Конспект урока по чтению по теме «Л.Н.Толстой «Прыжок»

Разделы: Литература, Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: Л.Н.Толстой, Л.Н.Толстой «Прыжок»


Класс: 3.

Цель урока: знакомство с творчеством Л.Н.Толстого.

Задачи:

  • Образовательные: Познакомить детей с рассказом Л.Н.Толстого "Прыжок"; его идейно-смысловым и художественным содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыка чтения; учить думать во время и после чтения.
  • Развивающие: Развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей; развивать устную речь учащихся, развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять.
  • Воспитательные: Воспитывать нормы морали и нравственности, воспитывать взаимоуважение, взаимовыручку, умение работать дружно.

Оборудование:

  • учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова,
  • интерактивная доска SMART,
  • карточки для учащихся.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент.
Установка на работу

Проверяет готовность к уроку.
- Прочитайте и скажите, что мы
делаем на уроках чтения? (слайд 1)

Готовятся к уроку

Настраиваются на урок Саморегуляция

Проверка домашнего
задания

- Какое произведение мы изучали на прошлом уроке? (слайд 2)
Л.Н.Толстой «Акула»
- Кто готов пересказать рассказ?
(слайд 3)

Ученики пересказывают, остальные - слушают, обсуждают ответы.

Учатся оценивать процесс и результат своей деятельности. Формирование умения слушать собеседника.

Речевая
разминка

Проведем речевую разминку. Для чего она нужна? (слайд 4)

Ответы детей. Хором читают чистоговорки.

Умение выражать мысль, слушать одноклассников. Обогащение словарного запаса.

Подготовка к восприятию нового
материала

- Сегодня мы познакомимся с новым произведением Л.Н.Толстого «Прыжок».
Познакомимся с некоторыми словами из текста (слайд 5, 6,7)

Читают, объясняют значение слов.

Обогащение словарного запаса.
Формирование навыков смыслового чтения.

Физминутка

Новый рассказ, как и предыдущий, связан с морем.
Представим, что мы плаваем в море.
Сначала брассом, затем кролем.

Выполняют движения.

Осуществляют профилактику утомления.

Знакомство с произведением

Открыли учебники на с.20.
Чтение рассказа учителем до слов
«Она подпрыгнула к
двенадцатилетнему мальчику…»

Слушают.
- Далее - чтение «по цепочке». Читают.

Учатся действовать по выбранному плану

Работа по содержанию
текста

О чем этот текст (тема текста)?
Почему мальчик залез на мачту корабля? Докажите словами из текста
(слайд 7,8)

Ответы детей.
(О том, как мальчик залез на мачту, но не смог слезть. И как отец ему помог).
Его дразнила обезьяна, сорвала с него шляпу
(с.21).

Учатся анализировать характеры и чувства героев, делиться своими размышлениями, проявлять симпатию по отношению к героям

Умение выражать мысль, слушать одноклассников.

Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Почему?
(слайд 9)

Как находчивость капитана спасла мальчика? Прочитайте (слайд 10)

С.22
Да, отношение окружающих изменилось к происходящему, когда все поняли, что мальчику назад не вернуться. Он может просто разбиться.
Почему капитан заплакал? Он очень испугался за сына.
Чем закончилась эта история? Ответы детей по тексту.

Рефлексия. Самостоятельная работа

У вас на карточках напечатан план.
Посмотрите внимательно и скажите, что надо сделать?
Сделайте это самостоятельно.
Проверим (слайд 11)

Восстановить порядок событий.

Выполняют.
Самопроверка.

Поиск необходимой информации. Умение извлекать актуальную и подтекстовую информацию.
Учатся действовать по выбранному плану, способам самопроверки, взаимопроверки

Итог урока

8. Вам понравился рассказ? Чем? Когда вы переживали за мальчика? Можно ли было избежать этой ситуации?

Ответы детей.
Да, если бы взрослые вовремя остановили мальчика, предусмотрели, что может получиться из этой, казалось бы, смешной ситуации.

Аргументированное изложение своей точки зрения.

Учатся выделять главную мысль, обобщать, строить монологическое высказывание

Почему автор написал этот рассказ? Л.Н.Толстой на примере этого рассказа учит нас не делать необдуманных поступков, учиться управлять собой, своими эмоциями, стараться не замечать насмешек, чтобы не было таких ситуаций.
Значит, главная мысль этого произведения (слайд 12) В сложных ситуациях нужно действовать решительно и находчиво.
Учись управлять собой!

Домашнее задание

с.20-21 пересказ. Сравнить 2 рассказа
«Акула» и «Прыжок»

Записывают.

Удерживают учебную задачу