Сократ заставлял сначала говорить учеников,
а затем уже говорил сам.
Мишель де Монтень
Основная цель современного образования - воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать умение и желание самовоспитания и самообразования.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия.
Формирование универсальных учебных действий в условиях современной школы возможно только при использовании современных образовательных технологий, методов, приемов, в частности, при использовании технологии проектной деятельности.
Проектная деятельность - это образовательная технология, предполагающая решение обучающимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста. Результатом деятельности является проект.
Под проектом понимается самостоятельно разработанное и изготовленное изделие от идеи до ее воплощения, обладающее субъективной или объективной новизной выполнения под контролем и консультированием учителя.
Одной из форм проектной деятельности является литературная гостиная. Литературная гостиная заимствована из салонной жизни Петербурга 19 столетия и отнесена к формам художественно-творческой ориентации.Развитие (и интеллектуальное, и духовное, и коммуникативное) возможно лишь при условии ориентира на психолого-физиологические особенности конкретного возрастного периода. Мы ориентируемся на ведущий тип деятельности подросткового периода - интимно-личностное общение, когда обычно угасает интерес к учебе. Следовательно, урок становится средством, а не целью. Подросток добивается успеха не во взрослой среде, а в микросоциуме среди ровесников; преобладает интерес к групповой деятельности. Литературная гостиная очень удачно удовлетворяет требованиям ведущего типа деятельности, так как цели литературной гостиной:
- информационно-предметная - расширение литературного образования, предусмотренного программой;
- деятельно-коммуникативная - формирование эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, творческими людьми;
- ценностно-ориентационная - усвоение гуманитарного потенциала искусства, формирование мировоззрения.
Существует множество пособий по внеклассной работе по литературе с готовыми разработками сценариев литературных гостиных. Однако следует отметить, что часто происходит подмена методического термина "литературная гостиная" понятием "литературный вечер" или "литературно-музыкальная композиция". Ведь литературная гостиная - более гибкая форма работы, предполагающая: свободное общение на литературном материале; действительное наличие гостей, то есть приглашенных писателей, поэтов, творческих людей, профессиональных читателей-критиков, журналистов; "живой" диалог "на равных".
Важно вернуть исконное понимание термина "литературная гостиная", оживить эту форму работы, осовременить ее, сориентировать на интересы и потребности подростка в социализации, самовыражении и самосовершенствовании.
Педагогическая проблема проекта наиболее ярко прослеживается на основе существующих сегодня противоречий в образовании:
- снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению;
- уменьшением количества часов на изучение литературы, начиная с начальной школы по литературному чтению и новым взглядом на воспитание читателя в начальной школе;
- наличием коллекции лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы и возрастанием числа обучающихся, ограничивающихся чтением литературы только в пределах школьной программы;
- информационной насыщенностью школьных предметов и возможностью их замены на другие информационные ресурсы (Интернет, медиасредства).
Сегодня утрачены или почти забыты традиции семейного чтения, самостоятельного чтения.
Цель проекта «Литературная гостиная» - развивать творческие способности школьников, помогать в самовыражении каждому, стимулировать интерес к духовному богатству России и мировой культуры, развивать эмоциональную сферу ребенка как основы формирования культуры чувств, приобщать к миру искусства, воспитывать эстетический вкус, формировать исследовательские умения и навыки общения в разных ситуациях, познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателей, рассмотреть основные литературоведческие термины (применительно к изучаемым в школе произведениям и произведениям, находящимся вне школьной программы).
Задачи проекта:
- выявление и проектирование оптимальных психолого-педагогических условий, способствующих формированию основ читательской компетенции школьников, развивающих творческое и логическое мышление обучающихся в работе с информацией, формирующие навык осознанного чтения: технологии обучения, методы и приёмы, формы организации деятельности, системы специальных упражнений;
- развитие увлечённости чтением, потребности в регулярном чтении посредством использования разнообразных форм урочной, внеурочной, внеклассной деятельности;
- создание единого читательского пространства на основе взаимодействия: ученик - учитель - родитель - библиотекарь;
- определение путей использования данного проекта в развитии личностного роста обучающих.
К ожидаемым результатам и способам их проверки можно отнести:
- степень активности (посещение, создание своих проектов литературно-музыкальных композиций);
- коммуникабельность через участие в обсуждении и защите своих проектов;
- выступления на сцене;
- совершенствование техники чтения (конкурсы, репетиции).
Этапы проекта «Литературная гостиная» следующие.
- Поисковый. Определение темы. Постановка цели проекта. Формулировка темы должна заключать в себе определенную интригу, как бы приглашать будущих читателей и слушателей принять участие в решении проблемы. Например: «Эгоизм или человеколюбие, корысть или сострадание?» «Доброта спасет мир?» (по произведениям В.Распутина «Уроки французского», Г.Алексин «Безумная Евдокия»).
- Аналитический. Сбор и изучение информации. Построение алгоритма деятельности. Разработка сценария - творчество организаторов. Подготовка групп учащихся. Репетиции.
- Практический. Реклама. Пригласительные билеты. Красочные объявления. Книжные выставки.
-
Презентационный. Создание соответствующего интерьера. Декорации. Костюмы.
Создание эмоционального настроя через интригующее начала, введение музыкальных фрагментов, привлечение интересных людей. - Контрольный. Анализ результатов выполнения проекта. .Момент творчества.
Рефлексия
К 7 классу учащиеся владеют определенными приемами проектирования. Степень участия педагога для 7-8-классников не максимальная. На этапах проблематизации и целеполагания участие по запросу учащихся. При планировании и реализации плана организующая и стимулирующая помощь. В отдельных случаях обучающая помощь. На этапах рефлексии и презентации незначительная помощь, оказываемая в отдельных случаях по инициативе учителя.
Таким образом, проектная деятельность способствует развитию универсальных учебных действий. Регулятивных - при постановке, решении проблемы, познавательных - при извлечении информации, работе с текстами дефиниций, коммуникативных - при поиске решения, защите презентации. Проектная деятельность необходима потому, что способствует развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я - концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации её результатов), развитию информационной компетентности, позволяет сформировать у обучающихся уважительное отношение к мнению одноклассников, воспитывает в них терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные качества.