Литературная гостиная как продукт проектной деятельности школьников. 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7

Ключевые слова: литературная гостиная


Сократ заставлял сначала говорить учеников,
а затем уже говорил сам.

Мишель де Монтень

Основная цель современного образования - воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать умение и желание самовоспитания и самообразования.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия.

Формирование универсальных учебных действий в условиях современной школы возможно только при использовании современных образовательных технологий, методов, приемов, в частности, при использовании технологии проектной деятельности.

Проектная деятельность - это образовательная технология, предполагающая решение обучающимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста. Результатом деятельности является проект.

Под проектом понимается самостоятельно разработанное и изготовленное изделие от идеи до ее воплощения, обладающее субъективной или объективной новизной выполнения под контролем и консультированием учителя.

Одной из форм проектной деятельности является литературная гостиная. Литературная гостиная заимствована из салонной жизни Петербурга 19 столетия и отнесена к формам художественно-творческой ориентации.

Развитие (и интеллектуальное, и духовное, и коммуникативное) возможно лишь при условии ориентира на психолого-физиологические особенности конкретного возрастного периода. Мы ориентируемся на ведущий тип деятельности подросткового периода - интимно-личностное общение, когда обычно угасает интерес к учебе. Следовательно, урок становится средством, а не целью. Подросток добивается успеха не во взрослой среде, а в микросоциуме среди ровесников; преобладает интерес к групповой деятельности. Литературная гостиная очень удачно удовлетворяет требованиям ведущего типа деятельности, так как цели литературной гостиной:

  • информационно-предметная - расширение литературного образования, предусмотренного программой;
  • деятельно-коммуникативная - формирование эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, творческими людьми;
  • ценностно-ориентационная - усвоение гуманитарного потенциала искусства, формирование мировоззрения.

Существует множество пособий по внеклассной работе по литературе с готовыми разработками сценариев литературных гостиных. Однако следует отметить, что часто происходит подмена методического термина "литературная гостиная" понятием "литературный вечер" или "литературно-музыкальная композиция". Ведь литературная гостиная - более гибкая форма работы, предполагающая: свободное общение на литературном материале; действительное наличие гостей, то есть приглашенных писателей, поэтов, творческих людей, профессиональных читателей-критиков, журналистов; "живой" диалог "на равных".

Важно вернуть исконное понимание термина "литературная гостиная", оживить эту форму работы, осовременить ее, сориентировать на интересы и потребности подростка в социализации, самовыражении и самосовершенствовании.

Педагогическая проблема проекта наиболее ярко прослеживается на основе существующих сегодня противоречий в образовании:

  • снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению;
  • уменьшением количества часов на изучение литературы, начиная с начальной школы по литературному чтению и новым взглядом на воспитание читателя в начальной школе;
  • наличием коллекции лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы и возрастанием числа обучающихся, ограничивающихся чтением литературы только в пределах школьной программы;
  • информационной насыщенностью школьных предметов и возможностью их замены на другие информационные ресурсы (Интернет, медиасредства).

Сегодня утрачены или почти забыты традиции семейного чтения, самостоятельного чтения.

Цель проекта «Литературная гостиная» - развивать творческие способности школьников, помогать в самовыражении каждому, стимулировать интерес к духовному богатству России и мировой культуры, развивать эмоциональную сферу ребенка как основы формирования культуры чувств, приобщать к миру искусства, воспитывать эстетический вкус, формировать исследовательские умения и навыки общения в разных ситуациях, познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателей, рассмотреть основные литературоведческие термины (применительно к изучаемым в школе произведениям и произведениям, находящимся вне школьной программы).

Задачи проекта:

  • выявление и проектирование оптимальных психолого-педагогических условий, способствующих формированию основ читательской компетенции школьников, развивающих творческое и логическое мышление обучающихся в работе с информацией, формирующие навык осознанного чтения: технологии обучения, методы и приёмы, формы организации деятельности, системы специальных упражнений;
  • развитие увлечённости чтением, потребности в регулярном чтении посредством использования разнообразных форм урочной, внеурочной, внеклассной деятельности;
  • создание единого читательского пространства на основе взаимодействия: ученик - учитель - родитель - библиотекарь;
  • определение путей использования данного проекта в развитии личностного роста обучающих.

К ожидаемым результатам и способам их проверки можно отнести:

  • степень активности (посещение, создание своих проектов литературно-музыкальных композиций);
  • коммуникабельность через участие в обсуждении и защите своих проектов;
  • выступления на сцене;
  • совершенствование техники чтения (конкурсы, репетиции).

Этапы проекта «Литературная гостиная» следующие.

  1. Поисковый. Определение темы. Постановка цели проекта. Формулировка темы должна заключать в себе определенную интригу, как бы приглашать будущих читателей и слушателей принять участие в решении проблемы. Например: «Эгоизм или человеколюбие, корысть или сострадание?» «Доброта спасет мир?» (по произведениям В.Распутина «Уроки французского», Г.Алексин «Безумная Евдокия»).
  2. Аналитический. Сбор и изучение информации. Построение алгоритма деятельности. Разработка сценария - творчество организаторов. Подготовка групп учащихся. Репетиции.
  3. Практический. Реклама. Пригласительные билеты. Красочные объявления. Книжные выставки.
  4. Презентационный. Создание соответствующего интерьера. Декорации. Костюмы.
    Создание эмоционального настроя через интригующее начала, введение музыкальных фрагментов, привлечение интересных людей.
  5. Контрольный. Анализ результатов выполнения проекта. .Момент творчества.

Рефлексия

К 7 классу учащиеся владеют определенными приемами проектирования. Степень участия педагога для 7-8-классников не максимальная. На этапах проблематизации и целеполагания участие по запросу учащихся. При планировании и реализации плана организующая и стимулирующая помощь. В отдельных случаях обучающая помощь. На этапах рефлексии и презентации незначительная помощь, оказываемая в отдельных случаях по инициативе учителя.

Таким образом, проектная деятельность способствует развитию универсальных учебных действий. Регулятивных - при постановке, решении проблемы, познавательных - при извлечении информации, работе с текстами дефиниций, коммуникативных - при поиске решения, защите презентации. Проектная деятельность необходима потому, что способствует развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я - концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации её результатов), развитию информационной компетентности, позволяет сформировать у обучающихся уважительное отношение к мнению одноклассников, воспитывает в них терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные качества.

Приложение