Цели урока:
- познакомить учащихся 5-х классов с некоторыми фактами биографии американского писателя О. Генри;
- проанализировать рассказ О. Генри «Вождь краснокожих» с точки зрения использования художественных приемов для создания эффекта комического.
Данный урок проводится после ознакомления учащихся с юмористическими рассказами А.П.Чехова («Лошадиная фамилия», «Толстый и тонкий», «Пересолил»).
В первой части занятия школьники вспоминают те художественные приемы, которые использует Чехов в своих ранних произведениях.
Основная часть урока посвящена ознакомлению ребят с некоторыми страницами жизни современника Чехова, американского писателя-юмориста О. Генри и анализу его рассказа «Вождь краснокожих».
Для того, чтобы работа над произведением была более плодотворной и интересной, в ходе урока привлекается не только текст рассказа, но и иллюстрации к нему, фрагмент из художественного фильма «Деловые люди», снятого по мотивам этого произведения. Во время анализа рассказа учащиеся показывают не только хорошее знание его содержания, но и умение находить цитаты, анализировать их с точки зрения использования автором различных художественных приемов для создания комического эффекта. В заключительной части урока учащимся предлагается разгадать кроссворд, составленный по рассказу «Вождь краснокожих». В качестве поощрения после уроков ребята приглашаются в видеозал на просмотр художественного фильма «Деловые люди».
На протяжении всего урока школьники делают записи в тетрадях по литературе, а дидактический материал с новыми словами, незнакомыми именами, понятиями и т.д. в конце урока раздается учащимся для пополнения «Копилки литературного эрудита». В конце учебного года на последнем уроке литературы все материалы, накопленные в «Копилке…», включаются в итоговую викторину.
В качестве домашнего задания учащимся предлагается написать короткий юмористический рассказ с использованием художественных приемов.
Ход урока
На прошлом уроке мы говорили о рассказах А. П. Чехова. Все эти рассказы – юмористические. А что такое юмор?
Юмор – в искусстве – изображение чего-либо в смешном виде; в отличие от сатиры юмор не обличает, а беззлобно и весело вышучивает какие-либо жизненные явления, человеческие пороки и т.д.
Первые рассказы Чехова были юмористическими, и подписывал их молодой писатель по-разному и всегда необычно.
Как называется вымышленное имя или фамилия, под которым автор издает сове произведение?
– Псевдоним – (с греческого – «ложно именуемый») – вымышленное имя, фамилия, заменяющие собой подлинные в печати, на сцене и т.д.
Вспомните, какие псевдонимы Чехова вы знаете?
– Антоша Чехонте, Человек без селезенки.
А вот еще несколько псевдонимов Антона Павловича:
– Врач без пациентов, Брат моего брата, Гайка №5, Гайка №6, Грач, Крапива, Шампанский и др.
А однажды письмо своему брату Чехов подписал совсем уж необычно: "Ваш Шиллер Шекспирович Гете".
А какие юмористические рассказы Чехова вам запомнились?
Все эти рассказы очень небольшие по объему. Вот что писал Антон Павлович незадолго до своей смерти Ивану Алексеевичу Бунину, который тогда лишь начал свой путь в литературе:
"Вам хорошо теперь писать рассказы, все к этому привыкли а это я пробил дорогу к маленькому рассказу, меня еще как за это ругали...Требовали, чтобы я писал роман, иначе и писателем нельзя называться."
Какие приемы для создания эффекта смешного использует Чехов в своих рассказах?
- гипербола
- смешные фамилии
- несоответствие
Очень часто даже названия рассказов Чехова интригуют, заинтересовывают читателя.
В качестве примера можно назвать рассказ «Пересолил».
Вспомните, о чем это произведение?
Как вы думаете, легко ли писать коротенькие рассказы?
Над рассказом «Пересолил» автор работал целых пять лет!
А сегодня мы будем говорить о писателе, жившем в одно время с Чеховым, но на
другом половине земного шара.
Слово о писателе.
УИЛЬЯМ СИДНИ ПОРТЕР родился в маленьком городке ГРИНЗБОРО, в СЕВЕРНОЙ КАРОЛИНЕ в семье доктора и был воспитан теткой, так как мать его очень рано умерла. После занятий в школе он работал посыльным в аптеке своего дяди, затем стал учеником фармацевта. А потом были годы в поисках работы, перемены профессии, пока, наконец, он не обрел душевный покой и ежемесячное жалованье бухгалтера маленького банка.
Все, казалось бы, наладилось: он был женат, у молодой семьи появилась маленькая чудесная дочурка Маргарет.
Но счастье длилось недолго. В кассе банка обнаружилась недостача крупной суммы денег, Уильям был обвинен в растрате , на милосердие суда рассчитывать
Не приходилось, и он, оставив жену и маленькую дочку, пустился в скитания. Сначала он переезжал из города в город, скрываясь под разными именами, а потом для верности махнул через мексиканскую границу.
Начались скитания по чужбине, встречи с очень разными людьми. И неизвестно, сколько бы это продлилось, если бы однажды до Уильяма не дошло известие о тяжелой болезни жены. Он тут же вернулся домой, но ничем помочь своей жене уже не мог. Она умерла. А Уильям Портер Сидни был тут же арестован, и суд приговорил его к 5 годам тюремного заключения.
Единственное, что у него оставалось в жизни – дочь, которую воспитывали родные и которая знала, что ее папа уехал далеко и надолго, но вернется когда-нибудь, как он ей обещал в своих письмах.
Уильям сидел в тюрьме, а приближалось Рождество – праздник, которого все дети очень ждут и верят, что любые их желания обязательно исполнятся , что , проснувшись утром, они непременно найдут подарок от Санта Клауса. А его маленькой Маргарет подарка не будет, потому что ее папа в тюрьме и у него нет денег даже на самый скромный подарок.
И тогда Уильям вспомнил, что когда-то он писал неплохие юмористические рассказы и даже печатал их в газете.
«Почему бы не попробовать опять?» – подумал он. И теперь он стал жить одной мыслью написать рождественский рассказ, послать его в журнал и заработать деньги на подарок.
«Рождественский подарок Свистуна Дика» – так назывался этот рассказ. Он был напечатан. Автор, оставшийся неизвестным редакции, получил гонорар. А у маленькой Маргарет был настоящий праздник: в день рождества она получила подарок от Санта Клауса.
Арестант, написавший рассказ, подписал его именем «О. Генри» Это было первое имя, пришедшее ему в голову, и он не заботился о выборе псевдонима, ибо не рассчитывал не только на бессмертие, но и на прижизненную славу.
Но у Судьбы много сюрпризов. Читатели заметили автора со скромным именем О. Генри, и, когда он через два года появился в редакции журнала, ему был предложен договор: писать каждую неделю по рассказу.
Всего О. Генри написал 273 рассказа и один роман.
Мы сегодня познакомимся с рассказом, который называется «Вождь краснокожих».
Когда вы впервые прочитали название этого рассказа, как вы подумали, о чем он может быть?
– Это мог быть рассказ об индейцах, их традициях и нравах.
А в действительности, о чем идет речь?
– Рассказ о том, как два мошенника похитили 10-летнего сына одного богатого человека.
Казалось бы, страшное дело – похищение ребенка. А мы, читая рассказ, смеемся.
В чем же дело? Какие юмористические приемы использует автор?
– Юмористический эффект достигается при использовании такого приема, как несоответствие.
Приведите примеры несоответствия в рассказе.
– О. Генри пользуется и таким приемом, как гипербола. Найдем примеры использования гипербол.
Своеобразием рассказов О. Генри является то, что в сюжетах всегда есть какой-то необычный ход, неожиданность. Какие неожиданности сюжета встречаются читателям в рассказе «Вождь краснокожих»?
Приводятся примеры из текста.
Хороший читатель непременно обратит на то, что очень необычен и вызывает улыбку язык рассказа. Особенно любит О. Генри неожиданные юмористические сравнения. Найдите в тексте примеры таких сравнений.
Для того, чтобы лучше представить героев рассказа, просмотрим фрагмент художественного фильма «Деловые люди», снятого по мотивам этого произведения О. Генри.
Просмотр фрагмента кинофильма.
Чтобы хорошо понять, каков по характеру главный герой рассказа, перечитаем его «тронную речь».
Что делает ее смешной?
Еще один прием, по которому очень легко узнать рассказы О. Генри, – это неожиданный, непредсказуемый финал.
Итак, подведем итоги:
Какие же приемы использует в своих рассказах О. Генри?
- гипербола
- несоответствие
- юмористические сравнения
- неожиданные повороты сюжета
- непредсказуемый финал
Думаю, что у вас появилось желание прочитать и другие рассказы О. Генри.
А теперь проверим, насколько вы внимательно читали рассказ «Вождь краснокожих». Я предлагаю вам разгадать кроссворд по рассказу, и если вы справитесь с этой задачей, то после уроков приглашаетесь в видеозал на просмотр фильма, снятого по рассказу О. Генри.
Домашнее задание. Написать короткий юмористический рассказ с использованием ххудожественных приемов.
Список использованной литературы, видеоматериалы:
- О. Генри. Новеллы. М., 1988.
- www.2day.ru/4854-show.asp
- www.vedu.ru/BigEncDic/enc_searchresult.asp?S=43492
- www.krugosvet.ru/articles/64/1006487/1006487a1.htm
- Словарь иностранных слов. М., 1988.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка, М., 1972.
- Краткий словарь мифологии и древностей. Калуга, 1993.
- «Деловые люди», 1962 г., режиссер – Л. Гайдай.