Цель: научить сопоставлять образы стихотворений, выделяя общее и различное в авторских позициях; развивать внимательное отношение к слову, умение определять авторские чувства в лирическом произведении и прослеживать их смену; воспитывать чувство любви к родине, бережное отношение к её природе и культуре.
Задачи: расширять словарный запас учащихся, совершенствовать монологическую речь, навыки самостоятельной и групповой работы.
Оборудование: оформленная доска, учебник Коровиной В.Я. «Литература. 5 класс» 2 часть, репродукция картины В.М. Васнецова «Алёнушка» (или слайд с репродукцией); 5 школьных толковых словарей.
Ход урока
1. Оргмомент: (приветствие, постановка цели и задач, актуализация знаний)
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Они пришли взглянуть на то, каких успехов вы добились в изучении литературы, заканчивая пятый класс.
В этом году на уроках литературы мы с вами говорили о поэзии, её особенностях, читали стихотворения о природе и о родине поэтов 19 и 20 веков, пытались их анализировать.
Сегодня мы продолжим разговор о поэзии. Я предлагаю вам на этом уроке прочитать, проанализировать и сопоставить два стихотворения: «Алёнушка» Д. Кедрина и «Алёнушка» А. Прокофьева. Давайте запишем тему урока в тетради.
(Запись темы урока.)
Это будет наш первый опыт сопоставления, значит, чему должны научиться? Что значит сопоставить?
(Сравнить, найти общее и различия. Сопоставить – сравнивая, соотнести друг с другом для получения какого-нибудь вывода. Толковый словарь. С.И. Ожегов, Н.Ю.шведова.)
Но мы будем сравнивать не изображения, а произведения словесного творчества, значит, к чему необходимо присматриваться внимательнее?
(Присматриваемся к слову и его значению, именно словами изображённые картины мы представим и сопоставим)
Ещё важно, что мы будем сравнивать лирические произведения. Давайте вспомним, что отличает лирические произведения от произведений других родов литературы? Что изображается в лирике?
(Мысли и чувства автора, героев)
Как вы думаете, почему эти стихотворения можно сопоставить?
(Одинаково называются)
Можно предположить, что образ Алёнушки будет описан авторами одинаково. Тогда зачем сравнивать?
(Выяснить чувства, авторскую позицию одного и другого поэта)
2. Беседа:
Вспомните произведение, в котором впервые появился образ Алёнушки?
(Народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
Какой вам представляется героиня сказки? Какова её внешность? Характер?
(Простая русская красавица, скромная девушка, с русой косой, в сарафане в цветочек или каком-нибудь ярком, в белой рубашке, в платочке, в лаптях, трудолюбивая и заботливая)
3. Выразительное чтение стихов:
Давайте прочитаем выразительно стихотворения поэтов. Слушайте внимательно и постарайтесь ответить на вопрос: Какова Алёнушка у каждого из поэтов?
(Читают в учебнике или наизусть подготовленные дети)
См. Приложение 1
Итак, какой вы представили Алёнушку у разных поэтов? Какая вам больше понравилась?
(Ответы учащихся)
4. Словарная работа:
А теперь попробуем проанализировать. Сначала выясним значения непонятных слов. (Слова записаны на доске, детям раздаю толковые словари с закладками или карточки с выписанными из словаря С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой словарными статьями)
Вотчина – на Руси до 18 века: родовое наследственное земельное владение.
Околица – 1. Изгородь вокруг деревни; вообще край деревни. 2. Место вокруг селения, рядом с ним, окружающая местность.
Лихой (Лихая сила) - приносящий беду, злой, тяжкий.
Ряска – водяное травянистое растение, имеющее форму мельчайших зелёных пластинок и образующее сплошной слой на поверхности стоячей воды.
Багульник – вечнозелёный болотный с одурманивающим запахом кустарничек семейства вересковых.
Нетленный – никогда не исчезающий, вечный.
Омут – 1. Водоворот на реке, образуемый встречным течением. 2. Глубокая яма на дне реки, озера.
(Ребята читают лексические значения, у многозначных слов выбирают наиболее точные, уточняют смыслы в сочетании с другими словами в стихотворных строках, некоторые записывают)
5. Работа в парах:
Сейчас я предлагаю вам самостоятельно в парах проанализировать некоторые строфы по вопросам. Потом мы обобщим, вместе построим схему на доске и в тетрадях и сформулируем выводы.
(Раздаю карточки с вопросами, прошу подписать свои фамилии на обороте, свои мысли, наблюдения, выводы записать на карточках))
1 карточка.
Какие образы, слова создают ощущение покоя, тихого и спокойного места?
(По первым строфам стихотворений)
«Алёнушка» Д. Кедрина | «Алёнушка» А. Прокофьева |
|
|
2 карточка (а)
По стихотворению А. Прокофьева. Прочитайте 2 строфу.
Что вы видите? Какую картину представляете? |
Для чего её рисует поэт? Что пытается нам передать? |
|
|
2 карточка (б)
По стихотворению Д. Кедрина. Прочитайте 2 строфу.
Что вы видите? Какую картину представляете? |
Какое чувство, настроение рождается у читателя? |
|
|
3 карточка (а)
Какие слова помогают передать чувство тревоги, опасности?
«Алёнушка» Д. Кедрина (2 строфа) |
«Алёнушка» А. Прокофьева (3 строфа) |
|
|
3 карточка (б)
По стихотворению А. Прокофьева. Прочитайте 3 строфу.
Какие образы противопоставляет автор? Как показывает борьбу жизни и смерти?
4 карточка (а)
По стихотворению Д. Кедрина. Прочитайте 3 строфу.
Какими словами поэт говорит о продолжении жизни? Какой он рисует родину?
4 карточка (б)
По стихотворению Д. Кедрина. Прочитайте 4 строфу.
Какие чувства испытывает лирический герой? Что вспоминает?
4 карточка (в)
Какие строки стихотворений говорят о течении времени, смене поколений, продолжении жизни? (по 3 и 4 строфам)
«Алёнушка» Д. Кедрина |
«Алёнушка» А. Прокофьева |
|
|
5 карточка
Какова Алёнушка?
У Д. Кедрина |
У А. Прокофьева |
Общее |
|
Различия |
Различия |
(Дети обсуждают 5 минут.)
6. Обобщение (по вопросам карточек) и составление схемы на доске и в тетрадях:
Какие образы, слова создают ощущение тишины и покоя?
(Пруд, заглохший, затянутый ряской, даёт ощущение одинокого места, где редко бывают люди. Тростник чуть шумит, и появляется сказочный образ Алёнушки, рождается настроение ожидания чуда. У Кедрина - туманная ночь, эпитет «тихая», также сказочный образ царевны Несмеяны)
Прочитайте 2 строфу стихотворения А. Прокофьева. Что вы видите? Какую картину представляете? Для чего её рисует поэт? Что пытается нам передать?
(Поэт рисует прекрасную девушку, используя несколько деталей: венок из красных гвоздик и белых лилий и синее платье с рисунком, похожим на тополиный пух. Чувство восхищения красотой девушки и её близостью к природе)
Прочитайте 2 строфу в произведении Д. Кедрина. Какую картину вы представляете? Какое чувство рождается у читателя?
(В этой строфе рождается чувство тревоги, близости какой-то опасности. Об этом говорят слова «Лихая сила, ножичек сапожный, глухая околица». Мы можем почувствовать хрупкость всего красивого и родного, возможность разрушения.)
Какие слова помогают передать чувство тревоги, опасности? Как показывают борьбу жизни и смерти оба поэта? Какими словами поэты говорят о продолжении жизни?
(Мёртвая вода зарастает буйно травой, жизнь побеждает. Хотя пруд и заглохший, а вокруг него цветёт багульник. Так в стихах Прокофьева. У Кедрина – «краса нетленная», хотя и ножичек над нею. Терпение русских людей («всё ты вынесла и снова»), богатство родного края («раздолье нив»), продолжение жизни через возвращение в сказку («песенку Алёнушки поёшь») рисует словами поэт)
Какие строки стихотворений говорят о течении времени, смене поколений, продолжении жизни? (по 3 и 4 строфам)
(Прокофьев использует звукопись в 4 строфе: «кукушка кукует». Чем больше «куку», тем дольше проживёшь, так считали люди, и надежда на долгую жизнь помогала. А образ тропинки, которая не заросла и ведёт к берегу, уже рассеивает настроение одиночества, ведь по ней ходит много людей. Завершает картину образ щедрого солнца и круга-обруча. Круг – образ повторения жизненного цикла в природе. У Дмитрия Кедрина круговое движение также представлено. Лирический герой признаётся, что, бродя по свету, вернулся бы на родину умирать. Он говорит о верности родному краю. Автор помнит свою историю, традиции своего народа (песенка Алёнушки) и гордится ими. Память возвращает его в детство, к матери).
5. Формулирование выводов:
- Можно ли произведение Д. Кедрина считать стихотворением о сказочной героине? Какие чувства стремился передать нам автор? С чем он связывает образ Алёнушки?
- Является ли стихотворение А. Прокофьева словесным изображением картины В. И. Васнецова? (Рассматриваем внимательнее картину на доске или в учебнике с. 153)
- Почему оба поэта обращаются к образу Алёнушки, сказочной героини?
Выводы: Дмитрий Кедрин прямо обращается к малой Родине, связывая её образ со сказочными персонажами, вспоминая царевну Несмеяну, Алёнушку. Поэт говорит о терпеливости и смирении, стойкости и богатстве родной земли, гордится её традициями, говорит о связи поколений.
Александру Прокофьеву словами удалось не просто описать картину Васнецова, а оживить её. В печальном образе девочки-сиротки он увидел вечный сказочный образ Алёнушки и дал читателю почувствовать надежду на счастливый конец сказки, на продолжение жизни, оживив заглохший пруд золотыми лучами щедрого солнца.
Образы народных сказок всегда близки душе русского человека, напоминают о родной земле, малой родине, о детстве, о связи поколений.
(Оцениваю полные ответы учащихся, работу на уроке)
6. Домашнее задание:
Подберите любое стихотворение С. Есенина, Н. Рубцова, А. Прокофьева или других поэтов о родине и проанализируйте: (запись в тетрадь) Какие образы помогают автору передать любовь и уважение к Родине?
Для примера читаю наизусть стихотворение В. Тушновой «Вот говорят: Россия…» (см. Приложение 1)
7. Рефлексия:
Что понравилось на уроке? Чему научились? Кому бы сказали спасибо за урок?