Приобщение учащихся к исследовательской деятельности, разработке проектов, выполнению творческих работ позволяет создать благоприятные условия для их самообразования и профессиональной ориентации. Речь идет об исследовательской деятельности как самостоятельном компоненте образовательно-воспитательного процесса в учебном заведении.
Исследовательская деятельность направлена на образование, воспитание и развитие учащихся, на стимулирование у ребенка познавательной активности, индивидуальных творческих задатков, формирование логического, научного мышления.
Можно выделить следующие направления в организации исследовательской работы с учащимися:
- поисково-познавательная деятельность, выполняемая учащимися в учебном процессе, проведение уроков, носящих исследовательский характер;
- организационно-массовые мероприятия (олимпиады, научно-практические конференции, встречи с представителями научной и творческой среды, носителями профессии);
- научно-исследовательская работа во внеурочное время.
Материалы предлагаемой педагогической практики касаются первоначального этапа формирования исследовательских навыков - организации поисково-познавательной деятельности в урочное время. Сама исследовательская деятельность - это деятельность обучающихся по исследованию различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей обучающихся. Основным отличием учебной исследовательской деятельности от научной является то, что в результате ее обучающиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования. Именно эти навыки являются универсальным способом освоения действительности. При этом у детей развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция, формируется исследовательская компетенция.
Исследовательская компетенция - это совокупность знаний в определенной области, наличие исследовательских умений (видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования), наличие способности применять эти знания и умения в конкретной деятельности.
Паспорт педагогической практики
|
||
1. |
Уровень образования |
основное общее образование |
2. |
Место педагогической |
среднее и старшее звено |
3. |
Адресность, запрос
|
Материалы будут интересны и полезны руководителям исследовательской деятельностью школьников, учителям-предметникам, классным руководителям, родителям и обучающимся для организации постепенной систематической
|
4. |
Фактор успешности решения проблемы |
Формы и приёмы организации поисково-познавательной деятельности школьников на уроках русского языка как фактор развития у учащихся исследовательского типа
|
5. |
Состав,
|
1. Принятие задания:
а) понимание каждого компонента задания, терминологии в нем;
2. Процесс выполнения задания:
а) определение места задания в изучаемой области знаний;
3.Результат - ответ к заданию. 4.Анализ выполнения задания. |
6. |
Что даёт применение данного инструмента, средства, методики |
1. Возможность организовать целенаправленную, систематическую работу по развитию исследовательских умений учащихся посредством продуктивных методов в их обучении.
|
7. |
За счёт чего достигается высокий образовательный результат |
Эффективность применения данной практики определяется следующими факторами:
|
8. |
Направленность применения |
Мотив: поиск эффективных форм и приёмов, направленных на повышение
Цель: организация поисково-познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка для повышения мотивации обучающихся к изучению предмета, развития у школьников исследовательской компетенции. Задачи:
|
Формирование исследовательской компетенции у учащихся требует нестандартного подхода к содержанию и организации изучения предмета - применению исследовательского метода обучения. Метод предусматривает организацию поисковой познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. В исследовательском обучении усвоение теоретической темы становится не самоцелью, а средством развития логического мышления, умения добывать информацию при помощи анализа материала и сопоставления имеющихся мнений.
Основные формы и приёмы организации поисково-познавательной деятельности школьников, которые я использую на уроках русского языка (различных его этапах, ступенях образования), представлены в таблице:
№ |
Наименование приёмов
|
Обогащение
|
Примерные задания исследовательского характера |
1 |
«Эмоциональная зарядка»
|
выдвижение гипотезы умения коротко выразить мысль, и умения соотнести результаты с целями и задачами:
|
Эти приемы я использую на первом этапе урока. Их цель - создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу.
«Отгадка вам укажет путь»
|
2 |
Постановка проблемных вопросов и поиск решения проблемных ситуаций,
|
- сбор языкового материала;
|
Задание. Каковы морфологические признаки слов стекло, печь, зазывала? К какой части речи они относятся? Почему возможны различные ответы на этот вопрос?
|
3 |
«Вопрос на засыпку» |
- лингвистический анализ;
|
Задание: Дайте ответ на вопрос «В каких условиях врач может быть вруном?», «Что общего между человеком и кораблём?» |
4 |
«С миру по нитке» |
- детализация и обобщение материала (выделение из общего частных элементов и наоборот) |
Применять данный прием можно двумя способами.
|
5 |
«Согласен - не согласен» |
- отбор необходимых фактов, их сравнение и сопоставление;
|
Данная работа происходит в форме диалога: педагог обращается к ученикам или ученики друг к другу с тезисами, которые можно принять или не принять.
|
6 |
«Знаю - не знаю» |
- активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения
- развитие аналитического мышления, умения видеть логические взаимосвязи между фактами, устанавливать
|
После знакомства с темой урока каждый учащийся определяет, что он уже знает по теме, чего не знает, что хочет узнать. Например, после сообщения темы урока в 7 классе «Правописание НЕ с деепричастиями» и записи нескольких примеров целесообразно предложить каждому ученику вспомнить, как пишется НЕ с другими частями
|
7 |
«Старой сказке - новое название» |
- установление acсоциаций с ранее изученными, знакомыми фактами, явлениями и с новыми качествами предмета, явления |
Задание: «Придумайте новые названия любимым старым сказкам (Например, для сказки «Репка» - «Дружная семейка», «Без мышки никуда», «Один в поле не воин»). Аргументируйте свою позицию. |
8 |
«Пословица всем делам помощница» |
- отбор необходимых фактов, их сравнение и сопоставление, обобщение;
|
Задание: «Дайте произведению (тексту) название, выраженное пословицей» или «Подберите к пословице литературные произведения, иллюстрирующие её значение» (Например, для сказки «Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо» - «Кто скоро помог, тот дважды помог» или к пословице «Каков дуб, таков и клин» - произведения
|
9 |
«Энциклопедия одного слова» |
- работа с источниками информации, отбор необходимых фактов, их обобщение;
|
Схема-план мини-исследования:
1. Слово… и его лексическое(ие) значение (ия).
|
10 |
«Шаг в
|
- использование элементов социологического метода (опрос);
|
Задание: « Составьте лексикон носителя профессии (список профессионализмов и слов профессионального жаргона).
|
11 |
Задания из сферы формирования читательской грамотности в работе с текстом |
- формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте (информация, заданная в неявном виде),
|
Задание: После знакомства с притчей «Сорок золотых» учащиеся получают типовые задачи:
Дать ответ на вопрос: о каких трёх условиях говорил королю дервиш? Найти и подчеркнуть предложение, содержащее информацию для ответа на этот вопрос. (условия истинной щедрости:
Неблагодарное ничтожество! Ты еще ни разу не поклонился мне за мою щедрость, не произнес ни одного благодарного слова. Хотя бы улыбка озарила твое лицо! Ты что же, копишь эти деньги или даешь в рост?) Подобрать наиболее подходящую к тексту пословицу, аргументировать свою позицию.
Что есть в печи - на стол мечи.
|
12 |
Приёмы
|
- анализ различных источников, извлечение из них исчерпывающей
|
В зависимости от возраста учащихся и образовательных задач используются различные виды работы:
|
13 |
Работа над выразительным чтением и выразительным пересказом |
- выдвижение гипотезы (как следует читать, с какой интонацией, в каком тоне, на каких словах необходимо акцентировать внимание слушателя);
|
Основные виды заданий по подготовке:
- задание на рефлексию: обсуждение - кто подошёл ближе к реализации авторского замысла, как преодолеть недочёты (среднее звено), создание эссе - раскройте смысл высказывания А.П.Сумарокова
«Описываем всё, и чувствие, и страсти,
|
Библиографический список
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2012.
- Граник Г.Г. Секреты орфографии: Книга для учащихся 5-7 кл. - М.: Просвещение, 1991.
- Кузнецова О.С. Исследовательская работа учащихся по русскому языку. Методическое пособие. - Самара: ИП Кузнецова, 2008.
- Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. - М., 2001.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под. ред. Е.С.Полат. - М., 201