Литература
-
Литературная игра "Экспресс знаний" (по творчеству М.Ю.Лермонтова) 2022
Цели мероприятия: обобщить изученный материал по творчеству и биографии М.Ю.Лермонтова.
-
Современная образовательная технология творческих мастерских на уроках литературы. Творческая мастерская «Анализ стихотворения Осипа Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» 2022
Цель мастерской: развить литературный вкус, научить размышлять над поставленными автором проблемами, формировать умение анализировать художественное произведение.
-
Технологическая карта урока по литературе с применением учебных проектов на тему «И образ мира, в слове явленный, И творчество, и чудотворство» (творчество Б.Л.Пастернака) 2022
Цель урока: формирование самоконтроля и развитие самоанализа у обучающихся в процессе работы над мини-проектами о жизненном и творческом пути Б.Пастернака, предполагающими самостоятельный анализ лирических произведений.
-
Урок литературы «Что значит быть счастливым?» (по сказке Г.Х.Андерсена «Чайник») для 6-го класса с использованием методического приема «Чтение с остановками» 2022
Цель урока: привлечение внимания детей к осмысленному чтению с использованием технологии развития критического мышления.
-
Проверочная работа по русской литературе 18–19 века (5-й класс, учебник под редакцией Коровина) 2022
Представлены два варианта проверочной работы по русской литературе 18–19 века в 5-м классе.
-
Притчи на уроках русского языка и литературы как инструмент воспитания духовно-нравственных качеств личности 2022
В статье авторы обращаются к такому жанру, как притча. Они доказывают, что использование притчи на уроках русского языка и литературы способствует совершенствованию духовно-нравственных качеств личности, формированию основ коммуникативной компетенции обучающихся. В статье приводятся примеры практического применения притчи на уроках, объясняются различные приемы работы с данным видом текста.
-
Урок развития речи в 5-м классе. Сочинение-описание по иллюстрации "Баба-яга" к сказке "Василиса Прекрасная" 2022
Представлена презентация к написанию сочинения-описания по иллюстрации И.Я.Билибина "Баба-яга" к сказке "Василиса Прекрасная".
-
Тематическое планирование уроков литературы в 5-м классе. Обновленные ФГОС 2022
Тематическое планирование уроков литературы в 5-м классе составлено в соответствии с примерной рабочей программой основного общего образования по русскому языку. Количество часов по учебному плану: 102 в год, 3 в неделю.
-
Внеклассное мероприятие "Блокада Ленинграда" 2022
Блокада Ленинграда – одна из самых трагических и героических страниц в истории Второй мировой войны. Это долгих 872 дня смерти, голода, холода, бомбежек, отчаянья и мужества жителей города. Ни один город мира за всю историю войн не отдал за Победу столько жизней, сколько отдал Ленинград. Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное – пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.
-
Каким литературным героям установлен памятник 2022
По всей России и по всему миру установлены памятники героям книг. Многие из этих героев внесли вклад в нашу жизнь не меньше, чем реальные люди. Каждый день они дают нам возможность чувствовать разные эмоции. Сопереживать, радоваться и любить вместе с ними. Установка памятников героям произведений - традиция, которая насчитывает не одно десятилетие.
-
Способы раскрытия психологии героев в романе "Преступление и наказание" 2022
Цель урока: постичь тайну мастерства писателя через анализ его произведения, подготовить учащихся к написанию сочинения на тему «Мастерство писателей XIX века».
-
Внеклассное мероприятие. Сказки народов России. Казахские сказки об Алдаре-Косе 2022
Цель мероприятия: познакомить учащихся с культурным наследием казахского народа.
-
Сценарий литературной гостиной "Нас Пушкин пригласил на бал" 2022
Представлен сценарий литературной гостиной.
-
Урок литературы на тему "Квест «Детективное агентство»" (7-й класс, ФГОС) 2022
Цели урока: формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное; осознание литературы как средства познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества; развитие умения создавать устные и письменные высказывания.
-
Бородинское сражение – кульминация романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» 2022
Урок на тему «Бородинское сражение – кульминация романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» составлен в соответствии с требованиями ФГОС; в рефлексии деятельности предлагаются задания по функциональной грамотности. В ходе урока анализируется ключевой эпизод в понимании композиции романа-эпопеи «Война и мир», Бородинское сражение. Сражение рассматривается как точка пересечения судеб главных героев романа; выявляются идейно-художественные особенности изображения войны в романе; показывается, как в данном эпизоде реализуются «мысль народная» и «мысль семейная». В ходе урока обучающиеся, работая в парах и группах, отвечая на проблемные вопросы, выполняют анализы эпизодов, выявляют авторскую позицию и аргументированно выражают собственное мнение. Данный урок способствует формированию у обучающихся российской и гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, гордости за свою страну, подводит к выводу о народном характере Отечественной войны 1812 года.
-
Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе (из опыта работы) 2022
В статье рассматривается опыт организации педагогических условий для развития коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка, литературы, во внеурочной деятельности.
-
Технологическая карта урока литературы. И.С.Тургенев. «Муму». Герасим и его окружение» 2022
Цели деятельности учителя: показать духовные и нравственные качества главного героя, особенности отношений главного героя с барыней и дворовыми людьми, авторское отношение к героям; совершенствовать навык анализа художественного произведения; развивать речь учащихся, повышать читательскую грамотность учащихся; воспитывать у пятиклассников чувство понимания чужой беды, сострадания, любви к ближнему.
-
Модель формирования навыков смыслового чтения в рамках современных оценочных процедур. Эссе. Тема: «Живой как жизнь»: новый смысл»: язык поколения «Альфа» 2022
Многозадачные, технологичные, готовые к диалогу и социальной ответственности. Психологи и социологи определяют границы данного поколения от 2010 до 2024 года рождения. Это дети, живущие в потоке информации, при слиянии виртуального и реального мира, разговаривающие с Алисой и разбирающиеся в современных устройствах не хуже, а подчас и лучше взрослых. Однако наряду с процессами глобализации, размытия гендерных границ, свободы слова и самовыражения вырисовывается проблема: необходимости сохранения национального единства, собственного культурного достояния, в основе которого лежит родной язык.
-
Феномен дневника в пьесе В.В.Набокова «Полюс» 2022
Чаще всего базовый школьный курс заканчивается драмами А.Чехова. Чтобы расширить представления учащихся о драматургии, можно использовать на уроках литературы пьесы небольшого объёма. Примером такого текста является пьеса В.В.Набокова «Полюс». Главный парадокс одноактной пьесы в стихах "Полюс" В.В.Набокова заключается в специфической сочетаемости жанра дневника и драматургической репрезентативности. Персонаж Набокова относится особым образом к своему дневнику, называя его "молитвенником". Жанровое уточнение в данном контексте актуализует перформативность молитвы и одновременно выступает как мобилизатор действенной природы драмы: молитва, чтение дневника – есть действие, событие пьесы.
-
Литературная гостиная по творчеству М.Ю.Лермонтова 2022
Для нас Лермонтов вечно живой! Мы ежегодно вспоминаем его жизнь и творчество, учимся любить этого поэта и пытаемся понимать его чувства и мысли, которые он вложил в свои замечательные, нестареющие стихи.
-
Методические рекомендации «Упражнения для формирования навыков беглости и правильности чтения у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения» 2022
Данный сборник методических рекомендаций направлен на то, чтобы научить детей бегло и правильно читать. Упражнения способствуют тому, что учащиеся постепенно овладеют читательскими умениями, которые необходимы для успешного обучения в начальной и за её пределами. Сборник рекомендаций содержит ряд заданий, предполагающих отработку чёткости и правильности чтения, а также развитие скорости чтения. Это поможет учащимся читать тексты любых жанров быстро и правильно, не теряя смысла прочитанного, пополнит словарный запас учащихся. Уроки чтения должны обеспечивать детям интенсивное развитие мышления, памяти, речи и воображения.
-
Использование дневниковых записей М.М.Пришвина на уроках русского языка и литературы 2022
Есть в нашей литературе писатели, с творчеством которых подрастающий человек должен обязательно встретиться. Среди них имя Михаила Пришвина. Сегодняшние школьники лишь однажды встречаются с творчеством писателя – при изучении повести «Кладовая солнца» в 6-м классе. В Стандартах второго поколения это произведение перенесено в раздел 10 «Обзоры» (60 часов), который включает 11 больших тем, значит, время на изучение произведения, к сожалению, придётся сократить. Но ведь именно М.М.Пришвин, как никто другой, учит любви к природе, наблюдательности, умению ценить прекрасное в каждом миге. Писателя отличает пристальное внимание ко всему живому и удивительная наблюдательность. Безусловно, все его произведения представляют интерес для читателей, но сегодня хотелось бы обратить внимание на дневники М.М.Пришвина, которые он вёл практически всю жизнь.
-
Интегрированный урок (словесность+ информатика) "Пиши, верстай, играй" 2022
На уроке формируются первоначальные умения комплексного исследования текстов. Ученики получают опыт анализа структуры текстов различных прозаических и драматических жанров. Ребята повторяют основные инструменты форматирования текстовых документов, знакомятся с возможностями онлайн сервиса Canva для оформления сложного типа документов – афиши к спектаклю. Результатом проектной деятельности на уроке является – поставленный спектакль, оформление афиши.
-
Приём осмысленного чтения – «Фишбоун» 2022
На уроке необходимо вооружить ребёнка не только знаниями, но и приёмами работы с информацией – в частности, умением ставить и решать те или иные задачи. Один из лучших способов сделать это – представить информацию в наглядно-содержательной форме, используя приём «фишбоун». «Фишбоун» («рыбья кость», «рыбий скелет») – упрощённое название метода японского учёного Каору Исикавы. Эта графическая техника представления информации позволяет образно продемонстрировать ход анализа какого-либо явления через выделение проблемы, выяснение её причин и подтверждающих фактов и формулировку вывода по вопросу. «Фишбоун» составляется заранее или заполняется вместе с учениками. Современные технологические возможности позволяют быстро сделать цветной и красивый шаблон «рыбьего скелета» в графическом редакторе, но и на обычном листе бумаги формата А3 или доске схема получается ничуть не хуже. Детям предлагается текст с проблемной ситуацией и приложение с объяснением значений терминов и толкование выражений. Организуется приложение с использованием приёма «Фишбоун». В ходе дискуссии выделяют проблемный вопрос, основные мнения и объяснения, делают вывод. Информация вносится в общую схему «Фишбоун» на основе мнения группы. Знакомство с последовательностью действий поможет выполнить самостоятельно дополнительное задание «кейсовая ситуация), заполнить схему, представить результаты группе (поддерживающая помощь учителя). «Фишбоун», 7-й класс, на примере рассказа И.С.Тургенева «Бирюк».
-
Организация исследовательской деятельности лицеистов по предметам социально-гуманитарного цикла 2022
Статья посвящена выявлению особенностей организации исследовательской деятельности лицеистов на разных ступенях обучения по предметам социально-гуманитарной направленности. В статье описываются основные этапы организации исследования со школьниками, обозначены методы работы, ключевые компетенции, особенности и тематика написания работ по лингвистике и праву. Обозначена актуальность выбора работ в контексте профильности классов, профориентационной составляющей, нормативно-правовой базы, а также необходимостью развития у школьников лингвистических компетенций, осознания языка в культурологическом и правовом аспектах. В результате выявлено, что исследовательская деятельность учащихся лицея по предметам социально-гуманитарного цикла способствует развитию интереса, расширению знаний, как по предметам школьной программы, так и вне программы, развитию представлений о межпредметных связях; развитию интеллектуального потенциала учащегося; созданию предпосылок для развития научного образа мышления и др.
-
Разработка урока по родной (татарской) литературе. Гадел Кутуйның “Рөстәм маҗаралары” әсәре 2022
Представлена разработка урока по родной (татарской) литературе.
-
Проблема чувства и долга в рассказе «Человек на часах» Н.С.Лескова 2022
Цели урока: помочь выявить основную идею произведения; показать, как нелегко сделать нравственный выбор «в борьбе между служебным долгом и состраданием»; подвести учащихся к тому, чтобы они самостоятельно могли сделать выводы о мотивах поступков героев; показать, что мотивы поведения героев могут быть обусловлены не только особенностями характера, но и реалиями жизни, нормами общества, принятыми в конкретное историческое время.
-
Мастер-класс "Приемы формирования читательской компетентности на уроках литературы" 2022
Предлагаю с помощью кроссенса определить тему нашей сегодняшней совместной работы. Кроссенс – это один из активных приемов, которые можно использовать на уроках литературы. Кроссенс – (от англ. cross sense) — «пересечение смыслов», «крестосмыслица». Есть правила прочтения кроссенса. Девять изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления. Читать кроссенс нужно сверху направо (как правило чтения в русском языке), далее двигаться только вниз и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом получается цепочка завернутая «улиткой».
-
Викторина по сказкам 2022
Представлена викторина по сказкам.
-
Технологическая карта бинарного урока литературы и русского языка. Тема урока: «Мы все учились понемногу // Чему-нибудь и как-нибудь…» 2022
Цель урока: выявление уровня знаний обучающихся 9-го класса по учебным предметам «Литература» и «Русский язык», создание условий для самооценки обучающихся; развитие познавательного интереса к предметам гуманитарного цикла, умения работать в группе.