Литература
-
Интегрированный урок по теме "Изображение эпохи XVI века через исторические личности, в событиях, литератууре и языке" 2012
В ходе работы учащиеся знакомятся с выдающимися личностями эпохи XVI века, системой управления, его бытом и нравами. На уроке ученики показали знания истории, литературы и английского языка, а также продемонстрировали умения анализировать незнакомый текст и сценическое искусство.
-
Развитие монологической речи учащихся на уроках литературы как средство формирования коммуникативной компетентности (обобщение опыта) 2012
Проблема развития устной речи школьников приобретает все большее общественное значение, так как речь является убедительным показателем духовной культуры личности. Развивать устную речь учащихся - значит способствовать тому, чтобы она была более точной, выразительной и образной. Основная цель учителя-словесника - научить школьника монологической речи, мотивируя его на активное речевое осмысление текста через проблемное обучение.
-
Литературно-музыкальная композиция "Строка, оборванная пулей" 2012
Материал данной работы можно использовать для проведения вечера памяти или классного часа. Автор включает в сценарий различные формы работы детей: чтение стихов, инсценирование, вокальное исполнение. Все это вызывает интерес и формирует внимание к важной проблеме памяти, воспитывает чувство патриотизма.
-
Интегрированный урок литературы "Читая С.Т. Аксакова…" 2012
На уроке обобщаются полученные во время экскурсии по аксаковским местам г. Уфы знания о личности писателя. Акцентируется внимание на глубоком чувстве любви к родному краю через восприятие и описание С.Аксаковым природы родного края. Учитель показывает единство "Очерка зимнего дня" С.Аксакова, картин М.Нестерова и пьес П.Чайковского в освещении темы родины. У учащихся развивается чувство патриотизма через эмоциональное восприятие красоты родного края.
-
Информационные технологии на уроках татарской литературы 2012
На уроке даются краткие сведения об известном лыжнике Ф.П. Симашове, на его примере в детях воспитывается любовь к спорту, трудолюбие, стремление к победе, достижению высоких результатов. Полученные знания развивают диалогическую, монологическую речь, общую культуру учащихся и воспитывает уважительное отношение к спорту.
-
Тема урока: "Пушкинское «Лукоморье». Сравнение народной сказки с литературной сказкой А.С. Пушкина" 2012
Известно, что свои литературные сказки А.С. Пушкин создавал на основе устного народного творчества. Как можно организовать работу на уроке, чтобы дети не только услышали о связи русских народных и пушкинских произведений, но и сами в результате исследований пришли к такому выводу.
-
Заочная экскурсия по памятным местам "Михаил Васильевич Ломоносов: годы учебы в Германии" 2012
Материал может использоваться как на уроках литературы при знакомстве с биографией М.В. Ломоносова, так и на внеклассных мероприятиях, посвященных личности великого русского ученого.
-
Павел Петрович Кирсанов и княгиня Р. (Анализ эпизода романа И.С. Тургенева "Отцы и дети") 2012
Учащиеся совершенствуют навыки знаний о романе И.С. Тургенева "Отцы и дети", его идейном содержании. Развивают умения анализировать эпизод, определять его место в образной структуре произведения и значение в осмыслении авторской идеи, обнаруживать связь между эпизодом как самостоятельным фрагментом текста и произведением в целом.
-
Внеклассное мероприятие, посвященное 100-летию со дня рождения В.А. Каверина 2012
Урок посвящен творчеству В.А. Каверина. Учащиеся узнают о родном городе писателя и наиболее известном его произведении «Два капитана».
-
Литературная игра "Карающий смех Гоголя" по комедии "Ревизор" 2012
Литературная игра "Карающий смех Гоголя" по комедии "Ревизор" - это урок обобщения и систематизации полученных знаний, проводится после изучения комедии и просмотра спектакля в Малом театре. Игроки делятся на две команды и в каждой сами выбирают капитана. Капитаны тянут задания для своих команд, участвуют в конкурсе капитанов, назначают участников для ответа после обсуждения задания. Задания сгруппированы в 7 блоков.
-
Основная тема стихотворения "Крестьянские дети" и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам 2012
Цель урока: выявление значения крестьянской темы в творчестве Н.А. Некрасова, особенностей композиции стихотворения и её роли в реализации художественной идеи произведении; формирование навыков выразительного чтения и чтения по ролям; формирование нравственно-эстетических представлений в ходе выявления лексического значения слов: вирши, обаяние, "низкого рода люди", нега, вестимо и др.
-
Урок литературы "История жизни и смерти Натальи Савишны" (по повести Л.Н. Толстого "Детство"). 7-й класс 2012
На уроке изучается 13-я глава повести Л.Н. Толстого "Детство". Учащиеся знакомятся с творчеством писателя, учатся извлекать нравственные уроки из классической литературы.
-
Система активизации нравственного развития школьников на основе УМК по литературе "Вокруг тебя мир". 6-й класс 2012
Сегодня нравственное воспитание учащихся предполагает системное формирование нравственной культуры школьника. Системное формирование нравственных качеств личности накапливает моральные знания, развивает социальное мышление, обогащает эмоциональный опыт ребенка переживаниями, способными разбудить самые высокие чувства, формирует духовные потребности и развивает способности к проявлению в поведении лучших качеств личности.
-
Урок литературы в старших классах. Тема: "Укрощение строптивой – вечный сюжет" 2012
Материалы этого урока можно использовать для учащихся 9–11 классов. Урок предназначен не только для того, чтобы расширить кругозор учащихся, но и показать, что современные технологии держатся на том, что уже было когда-то создано. Что сюжет произведения эпохи Возрождения, несмотря на столетия, до сих пор актуален.
-
Открытый урок литературы. 11-й класс. Тема: "Живу я в лучшем из миров…" (по творчеству В.С. Высоцкого) 2012
Цель урока: анализ творчества В.С. Высоцкого. Первая часть: лекция-беседа, в которой анализируется тематика и проблематика лирики поэта (на материале сборника «Нерв»). Вторая часть урока имеет творческий характер: учащиеся демонстрируют свои способности (сочиняют сказку-быль о В.Высоцком, демонстрируют свои рисунки и слайды, касающиеся поэтической и актерской деятельности В.Высоцкого).
-
"Да, это искусство. Ведь это всё равно, что поймать луч…" Рассказ А.Грина "Победитель". 6-й класс 2012
Урок посвящен изучению рассказа А.Грина "Победитель". В произведении знаменитого писателя ставятся важнейшие нравственные вопросы, актуальные для развития личности школьника. Проблема выбора, достойного имени человека, проблема истинного и ложного искусства не могут оставить равнодушными современного читателя.
-
Интегрированный урок по творчеству Л.Н. Толстого. 10-й класс 2012
Творчество Л.Н. Толстого вызывает одновременно интерес и трудность понимания у человека XXI века. Приемы объединения, сопоставления и резюмирования различных по изобразительно-выразительным и языковым средствам источников: художественного текста, живописного изображения, мемуаров, историко-художественного исследования помогают ученикам представить иную эпоху, понять в сравнении особенности языка разных видов искусства.
-
Тесты на определение средств художественной выразительности и стихотворных размеров 2012
Представленные 6 вариантов тестовых заданий к урокам литературы в 8-9 классах на проверку у учащихся умений определять средства выразительности и стихотворный размер позволяют проводить контрольные и тренировочные упражнения в рамках урока повторения и закрепления изученного материала.
-
Обобщающий урок в форме литературной игры по творчеству Н.В. Гоголя для 6-го класса "Мои мысли, мое имя, мои труды будут принадлежать России" 2012
Литературная игра стала итогом изучения повестей Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница" и "Ночь перед Рождеством" в 6-м классе и была проведена в канун 200-летия писателя. Учащиеся самостоятельно выбирали понравившиеся эпизоды из повестей Н.В. Гоголя для постановок, внимательно изучали повести на предмет деталей быта, учили отрывки из повестей наизусть, подбирали музыку. Игра подразумевает знание биографии писателя, знание персонажей повестей и ключевых событий.
-
Урок литературы по теме "Анализ эпизода драматического произведения на материале сцен 21 и 22 из III-го действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»". 9-й класс 2012
Урок «Анализ эпизода драматического произведения (на материале сцен 21 и 22 из III действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)» раскрывает зависимость правильного понимания идеи драматического произведения от умения анализировать его ключевые эпизоды. На протяжении урока проводится параллель между литературным произведением и его постановкой на сцене. Ученики работают над литературоведческими терминами "гротеск" и "градация".
-
Материалы к уроку литературы в 11-м классе "Поэтическое сердце России" (по творчеству Сергея Есенина) 2012
В статье даны адресаты любовной лирики С.Есенина: Анна Сардановская, Анна Изряднова, Лидия Кашина и др. К материалам прилагается презентация, где обозначены портреты указанных женщин и поэтические строки Есенина, посвященные им.
-
Сравнение Андрея Болконского и Родиона Раскольникова 2012
Цели урока: систематизация и закрепление знаний по романам «Война и мир» и «Преступление и наказание»; расширение кругозора; закрепление знаний по истории; развитие способностей анализа и синтеза; развитие умений и навыков анализа текста; развитие речи, памяти, логики; подготовка к написанию сочинения.
-
Урок литературы "Россию, родину, родной край боготворит поэт в стихах". 7-й класс 2012
В последнее время перед школой и обществом остро стоит проблема патриотического воспитания подрастающего поколения. Урок поможет учащимся больше узнать о своем родном крае, в том числе и малой родине – Зимовниковском районе. На уроке используются стихи поэтов разных поколений (стихи учащихся школы), посвященные родине, России.
-
Урок-игра по сказкам А.С. Пушкина. 5-й класс 2012
В ходе урока в игровой форме учитель проверяет знание учащихся сюжета сказок, деталей, устаревших слов, умение работать в группе.
-
Урок литературного чтения по теме «И.З. Суриков "Зима"» 2012
Урок литературного чтения учит учащихся видеть в лирическом стихотворении образные средства языка (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения), помогает создать образ русской зимы.
-
Урок по повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» 2012
Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя; развивать критическое мышление, воображение учащихся; обучить учащихся умению анализировать эпическое произведение; воспитывать нравственность и чувство уважения к классической литературе; уважение к пожилым людям.
-
Урок литературы по теме «Образ маленького человека в повести Н.В. Гоголя "Шинель"» 2012
Цель урока: раскрыть образ "маленького человека"; провести идейно-тематический анализ произведения; выработать навыки определения характера главного героя повести "Шинель".; создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся; способствовать формированию аналитического мышления и навыков сравнения, обобщения; прививать интерес к поисковой работе.
-
Урок литературы по теме "Дитя неведомой страны" (образ главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри") 2012
Цель урока: провести идейно-тематический анализ лирического произведения;выработать навыки определения характера главного героя поэмы "Мцыри"; создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся; способствовать формированию аналитического мышления и навыков сравнения, обобщения; прививать интерес к поисковой работе.
-
Сценарий торжественного мероприятия "День Победы" 2012
Представленная работа посвящена знаменательной дате в истории нашей страны - Победе в Великой Отечественной войне. Основная идея данной работы дать возможность студентам прочувствовать атмосферу военного времени, героизм и самопожертвование в ВОВ, значимость завоёванной Победы не только для Советского союза, но и для мира в целом.
-
Внеклассное чтение по русской литературе. Рассказ И.П. Подколодного, С.В. Стрельникова «Исполнение желаний» 2012
Цель урока: познакомить учащихся с современным рассказом, подвести к мысли, что ничего просто так человеку в жизни не дается; создать ситуацию, при которой возникает необходимость обращаться к словарям; учить выделять главное, делать выводы на основе логического мышления.