Литература
-
Технологическая карта урока литературы в 9-м классе "Лингвопоэтический анализ стихотворения А.С.Пушкина "Телега жизни" 2022
Цели урока: представления о философской лирике поэта; овладеть умениями анализировать поэтический текст; овладеть умениями вдумчивого чтения текста.
-
Проектная деятельность на уроках литературы по творчеству А.П.Чехова в 10–11-х классах 2022
В 10-м классе при преподавании литературы автор статьи организует проектную деятельность в период прохождения следующих тем по творчеству А.П.Чехова: рассказов «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др., а также драматургических произведений – пьес «Вишневый сад», «Три сестры» (по выбору). На уроках литературы в 10–11-х классах во время изучения произведений А.П.Чехова, создается познавательная проблема, исходя из тематики произведения, и предоставляется детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения.
-
Внеклассное мероприятие «Село родное…» 2022
У каждого человека понятие родины свое. Это может быть дом, где вы родились, где живут ваши родители, или улица, или деревня, село, город , где находится ваш родной дом. А может быть, это вся наша страна – Россия. Главное, что это место, которое мы любим, куда нас всегда тянет. Такое место есть и у нас с вами. Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу, селу. История села – это живая история, она отражается и в биографии семьи, и в судьбе поколения. Родной край становится еще ближе и родней, когда знаешь его историю. А ведь мы еще так мало знаем о родном селе… Мы услышим много нового и интересного о нашей родине – селе Капсал.
-
Исследовательская работа "Общечеловеческие ценности в поэзии тамбовского православного священника о. Владимира Крючкова 2022
Подростку сложно самому определиться в современном многополярном мире, и обращение к опыту взрослых людей, придерживающихся национальных духовно-нравственных представлений, помогает открыть для себя важные смыслы, основанные на многовековом опыте русского народа и опыте более чем двух тысячелетий Православия. В век Интернета, культа денег, пиара, имиджа и технологий и человеческой гордости человек не должен забывать о таких общечеловеческих ценностях как Любовь, Доброта, Терпение, Смирение перед величием Творца, бережное отношение к окружающей природе и безусловная ценность человеческой жизни. Поэзия Владимира Крючкова помогает духовно-нравственному воспитанию через общение с духовным Словом, которое обращает читателей к Православию.
-
Методика организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС на уроках русского языка и литературы 2022
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной проектно-исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Учитель должен организовать работу детей так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Родная природа в творчестве уваровских поэтов" 2022
Цель мероприятия: создание благоприятных условий для развития социально значимых, ценностных отношений обучающихся к малой родине, к окружающим людям и жизни в целом
-
Урок литературы в 7-м классе "Эхо войны" 2022
Урок в 7-м классе по теме «Эхо войны» нацелен на формирование чувства патриотизма, уважительного отношения к героическому прошлому страны. Осмысление произведений идет от ключевых слов урока, антонимов, которые помогают построить ассоциативный ряд слов к теме «Война». Сопоставление слов тематических групп «Мир», «Война» дает возможность осмыслить прочитанное, перенести его в сферу личного сознания, понять, какой след оставляет война в жизни людей.
-
Методическая разработка урока: "А.И.Солженицын. Рассказ "Матренин двор"" 2022
Цели урока: провести анализ рассказа для осмысления образа Матрены как праведницы земли, вырабатывать навыки анализа текста в единстве формы и содержания, закрепить навыки самостоятельной работы; формировать уважение к таким нравственным ценностям как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть, ответственность за свои поступки.
-
Интеграции в обучении в свете новых стандартов. Кино на уроках литературы 2022
Интегрированные уроки литературы помогают ярче представить художественный образ, понять специфику литературного произведения, усилить нравственное, эстетическое и эмоциональное воздействие произведения. Как правило, это уроки творческого поиска, в ходе которых дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы. Такие уроки всегда имеют высокую эффективность и значимость. В последнее время я серьёзно интересуюсь вопросом: «Как использовать кино на уроке литературы?»
-
Викторина по русским народным сказкам 2022
На занятии создаются условия для развития нравственных качеств личности, коммуникативных умений посредством литературной игры. Задачи: обобщить знания учащихся об авторских и народных сказок; развивать артистические данные учащихся, коммуникативные навыки.
-
Особенности формирования читательской грамотности на уроках литературы в условиях развития ФГОС СОО 2022
Сегодня формирование читательского грамотности является одной из задач учителя русского языка и литературы. Важно помнить, что ее реализация возможно только в системе комплексного системно-деятельностного подхода всего учебного процесса, а не отдельно только на уроках по данным предметам.
-
Притчи Рэя Брэдбери 2022
У Брэдбери есть выразительный рассказ «И будет ласковый дождь», в котором описывает сверх благоустроенный дом будущего, начиненный всевозможными удобствами и услужливыми механизмами. Все хорошо в этом замечательном доме, не хватает лишь одного – в нем уже никто не живет, хозяева оказались медленно удушенными в ласковым объятиях искусственной среды.
-
Виды самостоятельной работы на уроках осетинской литературы в старших классах 2022
Важным условием формирования самостоятельной творческой деятельности в работе учителей является мотивация, в основе которой у учащихся лежит учебно-познавательный интерес, что помогает учителям не только в определении вида учебно-познавательного интереса, но и способствует формированию самостоятельности учащихся в нахождении нового способа выполнения задания, в определении целей, в планировании своей деятельности.
-
Трудности ознакомления первоклассников с алфавитом и пути их преодоления 2022
В акте чтения принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Тяжело ребенку учиться читать, если он плохо помнит графический облик букв, затрудняется в распознавании, соотнесении с конкретными звуками. Результат достигается двумя путями. Рассмотрим пять путей преодоления трудностей ознакомления с алфавитом. Активизация познавательной деятельности становится выше, если педагог организует взаимодействие учащихся в познании, предметно-практической деятельности.
-
Проект "О чём может рассказать библиотека" 2022
Цель проекта: собрать информацию об истории развития библиотек; рассказать о работе современной библиотеки; формировать интерес к книге. В современном мире на смену книгам всё чаще и чаще приходят компьютеры. Но нельзя обойтись без библиотеки, потому что с её помощью дети получают знания, совершают открытия, учатся доброте, честности, целеустремленности.
-
Организация учебно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы 2022
Обучение русскому языку и литературе в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
-
Литературно-музыкальная композиция «Широка ты, Русь, Русь могучая…» 2022
Представлена литературно-музыкальная композиция «Широка ты, Русь, Русь могучая…»
-
Культурно-исторический проект «Их подвиги навечно в памяти людской» 2022
Осваивая через предмет культуру, познавая национальные корни, ученик при помощи учителя выстраивает диалог, вступает в общение с автором, с иным временем, имеет возможность для проработки своей внутренней жизни с точки зрения положительных жизненных идеалов. Значимую роль в этом процессе играет рефлексийное чтение – средство, обеспечивающее проработку внутренней жизни; как процесс, оно не имеет окончания действия, является продолжением позиционного анализа текста.
-
Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова 2022
Цель урока: дать характеристику образа Хлестакова; составление характеристики героя; помочь ученикам правильно оценивать поступки людей.
-
Урок литературы в 11-м классе. «Это ветер с красным флагом…». События революции 1917 года глазами поэта и художника (по поэме А.Блока «Двенадцать и картине Б.Кустодиева «Большевик») 2022
Цели урока: через восприятие и анализ произведений искусств научить соотносить тему и основную мысль произведений; учить понимать смысл и роль художественных средств, с помощью которых поэт и художник выражает свое отношение к изображаемому; отрабатывать навык грамотно выстраивать собственное высказывание и выражать свое отношение к прочитанному и увиденному; подвести учащихся к авторскому пониманию революционных событий 1917 года через мироощущение поэта и художника.
-
Урок художественного чтения «Карелия – ты место силы!» (О жизни и творчестве поэта С.А.Бердовой») 2022
Цель мероприятия: подготовка к творческой встрече с поэтом С.А.Бердовой. Задачи: познакомиться с биографией и вехами творчества поэта.
-
Серебряный век 2022
Цели урока: раскрыть суть метафоры «Серебряный век»; познакомить с понятием «серебряного века», модернизма, основными направлениями модернизма и их художественными особенностями, расширить представление учащихся о творчестве А.Блока, А.Ахматовой, С.Есенина, В.Маяковского; развивать у учащихся навыки работы с текстом лирического произведения, умение сравнивать, обобщать, внимание к психологизму, художественной детали произведения, устную речь учащихся, их словарный запас; воспитывать у учащихся интерес к культуре своей страны, эмоциональную отзывчивость на поэтическое слово, картину, чувство, выраженное в стихотворении.
-
Интерактивные технологии в театрализованной деятельности младших дошкольников 2022
Интерактивные технологии в театрализованной деятельности – интересное, творческое, перспективное направление. Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлечёнными в процесс познания. Ведь интерактивное обучение – это диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, друг с другом.
-
Литература и экология 2022
Цель работы: показать, что русские писатели посредством своих произведений хотели объяснить людям важность сохранения природы в её первозданном виде.
-
Из опыта проведения учебных занятий русского языка и литературы в 5-м классе по обновлённым ФГОС 2022
Школьное образование в России, постоянно находится в процессе реформирования. В настоящее время, особенно актуальным направлением, является внедрение обновленных ФГОС, регулирующих школьное образование, в том числе и на уроках русского языка и литературы. В основном документе, регулирующем школьное образование (ФГОС), подчёркнуто значение самостоятельного овладения школьниками знаниями и умениями в процессе творческой самостоятельной деятельности, в связи с чем особое внимание уделено интеллектуальному и речевому развитию обучающихся, в частности – на уроках русского языка. В связи с вышеизложенным, автором настоящей статьи, предпринята попытка научного анализа и критического осмысления проблемы проведения учебных занятий по русскому языку и литературе в 5-м классе по обновленным ФГОС.
-
Интеллектуальная игра "Поле чудес". Тема: "Русские народные сказки про зверей" 2022
Интеллектуальная игра «Поле чудес» по теме «Русские народные сказки про зверей» предназначена для учащихся 1–2-х классов. Данный материал адресован педагогам-организаторам детского досуга, педагогам дополнительного образования детей, учителям начальной школы и призван оказать помощь в подготовке и проведении внеклассных мероприятий. Предлагаемый сценарий носит познавательный и развивающий характер и направлен на воспитание у детей любви к книге и чтению. Цель: Прививать интерес и любовь к книге и чтению через знакомство с русскими народными сказками о животных. Интеллектуальная игра «Поле чудес» пробуждает в детях интерес к книге, расширяет их литературный кругозор, содействует развитию внимания, мышления, речи, памяти. Участие школьников в игре способствует их интеллектуальному развитию, углублению усвоенных ранее знаний, помогает им самоутвердиться, развивает настойчивость, стремление к успеху.
-
Урок-размышление с частичным исследованием по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Технологическая карта урока литературы. 5-й класс 2022
Цели урока: уметь анализировать литературное произведение: прослеживание по тексту особенностей сборов, пути каждого из героев-детей; осмысление конфликта между детьми, его причин и следствий; выяснение разных точек зрения, столкновение которых поможет найти истину; понимать авторскую позицию и свое отношение к ней; формулировать собственное отношение к произведению и уметь его оценивать.
-
Образ исторического события в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Бородино" 2022
Стихотворение написано ярким образным народным языком, оно раскрывает субъективный взгляд на бой близ деревни Бородино, который имел решающее значение во всей русско-французской войне. Тема стихотворения – показ мужественного подвига русского народа на войне. Именно Лермонтов впервые подчеркнул значимость простых солдат, русского народа в борьбе с захватчиками. Художественно выразительно и документально точно он описывает события легендарного сражения, добавляя ему бытовые детали, человеческие характеры, эмоциональную окраску и атмосферу всеобщего патриотизма. Главная мысль произведения – сила России в народе, патриотическом духе. Смысл и идея стихотворения – показать героическое прошлое своей страны. Лирический герой рассказывает о событиях сражения простым, понятным языком, без сложных терминов и пафосных фраз.
-
Образ Демона в одноименной поэме М.Ю.Лермонтова 2022
Цель урока: расширить знания о творчестве М.Ю.Лермонтова, помочь учащимся понять образ Демона в творчестве поэта, в искусстве.
-
Интегрированные уроки литературы и английского языка «Сила любви» (по сказке Оскара Уайльда «Соловей и роза») 2022
Цели урока: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством О.Уайльда; овладение техникой смыслового чтения текста, проблемным диалогом; овладение приёмами работы с текстом на английском языке; умение анализировать текст через его основные характеристики: основную мысль, тему, художественные особенности.