что дало вам изучение фольклора? Что можно узнать о русском народе, о его взглядах, нравственности, творческих возможностях по произведениям устного народного творчества?
- Что узнали нового на уроке? Что не удалось на уроке?
VI. Домашнее задание.