Цели:
- формировать представление детей о буквах "Ч, ч" и звуке "ч".
- способствовать формированию правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения.
- развивать связную речь, расширять словарный запас детей
- воспитывать умение ценить время и рационально его использовать
- формировать представления детей о пользе овощей для человека и правильном здоровом питании.
Оборудование:
- учебник: Н.В. Нечаева "Азбука"
- картинки овощей
- рисунки синего и зеленого домика
- магнитные карточки с изображением букв
- сигнальные карточки
- плакат "Ешьте больше овощей, будете здоровы"
Ход урока
I. Организационная часть.
- Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь, садитесь.
- Руки?
- На месте!
- Ноги?
- На месте!
- Локти?
- У края!
- Спина?
- Прямая!
- И с таким хорошим настроением начнем урок обучения грамоте, на котором будем повторять букву Ч, читать с ней слова и предложения. А также узнаем много нового и интересного
II. Повторение согласных и гласных букв.
- К нам на урок пришел сказочный герой. Отгадайте, кто это?
(Показ картинки Чиполлино)
- Чиполлино - герой сказки итальянского писателя Джани Родари "Приключения Чиполлино"
- Как вы думаете, почему именно Чиполлино пришел к нам на урок? (Имя начинается с буквы Ч)
- Какой Чиполлино? (смелый, отважный, храбрый)
- Кто читал или смотрел эту сказку?
- Кто не читал, обязательно советую прочитать. Очень интересная сказка.
- Чиполлино приготовил для вас разные вопросы, попробуйте на них ответить
- Сначала давайте поздороваемся с буквами, повторим алфавит.
(Чтение букв хором)
1 вопрос.
- На какие две группы делятся звуки?
2 вопрос.
- Какие бывают гласные?
3 вопрос.
- А для согласных Чиполлино приготовил два домика, только они разного цвета: синего и зеленого. Почему?
(В 1 доме живут мягкие согласные, во 2 доме - твердые согласные)
- А какие согласные живут всегда в синих домиках? Почему?
(ж, ш, ц они обозначают только твердые согласные)
- Давайте их поселим в синий домик!
- А какие согласные живут всегда в зеленых домиках? Почему?
(ч, щ, й обозначают только мягкие согласные )
- Давайте их поселим в зеленый домик!
4 вопрос.
- Отгадайте, о какой букве говорится:
"Эта буква, как четыре,
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя".
- Какой звук обозначает буква Ч?
- Дайте характеристику звука [ч]
(Согласный, глухой, мягкий)
5 вопрос.
Игра. "Узнай звук"
Хлопните, если услышите звук [ч] в словах:
чашка,чайка, мышка, мочалка, кошка, кочка,жук, чайник, фабрика, ночь, червяк, щавель, чемодан.
- Чиполлино очень доволен, как вы отвечали на его вопросы!
III. Повторение.
Работа по учебнику.
1) - Откройте учебник на стр.96.Посмотрите на иллюстрации и назовите слова, в которых встречается звук [ч]
(Часы, синички, колпачки, тучи, Чиполлино)
2) - Прочитайте слова в столбиках про себя.
- Найдите слова, в которых 1 слог, 2 слога, 3 слога.
- Посмотрите на слова 1 столбика.
- Чем похожи слова? Чем отличаются?
- Как понимаете слово чудно??? Чу?дно?
- В толковом словаре дано определение этим словам. Прочитайте.
Чу'дно - прекрасно, великолепно.
Чудно' - странно, непонятно.
- Какая орфограмма в этих словах? (Чу - с гласной у)
- Посмотрите на 2 столбик.
- Какие это слова? (Однокоренные)
- Почему? Обозначьте корень. Какая орфограмма? ( Ча с гласной а)
3) - Составьте схему к слову "Часы" (Дети работают на листах)
Физминутка.
Тик - так, тик - так-
Все часы идут вот так
Тик-так.
Смотри скорей, который час?
Тик - так, тик - так.
Налево - раз, направо - раз,
Мы тоже можем так:
Ноги вместе, руки на пояс.
Тик - так, тик - так.
4) - А сейчас мы прочитаем сказку Николая Носова "Бобик в гостях у Барбоса", где тоже идет речь о часах.
- Как вы думаете, кто главные герои?
- Послушайте сказку.
- Как объяснил Барбос Бобику для чего нужны часы? (ходят, стучат, бьют)
- Почему Бобик не понял Барбоса?
- Прочитаем по ролям. Кто участники? Если вопрос, как прочитаете?
Чтение по ролям.
- Кто умеет определять время по часам? ( это поможет быть более точными, правильно распределять свое время, выполнять режим дня)
Физминутка для глаз.
IV. Повторение
- Чиполлино очень доволен вами и хочет у вас спросить. Его имя является названием чего? (овоща)
- Какого? (лука)
Чиполлино очень любит овощные блюда. Давайте ему поможем подготовить овощи для борща и салата. Для этого вам нужно отгадать загадки, в них встречается звук [ч]
1 загадка.
Я приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я - ваш друг,
Я простой зеленый (лук)
- А как сказать ласково? (лучок, луковка)
- Будем складывать овощи в большую миску.
2 загадка.
Кто разлегся, среди грядки,
Кто играть не любит в прятки?
Вот зеленый простачок,
Белобокий (кабачок)
3 загадка.
Маленький, горький,
Луку брат (чеснок)
- Возьмите карточки, на которых написаны отгадки, подчеркните гласные, разделите на слоги и поставьте ударение. (Работа у доски)
- Какие овощи вы еще знаете?
- Вот и молодцы, помогли Чиполлино подготовить овощи для борща и салата. Он очень доволен вами!
- А какой овощ самый полезный? (Каждый полезен по-своему)
V. Сценка Ю.Тувима "Овощи".
- Дети приготовили инсценировку стихотворения Ю.Тувима "Овощи". (показ сценки)
- Действительно, все овощи полезны. Послушайте, что говорят нам овощи:
"Ешьте больше овощей -
Будете здоровы!"
- Почему овощи полезны? (В овощах содержатся витамины, которые необходимы для роста и развития)
- К нам в гости пришли витамины: витамин А, витамин В, витамин С. Послушаем их.
- Я витамин А. Нужен для того, чтобы хорошо расти, хорошо видеть, иметь крепкие и здоровые зубы.
- Я витамин В. Нужен для того, чтобы быть сильным, иметь хороший аппетит, не огорчаться и грустить по пустякам.
- Я витамин С. Нужен, чтобы реже болеть и простужаться, быть бодрым и веселым.
VI. Рефлексия.
- Что было интересно?
- Поднимите красный светофор, кому понравилось, как он работал, а зеленый светофор - кто хотел бы лучше работать.
- Чиполлино очень доволен вами и говорит, что вы умнички и до скорой встречи!
- Чиполлино желает вам всегда быть здоровыми и угощает вас всех морковочкой. Кушайте на здоровье!