Урок-исследование "Слушайте музыку революции!" (Поэма А.Блока "Двенадцать")

Разделы: Литература


Цель: показать единство содержания и формы поэтического произведения.

Эпиграф к уроку

А.Блок создал новую форму эпической поэмы, и новизна формы находилась в прямой зависимости с новизной содержания.
Л.Долгополова

Ход урока

1. Слово учителя.

Поэма «Двенадцать» была написана по «горячим следам» октябрьских событий 1917 года (с 8 января по 18 февраля 1918 г.). Сам автор оценил свою работу высоко. «Двенадцать» – какие бы они ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью, – признаётся А.Блок в своих записных книжках.

Но многие современники поэта, как и последующие, и сегодняшние читатели поэму не поняли, не приняли, не оценили. Смутил сюжет: погоня революционного дозора за проституткой Катькой и изменником Ванькой; двенадцать красноармейцев похожи на преступников-грабителей, и возглавляет их почему-то Иисус Христос.

Смутил лексический строй поэмы: то необыкновенно высокий:

Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос.

То намеренно низкий, грубый, насыщенный просторечьями:

Запирайте етажи –
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба –
Гуляет нынче голытьба!

То просто какофония звуков:

Что, Катька, рада? – ни гу-гу…
Трах-тах-тах…
Эх-эх, без креста!..

Можно ли, исходя из такого содержания поэмы, говорить о том, что А.Блок понял и принял происходящее? Конечно, нет. Но можно с уверенностью утверждать, что он сумел гениально передать то, что увидел и услышал – «музыку революции».

Давайте и мы попробуем увидеть и услышать, а точнее, прочувствовать, потому что музыка – это то, что, прежде всего, апеллирует к миру чувств человеческих.

2. Исследование текста поэмы

Работа проводится в парах. Каждая пара учеников читает одну главу и составляет конспект по плану: 1) о чём говорится в главе, 2) кто герои, 3) какие ритмы, напевы, звуки слышим в стихе А.Блока, 4)как меняется размер стиха, почему.

3. Выступление каждой пары исследователей корректируется учителем. Все учащиеся составляют конспект

1 глава – картина разбушевавшейся стихии. На улицах города – представители старого мира: старушка, писатель-вития, поп, барыня, проститутки, бродяга. Глядя на них, поэт восклицает: «Злоба, грустная злоба/ Кипит в груди…» Для каждого героя найден свой ритм и размер стиха. В рассказ о старом мире властно врывается маршевый ритм революционной стихии: «Ветер весёлый/И зол, и рад./Крутит подолы,/Прохожих косит,/Рвёт, мнёт и носит/Большой плакат: «Вся власть Учредительному Собранию»…

2 глава – мерный маршевый ритм рисует картину революционного дозора. И вдруг он сменяется ритмом разудалой плясовой (тема Ваньки и Катьки), а затем звуками выстрелов. И снова – плясовая, выстрелы, марш. Так показано противостояние старой и новой России.

3 глава – о защитниках нового мира – состоит из трёх четверостиший, различных по размеру и ритму. Первое – в ритме солдатской народной песни (лихой, удалой), второе – грустно-сатиричекое, третье – вновь четкий военный марш. Эти люди тоже из того, старого мира, но у них иные жизненные цели: «Мировой пожар раздуем…»

4 глава – развитие темы старого мира в ритме плясовой народной песни. Здесь дана портретная характеристика главных, по мнению автора, представителей этого мира Ваньки и Катьки.

5 глава – рассказ о судьбе героини, проститутке Катьке, ведётся также в ритме плясовой песни с чётко чередующимися четверостишиями и припевами-двустишиями с простонародным приговором: «Эх, эх, попляши!»

6 глава – революционный дозор преследует изменника Ваньку, но жертвой расправы становится Катька. В разных по размеру и ритму двустишиях показаны пыл преследования, борьба, звуки выстрелов, и завершает главу победный марш дозорных.

7 глава – диалог дозорных с Петрухой, одним из своих, – это как бы борьба двух музыкальных тем: чёткого марша и народной лирической песни; в ней скорбь по напрасно загубленной жизни, по убитой любви. Но товарищи убеждают героя в том, что цели, стоящие перед строителями новой жизни, важнее личных чувств и интересов. «И Петруха замедляет/ Торопливые шаги…/ Он головку вскидавает,/Он опять повеселел…». Завершает главу плясовой ритм, в нём страшная угроза: «Запирайте етажи,/ Нынче будут грабежи!»

8 глава – песня-плач, в которой звукопись (повторение звуков о-у) передаёт горе человека, потерявшего в жизни самое дорогое. А виноват в этом «буржуй» (старый мир?), которому Петруха грозит: «Выпью кровушку/ За зазнобушку, /Чернобровушку…»

9 глава – романс (первые две строки – из известного в те годы городского романса), но в старый напев властно вливается новая действительность (больше нет городового, буржуй в воротник упрятал нос). И завершается этот романс символическими словами: «И старый мир, как пёс безродный,/ Стоит за ним, поджавши хвост».

10 глава – возвращение к образу разыгравшейся природной стихии – это напоминание о том, что борьба старого с новым ещё не окончена. И обращение к Господу (в главе 8) – это лишь ещё один пережиток прошлого («От чего тебя упас золотой иконостас?»). Песенное лирическое начало главы вновь прерывается чётким маршем и призывом:

– Шаг держи революцьонный!
Близок враг неугомонный!

11 глава – шествие революционного дозора по опустевшему городу. Сказовый ритм первой строфы сменяется вдруг частушечным перебором второй, и мерные двустишия марша завершают главу. Это победа нового над старым, и теперь только «Вперёд, вперёд, рабочий народ!»

12 глава – это вызов старому миру («Кто ещё там? Выходи!»), это готовность бороться до конца за новое, светлое будущее («Старый мир, как пёс паршивый,/ Провались – поколочу!»), это осознание необходимости кровавой борьбы. Быть может, поэтому марш прерывается звуками выстрелов, а дважды упоминаемый красный флаг, в руках Иисуса Христа, ведущего за собой дозорных, становится кровавым. Но почему «Впереди – Исус Христос»? Если проводить аналогию между двенадцатью дозорными и двенадцатью апостолами (учениками Христа, несущими его учение людям), то можно понять, чего А.Блок ждал от революции: духовного, нравственного обновления. Хотя в своих записных книжках он отмечал: «Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожалению, Христос». Что Христос идёт перед ними – несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять он с ними и другого пока нет, а надо другого?»

4. Вывод

Учащиеся делают его самостоятельно, перечитав свои записи, и записывают как ответ на вопросы:

  1. О чём хотел рассказать А.Блок в поэме «Двенадцать» и как он это сделал?
  2. Соответствует ли форма поэмы её содержанию?
  3. Можно ли согласиться с его собственной оценкой этого произведения («Сегодня я – гений!»)?

Домашнее задание

Прочитать стихотворение А.Блока «Скифы», написанное в феврале 1918 года, сразу вслед за поэмой «Двенадцать», и ответить на вопрос: что общее в этих произведениях и в чём различие?