В современной методической науке можно выделить круг проблем, связанных с чтением, которые уже требуют своего решения:
Каков современный школьник-читатель? Что для него чтение? Какие трудности испытывает он при чтении текста большого объема?
В одной из своих статей Е.С. Романичева приводит слова одного педагога о детях и об их погружении в пространство Интернета: «Они уже там, а мы здесь. Но если мы требуем что-то от детей, мы должны играть на их поле. Это вызов времени, на который мы можем не отвечать, но….» [Цит. по 2, с. 45].
Романичева Е.С. ставит очень жестко вопрос: что делать? «Ломать» ученика? Или же нам, педагогам, выстраивать работу по-иному? Время требует смены методик чтения, использования новых технологий. Одной из технологий, позволяющей освоить текст большого объема является лонгрид. Это не квазитехнология и не квазипонятие. Лонгрид - это текст новой природы. Его появление обусловили:
- рост информации;
- клиповое мышление;
- доминирующая визуальность;
- интеграция текста в цифровой формат;
- пресыщенность длинными текстами.
«Лонгрид (мультимедийная история) - это комбинация текста, фотографий, видео, аудио, графики, инфографики в линейном или нелинейном формате, где каждый из видов интерактивности дополняет другой, не являясь самодостаточным и избыточным…» [1, с.94]. «Лонгрид - это форма подачи большого объёма информации, <…>это хорошо структурированная, <…> обязательно эмоционально вовлекающая история, в которой гармонично сочетаются все мультимедийные составляющие…» [1, с. 98-99]. Таким образом, главным в этой технологии является сочетание и интеграция разных медиа, а также их расположение вокруг следующих элементов: текст, тема, идея.
Сосновская И.В. выделяет следующие принципы применения лонгрида на уроках литературы:
- Тема лонгрида должна быть максимально вовлекающей, интригующей, проблемной, социально и личностно заострённой;
- Лонгрид должен быть хорошо структурирован, адекватно теме и содержанию текста;
- Выбор мультимедийных элементов, из которых будет структурироваться лонгрид, также должен быть адекватен тексту, его пафосу, содержанию и теме. Каждый элемент должен раскрывать и дополнять смысл, заложенный в художественном произведении;
- Связки и переходы между частями (кадрами) лонгрида и мультимедийными вставками должны быть хорошо продуманы;
- Драматургия лонгрида должна выстраиваться на основе заложенного в теме конфликта или интриги. Если в истории нет проблемы и нет сюжета, который бы рождал интерес, то пробудить мотивацию к творческому чтению и перечитыванию текста сложно;
- Любой лонгрид - это расширение, интерпретация исходного текста. Учитель или ученик становятся даже не соавторами, а авторами - создателями своей «истории». В связи с этим необходимо помнить о векторе возможных интерпретаций в соотношении с интенцией автора [3, с. 188].
Для лонгрида по роману «Преступление и наказание»мы используем тему, предложенную Сосновской И.В. Тема звучит так: «Когда идеи правят миром?». Эта тема неожиданна, неочевидна, интересна для подростков, предполагает проекцию на собственное мнение. Кроме этого, тема достаточно серьёзна, поскольку современный подросток через художественное произведение преломляет её в социальном и этическом ключе.
Сосновская И.В. отмечает, что после определения темы этап подготовки к разметке текста является важнейшим. На этом этапе выявляются основные ступени, опорные точки лонгрида, которые направляют читательскую и творческую деятельность читателя-подростка. Учитель должен предложить вопросы, которые должны стать ориентирами в тексте именно по этой теме и помогут сделать разметку. Сосновская И.В. обращает внимание на то, что вопросы и задания могут быть «косвенными, рефлексивными, творческими, наводящими на тему, приоткрывающими те или иные её грани». Мы предлагаем следующие вопросы и задания:
- Что такое идея? Какие бывают идеи? Может ли идея являться причиной преступления и причиной последующего разочарования? Какие идеи «витали в воздухе»?
- Родион Романович Раскольников - герой- идеолог. (Герой является носителем определенной идеи. Идея становится одним из предметов изображения в произведении. Взгляды героя, его теория проходят проверку жизнью, которая обнаруживает, что жизнь - с её многообразием, особой мудростью - никогда не подлежит рассудочным схемам). Кто же Раскольников: бунтарь, идеалист, нигилист, террорист, революционер? Как в идеях Раскольникова воплотился мотив «горя от ума»? А может, Раскольников безумец? Человек с раздвоенной психикой?
- Какие теории разумны, а какие безумны?
- Что означает выражение «разрешение крови по совести». Как его смысл связан с образом Раскольникова?
- В чём сущность теории Раскольникова, изложенной в его статье? Как Раскольников обосновывает «право на преступление»? Как понять выражения «я принцип убил» и «я себя убил»?
- Убийство в благих целях оправдано? Если преступление - это попытка доказать что-то прежде всего себе, то каков смысл преступления Раскольникова?
- Какое наказание должно быть за убийство? Как наказан Раскольников?
- Допустимо ли совершить преступление в каких-то определённых условиях? Где грань аморальности? Кто судья? Как будет выглядеть мир после преступления, на ваш взгляд? Что изменилось бы?
- Какие обстоятельства жизни нас меняют сильнее всего? Какие странности и эксцентричности наблюдаются у Раскольникова? Какие есть у тебя? Каковы лучшие способы избавления от стресса и депрессии?
- Как в теории Раскольникова трансформируется идея нового Мессии, Спасителя человечества?
- Как в образе Раскольникова воплотилась теория Ницше о сверхчеловеке?
- Как теория Раскольникова нашла реальное воплощение в истории человечества в XIX, XX, XXI веках?
- Что ты думаешь о добре и зле? Стоит ли жить по правилам или можно их нарушать? Как сделать мир лучше, чем он есть сейчас?
Школьник, ориентируясь на эти вопросы и задания, обращаясь к тексту, выбирает те эпизоды, из которых и вырастет его лонгрид. Это и есть разметка текста.
Следующий шаг - монтаж, т.е. собирание и структурирование материала в лонгрид, в котором все сюжетные моменты будут располагаться в определённой последовательности и скрепляться связками разного медийного и мультимедийного характера. И.В.Сосновская уточняет, что в лонгриде действует закон «сильных позиций»: начало текста и его конец. Начало - это тот момент, который «цепляет» школьника-читателя. Конец должен стимулировать к рефлексии читателя.
Нами выбран способ построения лонгрида по хронологии. Лонгрид похож на фильм, «в котором каждый кадр связан с последующим».
Лонгрид обязательно должен включать в себя разные средства визуализации. Какие мультимедийные вставки рекомендуется использовать: гиперссылки, цитаты, фотографии, интерактивные фото, инфографику, аудио, видео, подкасты. Сосновская И.В. отмечает, что подобные вставки - «это тоже своеобразные «крючки», цепляющие внимание школьников и стимулирующие интерес, эмоции и мысли». Например, по теме «Когда идеи правят миром?» мы предлагаем следующие:
- просмотр видеофрагмента из фильма «Статский советник» (эпизод с террористическим взрывом);
- гиперссылка «Терроризм в царской России 2-й половины XIX»;
- интервью с кандидатом исторических наук об исторических причинах возникновения терроризма;
- интервью со священником о трансформации библейской идеи Мессии, Спасителя человечества;
- подкаст в прямой трансляции (И.Волгин, Татьяна Касаткина, Борис Тихомиров, Александр Кабаков в передаче «Игра в бисер»);
- коллективный творческий пересказ (с изменением лица рассказчика) по теме: «Поединок между Порфирием Петровичем и Раскольниковым». Инсценировка (Рассказ Порфирия Петровича: « Я хотел спасти Раскольникова». Рассказ Раскольникова «Порфирий Петрович хотел поймать меня»);
- стенограмма допросов Раскольникова;
- фоторепортаж с места преступления;
- карта передвижения Раскольникова;
- создание дневника настроения героя;
- включение других текстов (стихотворение В.Кузнецова «Раскольников. Санкт-Петербург»), цитаты о Ф.М.Достоевском;
- кинофрагменты различных экранизаций романа «Преступление и наказание»;
- скриншоты страницы отзывов об экранизациях романа.
Во время демонстрации интервью на экране всплывают ссылки, открывающие богатый интертекст романа и поясняющие теорию Раскольникова: Ликург, Магомет, Наполеон, Ницше, Гитлер, Муссолини.
Таким образом, в процессе чтения романа «Преступление и наказание» ученики создают собственный текст «новой природы» - лонгрид, в рамках которого они привычно сочетают линейные текстовые фрагменты и мультимедийные вставки. Лонгрид, как справедливо отметила Сосновская И.В., это технология вовлечения в чтение и сотворчество.
Список литературы
- Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство - СПб, 2001.- 703 с.
- Современная методика преподавания литературы: стратегии развития. XXIV Голубковские чтения: Материалы международной научно-практической конференции, 24-25 марта 2016г. / Отв. ред. В.Ф.Чертов. - М.: Изд-во «Экон-Информ», 2017. - 152с.
- Сосновская И.В., Сосновский И.З. ресурсы технологии лонгрид в литературном образовании // Педагогический ИМИДЖ. Раздел: Педагогические науки. 2021. №2 (51). С. 183-197.