Организация поисково-познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы

Разделы: Русский язык, Литература


Приобщение учащихся к исследовательской деятельности, разработке проектов, выполнению творческих работ позволяет создать благоприятные условия для их самообразования и профессиональной ориентации. Речь идет об исследовательской деятельности как самостоятельном компоненте образовательно-воспитательного процесса в учебном заведении.

Исследовательская деятельность направлена на образование, воспитание и развитие учащихся, на стимулирование у ребенка познавательной активности, индивидуальных творческих задатков, формирование логического, научного мышления.

Можно выделить следующие направления в организации исследовательской работы с учащимися:

  • поисково-познавательная деятельность, выполняемая учащимися в учебном процессе, проведение уроков, носящих исследовательский характер;
  • организационно-массовые мероприятия (олимпиады, научно-практические конференции, встречи с представителями научной и творческой среды, носителями профессии);
  • научно-исследовательская работа во внеурочное время.

Материалы предлагаемой педагогической практики касаются первоначального этапа формирования исследовательских навыков - организации поисково-познавательной деятельности в урочное время. Сама исследовательская деятельность - это деятельность обучающихся по исследованию различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей обучающихся. Основным отличием учебной исследовательской деятельности от научной является то, что в результате ее обучающиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования. Именно эти навыки являются универсальным способом освоения действительности. При этом у детей развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция, формируется исследовательская компетенция.

Исследовательская компетенция - это совокупность знаний в определенной области, наличие исследовательских умений (видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования), наличие способности применять эти знания и умения в конкретной деятельности.

Паспорт педагогической практики

1.

Уровень образования

основное общее образование

2.

Место педагогической

среднее и старшее звено

3.

Адресность, запрос
педагогической практики

Материалы будут интересны и полезны руководителям исследовательской деятельностью школьников, учителям-предметникам, классным руководителям, родителям и обучающимся для организации постепенной систематической
подготовки учащихся к исследовательской деятельности

4.

Фактор успешности решения проблемы

Формы и приёмы организации поисково-познавательной деятельности школьников на уроках русского языка как фактор развития у учащихся исследовательского типа
мышления

5.

Состав,
последовательность операций, действий (алгоритмы)

1. Принятие задания:

а) понимание каждого компонента задания, терминологии в нем;
б) общее понимание его смысла, разграничение известного и нового;
в) мотивированность в восприятии задания: для чего нужно его выполнение?

2. Процесс выполнения задания:

а) определение места задания в изучаемой области знаний;
б) понимание «зоны неизвестного» или раскрытие противоречия, несогласованности компонентов задания;
в) установление последовательности действий при выполнении задания; г) составление ориентировочного плана его выполнения;
д) действия по этому плану.

3.Результат - ответ к заданию.

4.Анализ выполнения задания.

6.

Что даёт применение данного инструмента, средства, методики

1. Возможность организовать целенаправленную, систематическую работу по развитию исследовательских умений учащихся посредством продуктивных методов в их обучении.
2. Создание условий для развития интеллектуальной, творческой инициативы и учебно-познавательных интересов учащихся.
3. Развитие самодостаточности учащихся (ориентация на ученика с любым уровнем обученности) и в то же время диагностика интеллектуально-творческих способностей учащихся, выявление детей, склонных к дальнейшей научно-исследовательской деятельности.
4. Достижение воспитательных задач в обучении: создание условий для развития
целеустремленности, трудолюбия и силы воли, формирования стремления к познанию, самостоятельности.

7.

За счёт чего достигается высокий образовательный результат

Эффективность применения данной практики определяется следующими факторами:

  • мотивация ученика, являющаяся решающим условием в реализации творческого потенциала личности;
  • непрерывность поисково-познавательной деятельности: процесс размышления не заканчивается на уроке. Результат должен являться источником новых проблем, которые требуют решения, тогда ребята попадают в обстановку, естественную для исследователя;
  • интегральность - объединение и взаимовлияние учебной и внеучебной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы

8.

Направленность применения

Мотив: поиск эффективных форм и приёмов, направленных на повышение
мотивационных интересов учеников и формирование у школьников исследовательских навыков, способствующих их адаптации в окружающем социуме.

Цель: организация поисково-познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка для повышения мотивации обучающихся к изучению предмета, развития у школьников исследовательской компетенции.

Задачи:

  • разработать авторский модуль применения форм и приёмов поисково-познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка для формирования ключевых компетенций повышения мотивации обучающихся к учению и развития у них исследовательских навыков;
  • разработать сценарии уроков русского языка с применением эффективных форм и приёмов;
  • использовать выбранные формы и приёмы систематически, на каждой ступени образования, адаптируя их согласно возрастным особенностям учащихся.

Формирование исследовательской компетенции у учащихся требует нестандартного подхода к содержанию и организации изучения предмета - применению исследовательского метода обучения. Метод предусматривает организацию поисковой познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. В исследовательском обучении усвоение теоретической темы становится не самоцелью, а средством развития логического мышления, умения добывать информацию при помощи анализа материала и сопоставления имеющихся мнений.

Основные формы и приёмы организации поисково-познавательной деятельности школьников, которые я использую на уроках русского языка (различных его этапах, ступенях образования), представлены в таблице:

Наименование приёмов
деятельности

Обогащение
исследовательского опыта учащихся - формирование исследовательской
компетенции

Примерные задания исследовательского характера

1

«Эмоциональная зарядка»
«Отгадка вам укажет путь»

выдвижение гипотезы умения коротко выразить мысль, и умения соотнести результаты с целями и задачами:
- ведение дискуссии;
- анализ ошибочных интерпретаций;
- доказательство принимаемого решения;
-самоанализ и рефлексия

Эти приемы я использую на первом этапе урока. Их цель - создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу.
«Эмоциональная зарядка»
1. Выразительное чтение хором
«фразы дня» - яркого высказывания, которое подбирается учителем или самими учащимися и является своеобразным эпиграфом урока. Иногда ребята подбирают высказывания, соответствующие их настроению, самооценке и
представляют его своим одноклассникам. Этот этап способствует созданию мотивации, эмоционального настроя у школьников, снимает тревожность и напряжение, что благоприятно влияет на умственную работу детей, на их внутреннюю уравновешенность на уроках и вне уроков.
Если ребёнок подобрал фразу, которая иллюстрирует его эмоциональный настрой (например, «Тот у кого честный образ мыслей и острый ум, тот счастливый» Сократ
«Грусть достаточна сама по себе, но чтобы получить от неё настоящее удовольствие, нужно поделиться ею с другими» Марк Твен), он объясняет свой выбор (в некоторых случаях свои предположения предлагают и одноклассники). Опыт показал, что в такой нестандартной ситуации детям легче высказаться, уменьшается количество конфликтных ситуаций, то есть формируется коммуникативная компетенция. К тому же, самостоятельная работа по подбору тематических или эмоциональных высказываний развивает у ребёнка умение анализировать информацию, выбирать самое важное, выдвигать гипотезы (какое настроение я могу создать у слушателей, что бы мне хотелось услышать, будь я на их месте?)
2. Учащимся предлагается осмыслить текст, записанный на доске и предположить, как он может быть связан с новой, ученикам пока неизвестной, темой урока.
Например, на уроке по теме «Правописание -ться и -тся в глаголах» можно предложить известную фразу Митрофанушки из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»: «Не хочу учиться, хочу жениться». Свободное обсуждение ироничного смысла фразы приводит к противоречию: для чего же она нужна? - и поиску новых идей о проблеме урока.

«Отгадка вам укажет путь»
В начале урока учитель предлагает учащимся загадку (удивительный факт), отгадка которой (ключ для понимания) будет открыта в процессе работы над новой темой. Так, например, при знакомстве с темой «Корень слова» учитель предлагает школьникам ответить на вопрос: «Может ли корень слова состоять из одной буквы?»

2

Постановка проблемных вопросов и поиск решения проблемных ситуаций,
предполагающих выход на новую информацию и допускающих
различные версии

- сбор языкового материала;
- анализ собранного материала;
- ведение дискуссии;
- обобщение и сопоставление фактов;
- работа с научно-популярной литературой, словарями.

Задание. Каковы морфологические признаки слов стекло, печь, зазывала? К какой части речи они относятся? Почему возможны различные ответы на этот вопрос?
Задание. «В русском языке инфинитив может выступать любым членом предложения». Докажите или опровергните это утверждение, используя свои примеры и аргументы.
Задание:«Почему датчанин по происхождению, В.И.Даль, человек энциклопедически образованный, разносторонне одаренный, проявивший себя во многих областях знания, знаменит прежде всего своим «Толковым словарем...»?
Заслонил ли словарь известного писателя, человека разнообразных талантов, с богатой, интересной судьбой? Опровергните или подтвердите формулу «Даль и есть Словарь».

3

«Вопрос на засыпку»

- лингвистический анализ;
- анализ ошибочных интерпретаций;
- отбор необходимых фактов, их сравнение и сопоставление;
- доказательство принимаемого решения;
- работа со словарями

Задание: Дайте ответ на вопрос «В каких условиях врач может быть вруном?», «Что общего между человеком и кораблём?»

4

«С миру по нитке»

- детализация и обобщение материала (выделение из общего частных элементов и наоборот)

Применять данный прием можно двумя способами.
1-й способ предлагает учащимся одному за другим составлять характеристику какого-то языкового явления. Так, вспоминая, что они знают об имени прилагательном, ученики 7 класса говорят:«Отвечает на вопросы какой? чей?», «Обозначает признак предмета», «Имеет степени сравнения», «Делится на разряды», «Изменяется по числам» и т.д. Учитель должен быть готов к тому, что ученики могут не сразу вспомнить самые существенные характеристики, но в ходе уточнений появляются важные детали, которые в итоге учащиеся должны обобщать.
2-й способ предполагает, что учитель сам начинает цепочку, задавая вопрос по определенной теме; ученик, ответивший на вопрос учителя, сам задает вопрос следующему ученику
и т.д.

5

«Согласен - не согласен»

- отбор необходимых фактов, их сравнение и сопоставление;
- доказательство принимаемого решения.

Данная работа происходит в форме диалога: педагог обращается к ученикам или ученики друг к другу с тезисами, которые можно принять или не принять.
Например: «Я утверждаю, что все имена прилагательные имеют краткую форму» - «Не согласен. Относительные и притяжательные имена прилагательные краткую форму не образуют».
Или «Я утверждаю, что имена прилагательные в предложении являются определениями» - «Согласен, но имеется уточнение: в некоторых случаях имена прилагательные выступают как сказуемые».

6

«Знаю - не знаю»

- активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения
субъективно новых знаний;

- развитие аналитического мышления, умения видеть логические взаимосвязи между фактами, устанавливать
закономерности;
- обобщение результатов и формулировка выводов

После знакомства с темой урока каждый учащийся определяет, что он уже знает по теме, чего не знает, что хочет узнать. Например, после сообщения темы урока в 7 классе «Правописание НЕ с деепричастиями» и записи нескольких примеров целесообразно предложить каждому ученику вспомнить, как пишется НЕ с другими частями
речи («что я знаю»), постараться определить, с какой частью речи грамматически сходно деепричастие и что влияет на правописание НЕ с деепричастиями («что я могу узнать»), попытаться сделать вывод о возможном правописании НЕ с деепричастиями («чего я не знаю»), проверить себя по тексту учебника («что я узнал»). Использование этого
приема дает школьникам возможность понять, что незнание преодолимо и наиболее эффективный способ выхода из него - самостоятельный, коллективный поиск.

7

«Старой сказке - новое название»

- установление acсоциаций с ранее изученными, знакомыми фактами, явлениями и с новыми качествами предмета, явления

Задание: «Придумайте новые названия любимым старым сказкам (Например, для сказки «Репка» - «Дружная семейка», «Без мышки никуда», «Один в поле не воин»). Аргументируйте свою позицию.

8

«Пословица всем делам помощница»

- отбор необходимых фактов, их сравнение и сопоставление, обобщение;
- доказательство принимаемого решения.

Задание: «Дайте произведению (тексту) название, выраженное пословицей» или «Подберите к пословице литературные произведения, иллюстрирующие её значение» (Например, для сказки «Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо» - «Кто скоро помог, тот дважды помог» или к пословице «Каков дуб, таков и клин» - произведения
«Обломов», «Война и мир», «Собачье сердце») Аргументируйте свою позицию.

9

«Энциклопедия одного слова»

- работа с источниками информации, отбор необходимых фактов, их обобщение;
- представление результатов своей работы

Схема-план мини-исследования:

1. Слово… и его лексическое(ие) значение (ия).
2. История слова.
3. Слово… и «слова-родственники».
4. Слово… и его синонимы.
5. Слово… и его антонимы.
6. Слово… во фразеологических оборотах.
7. Слово… и слова (сочетания) - рифмы.
8. Слово … в русском фольклоре, в пословицах и поговорках, в загадках, скороговорках, притчах и легендах, приметах и обычаях, в русских народных песнях и сказках.
9. Слов … в названиях произведений классической и современной литературы (поэзия, проза)

10

«Шаг в
лексикографию» (составление мини-словарей)

- использование элементов социологического метода (опрос);
- работа с источниками информации, отбор языковых средств, их обобщение и систематизация;
- видение проблемы в целостности связей и характеристик, установка причинно-следственных связей, поиск новых решений, перенос знания из разных областей для решения проблемы.

Задание: « Составьте лексикон носителя профессии (список профессионализмов и слов профессионального жаргона).
Для выполнения этого задания проведите опрос родственников и знакомых - носителей профессии».
Задание: «Составьте словарь цветописи на основе стихотворений С.Есенина» (используя материалы составленного словаря можно проводить исследование в двух направлениях: определить частотность наименований деревьев (какие деревья чаще всего упоминаются, почему?) или выделить семантическую и стилистическую роль образа дерева).

11

Задания из сферы формирования читательской грамотности в работе с текстом

- формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте (информация, заданная в неявном виде),
предположение информации, не указанной явно в тексте задачи;
- обобщение информации с опорой на дополнительные источники, интерпретация с позиции читателя, оформление собственной читательской позиции.

Задание: После знакомства с притчей «Сорок золотых» учащиеся получают типовые задачи:

Дать ответ на вопрос: о каких трёх условиях говорил королю дервиш? Найти и подчеркнуть предложение, содержащее информацию для ответа на этот вопрос. (условия истинной щедрости:
- давать, не думая о своей щедрости;
- не ждать ничего взамен;
- доверять, не питать в душе подозрений.

Неблагодарное ничтожество! Ты еще ни разу не поклонился мне за мою щедрость, не произнес ни одного благодарного слова. Хотя бы улыбка озарила твое лицо! Ты что же, копишь эти деньги или даешь в рост?)

Подобрать наиболее подходящую к тексту пословицу, аргументировать свою позицию.

Что есть в печи - на стол мечи.
Чем богаты - тем и рады.
Одной рукой собирай, другой раздавай.
Жадность - всякому горю начало.
Жадность - что река: чем дальше, тем шире.
Скупой богач - беднее нищего.

12

Приёмы
фиксирования нужной информации

- анализ различных источников, извлечение из них исчерпывающей
информации, её систематизация и обобщение, усвоение необходимых знаний;
- объективная критическая оценка прочитанного;
- умение ясно выражать свои мысли в письменной форме.

В зависимости от возраста учащихся и образовательных задач используются различные виды работы:
- составление плана прочитанного материала;
- выписка цитат;
- запись переработанного материала: интерпретация исходного текста;
- конспектирование.

13

Работа над выразительным чтением и выразительным пересказом

- выдвижение гипотезы (как следует читать, с какой интонацией, в каком тоне, на каких словах необходимо акцентировать внимание слушателя);
- интерпретация текстов различных жанров и стилей и осуществление их исполнительского анализа;
- осуществление выбора значимого содержания из имеющегося

Основные виды заданий по подготовке:
- упражнения дыхательной («Проколотый мяч», «Вдох-выдох», «На одном дыхании») и артикуляционной гимнастики (произнесение скороговорок, «Пятачок», «Зеркало»);
- задание на мотивацию: «Как вы понимаете следующую русскую пословицу из сборника Владимира Даля: «Вежества не купи, умелось бы говорить»?;
- содержание работы по подготовке чтеца к выразительному чтению или пересказу произведения включает в себя:
1) знакомство с текстом произведения и его автором, обоснование выбора текста для исполнения
2) предварительное выявление основного замысла автора и главной задачи исполнения
3) определение композиции произведения, его смысловых частей
4) анализ отношения автора к изображенной им действительности
5) пробуждение собственного верного и активного отношения к изображенному
6) раскрытие подтекста и поиски средств его передачи (смысловое наполнение ключевых слов и выражений, роль изобразительно-выразительных средств)
7) определение конкретного намерения (словесного действия) и его воплощение в чтении.

- задание на рефлексию: обсуждение - кто подошёл ближе к реализации авторского замысла, как преодолеть недочёты (среднее звено), создание эссе - раскройте смысл высказывания А.П.Сумарокова

«Описываем всё, и чувствие, и страсти,
И мысли голосом делим на мелкие части» (старшее звено).

Приложение

Библиографический список

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2012.
  2. Граник Г.Г. Секреты орфографии: Книга для учащихся 5-7 кл. - М.: Просвещение, 1991.
  3. Кузнецова О.С. Исследовательская работа учащихся по русскому языку. Методическое пособие. - Самара: ИП Кузнецова, 2008.
  4. Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. - М., 2001.
  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под. ред. Е.С.Полат. - М., 201