Литература
-
Урок по произведению Л.Н.Толстого "Кавказский пленник" 2023
Рассказ «Кавказский пленник» был написан Л.Н.Толстым в 70-е годы XIX века. Толстой занимался тогда составлением Азбуки для детей. В эту Азбуку он решил включить рассказы, которые частью переводил и пересказывал, а частью сочинял сам… Многие из детских рассказов Толстого оказались одинаково интересны и для детей, и для взрослых. «Кавказский пленник» принадлежит к числу именно таких рассказов.
-
Приемы формирования читательской грамотности 2023
Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
-
Викторина "Басни дедушки Крылова" для учащихся 2–4-х классов 2023
Разработка адресована учителям начальных классов. В основу этой литературной викторины положены знания школьников начальной школы по басням И.А.Крылова. Подобную игру можно проводить в рамках предметной недели или ко дню рождения великого баснописца.
-
Урок литературы в 5-м классе. Сказки о животных «Журавль и цапля», «Лиса и тетерев» 2023
Цель урока: формировать умение анализировать текст сказки о животных.
-
Формирование ценностных ориентиров у обучающихся на уроках русского языка и литературы 2023
Данная статья актуальна для преподавателей словесности и поможет разнообразить уроки литературы и русского языка новыми решениями и подходами в формировании ценностных ориентиров подростков. Сегодня основным направлением в обучении и воспитании на предметах гуманитарного цикла является восстановление духовных основ нации, приобщение обучающихся к художественному слову, к литературе. В данной статье приведены примеры из личного практического опыта педагога по использованию и применению методов и приемов освоения художественного литературного материала: идеи взаимодействия, творческие «пятиминутки», уроки-мастерские, знакомство с искусством театра и кино, формирование традиции «увидел-почувствовал-поделись» письменных текстов разных жанров.
-
Формирование национальной картины мира на уроках гуманитарного цикла на основе эффективного использования «Педагогической мастерской» 2022
Язык должен рассматриваться в контексте национальной культуры. Через образы-скрепы постигается национальная картина мира и духовные ценности народа, что позволяет преодолеть дробность, мозаичность знаний обучающихся. Обращение к текстам различной природы: текстам художественной литературы, художественным произведениям разных видов искусств, танцам, предметам старины, народным костюмам – помогает осознать культурный диалог между культурами разных эпох и разных искусств. Урок-мастерская «В гостях у русского народного костюма» представляет модель интегрированного урока по развитию речи (русский язык – литература – изобразительное искусство). Урок построен в технологии «Педагогической мастерской» с использованием элементов технологии «Диалога культур» и технологии сотрудничества.
-
Фронтовые письма погибших героев 2022
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
-
Художественное своеобразие имен в повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет» 2022
А.И.Куприн написал много прекрасных произведений и в каждом перед читателем предстают живые яркие и запоминающиеся персонажи, что в немалой мере зависит от мастерства автора. Одним из элементов восприятия персонажа произведения является его имя.
-
Методическая разработка урока по книге С.Алексиевич "Последние свидетели" 2022
Урок внеклассного чтения по документальной прозе белорусской писательницы С.Алексиевич вызывает глубокий эмоциональный отклик у современных подростков, так как погружает в атмосферу воспоминаний ровесников, переживших ужасы войны. Воспитанию патриотических чувств способствует участие в уроке бабушек и дедушек, детей войны.
-
Технологическая карта урока литературы в 9-м классе "Лингвопоэтический анализ стихотворения А.С.Пушкина "Телега жизни" 2022
Цели урока: представления о философской лирике поэта; овладеть умениями анализировать поэтический текст; овладеть умениями вдумчивого чтения текста.
-
Проектная деятельность на уроках литературы по творчеству А.П.Чехова в 10–11-х классах 2022
В 10-м классе при преподавании литературы автор статьи организует проектную деятельность в период прохождения следующих тем по творчеству А.П.Чехова: рассказов «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др., а также драматургических произведений – пьес «Вишневый сад», «Три сестры» (по выбору). На уроках литературы в 10–11-х классах во время изучения произведений А.П.Чехова, создается познавательная проблема, исходя из тематики произведения, и предоставляется детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения.
-
Внеклассное мероприятие «Село родное…» 2022
У каждого человека понятие родины свое. Это может быть дом, где вы родились, где живут ваши родители, или улица, или деревня, село, город , где находится ваш родной дом. А может быть, это вся наша страна – Россия. Главное, что это место, которое мы любим, куда нас всегда тянет. Такое место есть и у нас с вами. Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу, селу. История села – это живая история, она отражается и в биографии семьи, и в судьбе поколения. Родной край становится еще ближе и родней, когда знаешь его историю. А ведь мы еще так мало знаем о родном селе… Мы услышим много нового и интересного о нашей родине – селе Капсал.
-
Исследовательская работа "Общечеловеческие ценности в поэзии тамбовского православного священника о. Владимира Крючкова 2022
Подростку сложно самому определиться в современном многополярном мире, и обращение к опыту взрослых людей, придерживающихся национальных духовно-нравственных представлений, помогает открыть для себя важные смыслы, основанные на многовековом опыте русского народа и опыте более чем двух тысячелетий Православия. В век Интернета, культа денег, пиара, имиджа и технологий и человеческой гордости человек не должен забывать о таких общечеловеческих ценностях как Любовь, Доброта, Терпение, Смирение перед величием Творца, бережное отношение к окружающей природе и безусловная ценность человеческой жизни. Поэзия Владимира Крючкова помогает духовно-нравственному воспитанию через общение с духовным Словом, которое обращает читателей к Православию.
-
Методика организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС на уроках русского языка и литературы 2022
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной проектно-исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Учитель должен организовать работу детей так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Родная природа в творчестве уваровских поэтов" 2022
Цель мероприятия: создание благоприятных условий для развития социально значимых, ценностных отношений обучающихся к малой родине, к окружающим людям и жизни в целом
-
Урок литературы в 7-м классе "Эхо войны" 2022
Урок в 7-м классе по теме «Эхо войны» нацелен на формирование чувства патриотизма, уважительного отношения к героическому прошлому страны. Осмысление произведений идет от ключевых слов урока, антонимов, которые помогают построить ассоциативный ряд слов к теме «Война». Сопоставление слов тематических групп «Мир», «Война» дает возможность осмыслить прочитанное, перенести его в сферу личного сознания, понять, какой след оставляет война в жизни людей.
-
Методическая разработка урока: "А.И.Солженицын. Рассказ "Матренин двор"" 2022
Цели урока: провести анализ рассказа для осмысления образа Матрены как праведницы земли, вырабатывать навыки анализа текста в единстве формы и содержания, закрепить навыки самостоятельной работы; формировать уважение к таким нравственным ценностям как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть, ответственность за свои поступки.
-
Интеграции в обучении в свете новых стандартов. Кино на уроках литературы 2022
Интегрированные уроки литературы помогают ярче представить художественный образ, понять специфику литературного произведения, усилить нравственное, эстетическое и эмоциональное воздействие произведения. Как правило, это уроки творческого поиска, в ходе которых дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы. Такие уроки всегда имеют высокую эффективность и значимость. В последнее время я серьёзно интересуюсь вопросом: «Как использовать кино на уроке литературы?»
-
Викторина по русским народным сказкам 2022
На занятии создаются условия для развития нравственных качеств личности, коммуникативных умений посредством литературной игры. Задачи: обобщить знания учащихся об авторских и народных сказок; развивать артистические данные учащихся, коммуникативные навыки.
-
Особенности формирования читательской грамотности на уроках литературы в условиях развития ФГОС СОО 2022
Сегодня формирование читательского грамотности является одной из задач учителя русского языка и литературы. Важно помнить, что ее реализация возможно только в системе комплексного системно-деятельностного подхода всего учебного процесса, а не отдельно только на уроках по данным предметам.
-
Притчи Рэя Брэдбери 2022
У Брэдбери есть выразительный рассказ «И будет ласковый дождь», в котором описывает сверх благоустроенный дом будущего, начиненный всевозможными удобствами и услужливыми механизмами. Все хорошо в этом замечательном доме, не хватает лишь одного – в нем уже никто не живет, хозяева оказались медленно удушенными в ласковым объятиях искусственной среды.
-
Виды самостоятельной работы на уроках осетинской литературы в старших классах 2022
Важным условием формирования самостоятельной творческой деятельности в работе учителей является мотивация, в основе которой у учащихся лежит учебно-познавательный интерес, что помогает учителям не только в определении вида учебно-познавательного интереса, но и способствует формированию самостоятельности учащихся в нахождении нового способа выполнения задания, в определении целей, в планировании своей деятельности.
-
Трудности ознакомления первоклассников с алфавитом и пути их преодоления 2022
В акте чтения принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Тяжело ребенку учиться читать, если он плохо помнит графический облик букв, затрудняется в распознавании, соотнесении с конкретными звуками. Результат достигается двумя путями. Рассмотрим пять путей преодоления трудностей ознакомления с алфавитом. Активизация познавательной деятельности становится выше, если педагог организует взаимодействие учащихся в познании, предметно-практической деятельности.
-
Проект "О чём может рассказать библиотека" 2022
Цель проекта: собрать информацию об истории развития библиотек; рассказать о работе современной библиотеки; формировать интерес к книге. В современном мире на смену книгам всё чаще и чаще приходят компьютеры. Но нельзя обойтись без библиотеки, потому что с её помощью дети получают знания, совершают открытия, учатся доброте, честности, целеустремленности.
-
Организация учебно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы 2022
Обучение русскому языку и литературе в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
-
Литературно-музыкальная композиция «Широка ты, Русь, Русь могучая…» 2022
Представлена литературно-музыкальная композиция «Широка ты, Русь, Русь могучая…»
-
Культурно-исторический проект «Их подвиги навечно в памяти людской» 2022
Осваивая через предмет культуру, познавая национальные корни, ученик при помощи учителя выстраивает диалог, вступает в общение с автором, с иным временем, имеет возможность для проработки своей внутренней жизни с точки зрения положительных жизненных идеалов. Значимую роль в этом процессе играет рефлексийное чтение – средство, обеспечивающее проработку внутренней жизни; как процесс, оно не имеет окончания действия, является продолжением позиционного анализа текста.
-
Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова 2022
Цель урока: дать характеристику образа Хлестакова; составление характеристики героя; помочь ученикам правильно оценивать поступки людей.
-
Урок литературы в 11-м классе. «Это ветер с красным флагом…». События революции 1917 года глазами поэта и художника (по поэме А.Блока «Двенадцать и картине Б.Кустодиева «Большевик») 2022
Цели урока: через восприятие и анализ произведений искусств научить соотносить тему и основную мысль произведений; учить понимать смысл и роль художественных средств, с помощью которых поэт и художник выражает свое отношение к изображаемому; отрабатывать навык грамотно выстраивать собственное высказывание и выражать свое отношение к прочитанному и увиденному; подвести учащихся к авторскому пониманию революционных событий 1917 года через мироощущение поэта и художника.
-
Урок художественного чтения «Карелия – ты место силы!» (О жизни и творчестве поэта С.А.Бердовой») 2022
Цель мероприятия: подготовка к творческой встрече с поэтом С.А.Бердовой. Задачи: познакомиться с биографией и вехами творчества поэта.