Онлайн-экскурсия по Тверскому бульвару

Разделы: История и обществознание, Литература, Краеведение, Конкурс «Виртуальные экскурсии по России»

Ключевые слова: Москва, виртуальная экскурсия, Тверской бульвар


Цели и задачи:

  • развитие интереса к истории города Москвы, знакомство с историческими личностями, оставившими след в истории и культуре Москвы и России;
  • расширить, углубить и закрепить у школьников знания по литературе, истории, искусству, краеведению;
  • развитие мотивации к изучению истории и литературы;
  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к истории родного города и страны.

Оборудование: презентация, сценарий.

Ход мероприятия

Слайд 1. Тверской бульвар - старейший в Москве и самый протяженный, его длина около 875 метров. С самого основания и до сегодняшних дней он стал сосредоточением событий, где менялась жизнь страны. А историй, которые происходили в стенах этих зданий и под кронами деревьев, хватит на много увлекательнейших книг.

Слайд 2. Слово бульвар появилось в русском языке во времена так называемого русско-французского двуязычия во второй половине XVIII в. Но исторически это слово восходит к немецкому Bollwerk. И первоначально в Европе бульваром называлась не просто зелёная городская аллея, а озеленённая улица, устроенная на месте прежнего городского вала. Для нас это важно, потому, что мы стоим на месте, где когда-то проходила древняя граница Москвы - стена Царёва Белого каменного города. Строилась она по указу царя Фёдора Ивановича в 1586-1593 гг.

Слайд 3. Ко времени правления Екатерины II эти укрепления потеряли оборонное значение, да и город шагнул за очерченные ими границы. По высочайшему указу в 1774 г. городские власти начали разбирать стену, а позднее на её месте появилось десять бульваров, по форме напоминающих подкову концы которой сходятся к Москве-реке. Однако в сознании москвичей подкова «замкнулась», и родилось всем нам знакомое «Бульварное кольцо».

Тверской бульвар был разбит первым в 1796 году трудами архитектора Семёна Антоновича Карина.

Слайд 4. Но мы с вами выбрали для прогулки именно Тверской бульвар не потому, что он самый старый, а потому, что это, пожалуй, самый знаменитый бульвар в истории московской культуры. На нашем пути встретятся памятники, театры, музеи, мемориальные доски. За два столетия своего существования Тверской бульвар превратился в музей под открытым небом.

Слайд 5. Мы начинаем нашу прогулку от станции метро «Пушкинская» и познакомимся с левой стороной бульвара, следуя от Тверской улицы, а вернёмся по правой аллее, совершая прогулку как бы по часовой стрелке.

Начать экскурсию по Тверскому, конечно же, необходимо с рассказа о памятнике А.С.Пушкину. Памятник в 1950 году перенесли с самого начала бульвара, где он находился с момента установки, на противоположную сторону тверской улицы в специально созданный сквер на площади, получившей имя А.С.Пушкина. Одним из аргументов было то, памятник на нынешнем месте лучше освящен солнцем. Однако наши предки, установившие памятник великому поэту России именно на Тверском бульваре, сделали это не случайно. Тверской бульвар - одно из пушкинских мест Москвы, и пушкинская тема, конечно же, будет сопутствовать и нам в сегодняшней прогулке по бульвару.

Слайд 6. А теперь двинемся дальше. Слева останется угловой дом с бельведером (№28), в нем расположен музей-мастерская известного русского скульптора Сергея Тимофеевича Коненкова, жившего здесь в 1947-1971 годах. Являясь выдающимся портретистом, С.Т.Коненков создал галерею портретов современников, а также великих представителей культуры прошлого. Таковы глубоко психологические, острые по характеристике, прекрасные по мастерству портреты Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, М.П.Мусоргского, и другие образы, покоряющие прелестью юности - "Марфинька", "Ниночка", "Русская красавица", "Девушка в венке" и многие другие. С.Т.Коненков является автором ряда замечательных произведений монументально-декоративной скульптуры, таких как: фигурный фриз для института геохимии В.И.Вернадского АН СССР в Москве, фронтона Музыкально - драматического театра в Петрозаводске, фигурной композиции из дерева "Рунопевец" в павильоне Карельской АССР на ВДНХ.

Слайд 7. А следом тянется длинная усадьба (№26), принадлежавшая некогда крупному аристократу Ивану Николаевичу Римскому-Корсакову. Хозяин дома, отличавшийся отменной внешней красотой и хорошим голосом, был замечен императрицей Екатериной Великой, служил её флигель-адъютантом и дослужился до генерал-адъютанта.

Слайд 8. Жилой дом по адресу Тверской бульвар, дом №24, с 1780 года принадлежал Екатерине Петровне Строгановой; заявлен как объект культурного наследия. Дом построен сразу после пожара 1812 года Осипом Бове, который украсил здание впечатляющим фронтоном, лоджией. Это великолепный образец русского классицизма или как говорили москвичи, "Послепожарной Москвы. Величественный особняк с двумя флигелями, простоял на бульваре до 1930 х годов, когда по реконструкции четной стороны Тверского бульвара его снесли. На бульваре остался только флигель.

Слайд 9. А сейчас мы находимся напротив хорошо вам знакомого здания МХАТ им. М.Горького.

Слайд 10. А ведь еще несколько десятилетий тому назад на этом месте находился дом, где в XIX веке известный всей Москве учитель танцев Петр Андреевич Йогель устраивал замечательные балы. На так называемые детские балы Йогеля, где танцевали молодежь, учитель всегда приглашал бывших воспитанников. Юные ученики могли показать свои успехи, потанцевать с «настоящими» партнерами, научиться поведению в обществе, умению поддержать разговор.

Детский бал Йогеля описан у Льва Толстого в романе «Война и мир»: «У Иогеля были самые веселые балы в Москве», и собирались на них не только юноши и девушки, «танцевавшие до упаду», но и люди постарше. На одном из этих балов Наташа Ростова танцевала с Денисовым польскую мазурку.

Здесь на балу у Йогеля в декабре 1828 года Александр Сергеевич Пушкин познакомился с московской красавицей Натальей Николаевной Гончаровой. Поэт влюбился и началась долгая история ухаживания, сватовства и, наконец, приготовлений к свадьбе.

Классический особняк конца XVIII века (дом №20) слайд 11 сменяется по-своему характерным для Москвы домом (№18) слайд 12, который начал свою биографию в 1834 году как образец классицизма, а затем, в начале прошлого века был реконструирован и приобрёл благодаря творческим усилиям архитектора Фёдора Осиповича Шехтеля явные черты модерна. Стиль модерн, получивший широкое распространение на рубеже XIX-XX веков, провозглашал необходимость следовать природе, в которой почти нет прямых линий и углов. Фёдор Осипович Шехтель считается абсолютным лидером в плеяде московских представителей модерна.

Слайд 13. Дома № 16 и № 14 строение 5 - памятники послепожарной застройки Москвы В доме №14 жили в довоенные годы писатель Всеволод Иванов и основатель Московского камерного еврейского театра, артист Соломон Михоэлс.

Слайд 14. Обратите внимание на обнесённый небольшой оградой дуб напротив дома №14. Окружность его ствола составляет около 3 м, а возраст более 200 лет. Дуб старше бульвара, он единственный помнит стену Белого города!

Слайд 15. Бывшие доходные дома №10-12 и №8 построены тоже известным архитектором эпохи эклектики и модерна Никитой Герасимовичем Лазоревым плодотворно работавшем в Москве в начале XX века.

Слайд 16. Бывший доходный дом Петербургского страхового общества (№6) специалисты отмечают как интересный памятник московского модерна сильно перестроенный для нужд ТАСС (Нынешняя аббревиатура происходит от названия «Телеграфное агентство связи и сообщения. Раньше аббревиатура происходила от названия «Телеграфное агентство Советского Союза). Среди сохранившихся необычных деталей - ограждение лоджий в форме орлов. Автор проекта, архитектор Александр Устинович Зеленко.

Слайд 17. Завершает четную сторону бульвара так называемое новое здание всемирно известного информационного агентства ИТАР-ТАСС (Информационное Телеграфное агентство России), построенное в 1976 году группой архитекторов под руководством Виктора Сергеевича Егерева).

Слайд 18. Мы стоим у границы Тверского бульвара, у площади бывших Никитских ворот Белого города. Отсюда видна церковь Большое Вознесенье, известный многим москвичам как храм, в котором 18 февраля 1831 года венчались А.С.Пушкин и Н.Н.Гончарова. А на площади Никитских ворот в канун двухсотлетия рождения Пушкина появился еще один памятник: маленькие фигурки поэта и Натали стоят под сводом круглой беседки.

Слайд 19. Повернём назад на бульвар - прямо перед нами предстаёт памятник Клименту Аркадьевичу Тимирязеву, одному из основателей науки физиологии растений. Автор его - один из наиболее выдающихся скульпторов XX века Сергей Дмитриевич Меркулов. Ученый изображен в мантии доктора Кембриджского университета, почетным членом которого он являлся.

Стоя здесь можно вспомнить ещё одну страницу истории - гитлеровские бомбёжки Москвы во время Великой Отечественной войны. К счастью, противовоздушная оборона была налажена прекрасно, и город, на разрушение которого с воздуха было брошено врагом столько сил, пострадал незначительно. Но разрушения все же были. А памятник К.А.Тимирязеву в октябре 1941 года оказался сброшен с постамента взрывной волной упавшей неподалёку бомбы, но уцелел и был установлен на прежнее место.

Теперь повернём обратно и обратим свой взор на левую сторону бульвара.

Слайд 20. Дом №3 построен в 1986 году. До него на этом месте стояли два дореволюционных трёхэтажных дома.

Слайд 21. В доме №7 в начале XX века у художественного критика Семёна Николаевича Кругликова бывали известные деятели русской культуры: художники Михаил Врубель, Константин Коровин, композитор Николай Римский-Корсаков.

В доходном доме Ивана Михайловича Коровина (№9), в предреволюционные годы собирался кружок литературной молодёжи, в который входили Борис Пастернак, Владимир Маяковский, Николай Асеев.

Слайд 22. Старый дом под №11 хорошо известен московским театралам. С 1887 по 1928 здесь жила, пожалуй, самая знаменитая актриса России, первой получившая почетное звание «народной», Мария Николаевна Ермолова. 15 мая 1970 года в доме открылся мемориальный музей. Восстановлена обстановка, сохранились личные вещи.

Слайд 23. В доме №13 трудно узнать бывший трехэтажный особняк - он полностью перестроен в XX веке.

Дома №15 и №17 тоже перестроены в 1970-е годы. А в 60-е года XIX века здесь находился доходный дом Варвары Петровны Крекшиной. В 1862 г. здесь устраиваются концерты и литературные вечера. Образовавшийся в 1865 г. «Артистический кружок», основанный Н.Рубинштейном при содействии драматурга А.Островского и князя В.Одоевского, также собирался в доме. Здесь часто бывал Чайковский, членами кружка были П.Садовский, А.Писемский и другие.

Слайд 24. И еще один памятник встретился на нашем пути. Он появился здесь в 1995 году, когда отмечалось столетие со дня рождения Сергея Александровича Есенина. Автор его - скульптор Анатолий Андреевич Бичуков.

Слайд 25. За домом № 19 чуть в глубине стоит церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе. Ныне существующий храм построен на месте более старого в 1652-1665 годах. Здесь крестили Герцена.

Слайд 26. Драматический театр, основанный в 1914 году Александром Таировым, располагался в перестроенном под театр особняке XVII века (дом №23). Первый спектакль был показан 12 декабря 1914 года, последний - 29 мая 1949 года. На основе закрытого театра в 1950 году создан Московский драматический театр имени А.С.Пушкина.

Слайд 27. Правее театрального подъезда начинается домовладение №25, и вы можете заметить на стене две мемориальные доски советским писателям Андрею Платоновичу Платонову и Осипу Эмильевичу Мандельштаму.

Перед нами один из наиболее интересных «литературных» адресов города. Эту старинную усадьбу называют Литературным особняком, а краеведы иногда также - домом Герцена. На самом особняке, углублённом во двор, мемориальная доска напоминает о том, что здесь в 1812 году родился писатель и общественный деятель Александр Иванович Герцен, а в сквере в 1959 году ему установили памятник. В 1840-х годах здесь, у Д.Н.Свирбеева (русский историк и дипломат, автор мемуаров), собирался литературный салон, бывали Н.В.Гоголь, С.Т.Аксаков, В.Г.Белинский. Но главные страницы литературной биографии дома связаны с 1920-1930-ми годами. В 1920 году городские власти предоставили особняк писательским организациям. Здесь, на Тверском, обосновались Всероссийский союз писателей, Российская ассоциация пролетарских писателей, Литературное объединение Красной Армии и Флота и многие другие. А по бокам главного дома, в правом и левом флигелях квартировали сами литераторы.

В доме неоднократно бывали М.Горький, Б.Пастернак, М.Булгаков, С.Есенин, В.Маяковский.

Позднее все многоцветье литературных организаций было ликвидировано, а взамен появился единый Союз советских писателей. В особняке же с 1936 года разместился образовательный Литературный институт где и сегодня учат быть писателем.

Слайд 28. Вообще Тверской бульвар прочно «прописался» в русской литературе. Вы встретитесь с ним на страницах бунинской повести «Митина любовь», в рассказе Чехова «Припадок», в очерке К.Н.Батюшкова «Прогулка по Тверскому», в «Хождении по мукам» Алексея Толстого, в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Булевар».

В «Записках москвича» журналист Павел Лукьянович Яковлев оставил нам картину гулянья на Тверском бульваре в пушкинскую эпоху; «Не смотря на моды, нововведения, новые сады, новые бульвары, Тверской бульвар первенствует перед всеми прочими гуляньями. Множество цветов, фонтаны, беседки, лужочки, кустики, разбросанные в самом разном порядке, дают ему преимущества перед другими бульварами». Что же, многое из того что было не сохранилось, но репутацию лучшего места прогулок и свиданий в центре Москвы Тверской бульвар пронёс до наших дней.