Урок литературы. Тема: "А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке". 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Цели:

  • Восприятие и первичное осознание нового материала.
  • Развитие навыков исследовательской деятельности.
  • Воспитание идеального читателя.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, шкатулка с "волшебными" предметами, фломастеры, презентация.

Ход урока (в сопровождении мультимедийной презентации)

Здравствуйте, ребята. Когда я так же, как и вы, училась в 5-м классе, то читала огромное количество книг. И уже тогда я поняла, что в художественном произведении всё неслучайно, любая художественная деталь, любое слово в книге неслучайны. Давайте в этом сегодня убедимся.

Поэтому наш урок я предлагаю провести в форме исследования.

Вы члены научного общества. Я ваш научный руководитель.

Объект исследования - сказка А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях".

Тема исследования - Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке.

Гипотеза нашего исследования будет такой - всё в сказке А.С.Пушкина неслучайно.

Поскольку сказка у нас волшебная, позвольте выступить мне в роли волшебника. Как у любого мага и чародея у меня есть свои фантастические предметы. Перед вами волшебная шкатулка. Попробуйте догадаться, какой волшебный предмет я сейчас достану? Этот предмет есть практически у каждого волшебника, глядя в него, он предвидит будущее, находит ответы на любые вопросы. (Книга).

Так как мы сегодня проводим исследование, то моя волшебная книга будет служить нам справочником, в котором мы сможем найти ответы на все интересующие нас вопросы.

Уважаемые члены научного общества, начнём наше исследование с темы.

- Какие слова вам показались незнакомыми, непонятными? (Явная и неявная).

Разберёмся в теме поэтапно. Начнём со слова "сказка".

- Что такое сказка? (Ответы)

Для того чтобы проверить, я предлагаю заглянуть в волшебную книгу.

- Какая сказка является литературной?

(Презентация. Тест. Учащиеся выбирают правильный вариант ответа.)

- Какая сказка является волшебной?

(Презентация. Тест. Учащиеся выбирают правильный вариант ответа.)

Молодцы, действительно, всё знаем.

Теперь давайте попробуем  догадаться, что же такое явная и неявная фантастика?

- Каково лексическое значение слова "явный"?

Обратимся к волшебной книге.

(Презентация).

Вывод: явная фантастика - это те волшебные предметы, которые мы открыто видим  в сказке. Например, моя волшебная книга. О неявной фантастике мы можем лишь догадываться, обладая умением читать между строк.

С темой исследования мы разобрались.

(Креплю таблички "Явная фантастика", "Неявная фантастика")

Переходим к первому этапу нашего исследования. Волшебная шкатулка. Догадайтесь, какой волшебный предмет я сейчас достану?

Ей в приданое дано
Было лишь оно одно,
Свойство волшебное имело:
Говорить оно умело. (Зеркало)

- В каком эпизоде сказки мы впервые встречаемся с этим предметом?

- Каким волшебным свойством обладало зеркало?

- Куда мы отнесём этот предмет: к явной или к неявной фантастике?

(Крепится слово зеркало в схему в столбик с названием "Явная фантастика").

- А вы никогда не задумывались, почему именно зеркало? А может, в самом предмете кроется причина? (Ответы)

Замечательно.

Проверим свои предположения. Заглянем в волшебную книгу.

(Презентация)

- Что же скрывается за этим волшебным предметом?

(Что его хозяйка - ведьма).

Прочитаем ещё раз строки о царице (Комментированное чтение стр.54, 2стол. 3строч. Читают дети).

- Какими эпитетами награждает её автор?

- Давайте вспомним, какими чертами характера обладает ведьма в других сказках? (Злая)

- В каком эпизоде сказки Пушкин впервые показывает нам истинное лицо царицы?

(Ответы учащихся)

(Комментированное чтение отрывка. Читает учитель. Стр. 55. "Ах, ты..")

- Каким цветом можно раскрасить чувства и настроение царицы в этом отрывке? (Чёрным)

- Использует ли Пушкин слова с корнем -чёрн- в этом отрывке?

(Постоянный эпитет чёрная зависть и Чернавка.) (Кто такая Чернавка? Понятно из контекста?) (Презентация)

- А кто знает, что обозначает чёрный цвет?

(Ответы)

Заглянем в волшебную книгу.

(Презентация)

- Подтвердили мы свои предположения?

- К какой фантастике мы это отнесём?

(К неявной.) (Крепится табличка)

Увидели, что Пушкин напрямую не говорит, что мачеха - ведьма, а при помощи определённых символических предметов, изобразительных средств языка, раскрывая определённые черты характера, показывает нам это.

Следующий этап нашего исследования. Вновь волшебная шкатулка. Следующий предмет, который я достану, это магическая цифра. Догадайтесь, какая.

(Семь).

- В каком эпизоде сказки мы встречаемся с этой цифрой?

Зачитываем этот отрывок (Комментированное чтение. Читает учитель. Стр. 55.)

Задание: поставить букву П там, где нужно проверить предположения главной героини.

- Что нужно проверить?

(Действительно ли, люди добрые живут)

Проведём исследования в группах. Группы исследуют разные отрывки из текста.

Представляем результаты исследования. Руководители групп делают сообщения.

Мы с вами подтвердили свои предположения. Продолжаем исследование.

- Всё-таки причём здесь магическая цифра семь? Почему именно семь богатырей?

(Ответы)

Заглянем в волшебную книгу?

(Презентация)

Пушкин, используя цифру семь, намекает нам, что царевна столкнётся с добрыми сказочными персонажами.

- Какая это фантастика: явная или неявная? (Неявная. Крепится табличка)

 А теперь, поскольку я сегодня работаю волшебником, позвольте мне вам продемонстрировать магическую силу цифры семь.

(Физпауза) Попрошу вас всех встать.

Поднимает руки класс - это раз,
Повернулась голова - это два.
Руки вниз, вперёд смотри - это три,
Руки в стороны пошире на четыре,
С силой их к плечам прижать - это пять
И за парты тихо сесть - это шесть,
Улыбнуться нужно всем - это семь!

- Поднялось у вас настроение? Правда, магическая цифра семь?

Следующий этап нашего исследования. Угадайте, какой предмет я достану из волшебной шкатулки:

Оно соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто мёдом налилось!
Видны семечки насквозь... (Яблоко)

- В каком эпизоде сказки говорится о яблоке?

(Ответы)

- В кого превращается мачеха в этом отрывке? (Черница)

- Почему Пушкин опять использует слово с корнем -чёрн-?

- Что оно принесёт?

(Смерть)

- Почему мачеха отравила царевну именно при помощи яблока? (Ответы)

Замечательно.

Заглянем в волшебную книгу?

(Презентация)

Опять Пушкин в скрытой форме показывает, что царевне угрожает смерть.

- К какой фантастике мы отнесём яблоко? (К неявной. Крепится табличка)

Переходим к следующему этапу нашего исследования.

А я опять обращаюсь к своей волшебной шкатулке. (Достаю хрусталь)

- Ребята, как вы думаете, что я достала?

- Как называется этот камень?

- В каком отрывке мы встречаемся с хрусталём?

- Когда вы читали сказку, вам жалко было царевну? Почему?

А вот ответ я попрошу вас нарисовать. Это задание называется цветослово.

В геометрической фигуре, в каком-то рисунке передайте характер царевны. Какой вы её увидели, с чем можете сравнить? (Работа в группах)

Открываем галерею рисунков. Руководители групп делают свои сообщения.

- Почему же всё-таки богатыри решили положить царевну именно в хрустальный гроб?

(Ответы)

Заглянем в волшебную книгу.

(Презентация)

С хрусталём автор сравнивал душу царевны. Недаром, когда вода очень чистая, про неё тоже говорят: "Хрустальная".

- Какая это фантастика: явная или неявная?

(Неявная. Крепится табличка)

Последний этап нашего исследования. Я вновь открываю волшебную шкатулку. Достаю волшебные силы природы. Ветер, солнце и месяц. Пушкин наделяет их способностью говорить.

- Какая это фантастика?

(Явная. Крепятся таблички)

- В каком отрывке мы встречаемся с этими силами природы?

- Почему солнце, месяц и ветер помогают именно королевичу Елисею?

(Вспомните, у нас в сказке всё неслучайно)

- Заглянем в волшебную книгу?

(Презентация)

- А вы догадывались, что обозначает имя Елисей?

- Какая это фантастика?

(Неявная. Крепится табличка)

- Что происходит дальше, когда Елисей находит царевну?

(Царевна ожила)

- Можно ожить после смерти?

- Какая это фантастика?

(Неявная. Крепится табличка)

- Что происходит в конце сказки?

(Мачеха умирает)

- Что послужило предвестником этого несчастья?

(Зеркало разбилось) Автор опять при помощи этой детали намекает нам, что произойдёт несчастье.

- Какая это фантастика?

(Неявная. Крепится табличка)

Подведём итог.

В начале нашего исследования мы предположили, что в сказке Пушкина всё неслучайно. Убедились ли мы в этом, работая с текстом и классифицируя явную и неявную фантастику?

(Ответы)

Увидели, что все фантастические предметы и явления неслучайны, за каждым из них что-то кроется. И всё-таки наше исследование не будет завершённым, если мы с вами не разберёмся в названии сказки.

- Почему же сказка так называется, ведь не семь богатырей спасли царевну?

Предлагаю в группах провести исследование и ответить на этот вопрос. Во время работы помните, что в художественном произведении всё неслучайно!

(Работа в группах)

Руководители групп делают сообщения. (Семь - символ добра, смерть - это зло)

Идея любой волшебной сказки - добро побеждает зло.

(Крепится табличка в схему)

Завершение схемы.

Явная фантастика Добро побеждает зло Неявная фантастика
Волшебное зеркало
Солнце
Месяц
Ветер
Царевна ожила
  Мачеха - ведьма
Семь богатырей
Яблоко
Хрусталь
Имя Елисей
Разбитое зеркало

А показывает нам это Пушкин, используя явную неявную фантастику. И за каждым его словом, символом, образом кроется определённый смысл.

Мне очень хочется пожелать, чтобы вы, читая любое произведение художественной литературы, были внимательны, задумывались над каждым словом и помнили: в книге нет ничего случайного.

Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, вы были настоящими исследователями. А теперь я предлагаю высказать вам свое отношение к уроку.

Учащимся предлагается четыре высказывания, характеризующие их отношение к данному уроку. Работая в группах, ребята выбирают для себя высказывание и хором произносят.

Д.З. Прочитать отрывок из поэмы "Руслан и Людмила" стр.61-69 и найти в нём средства фантастики.