Урок литературы. Тема: "Обучение словесному рисованию на примере стихотворения И.З. Сурикова "Зима"". 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Технология: технология целостного мышления, технология личностно ориентированного обучения

Цель урока: раскрыть образность художественных описаний природы в произведениях И.З.Сурикова "Зима".

Задачи урока:

1. Создать в воображении детей образные микрокартины зимней природы, обращая внимание на изобразительные средства, которые использует писатель.

2. Формировать умение анализировать произведения, делать выводы, развивать навык выразительного чтения стихотворного текста, развивать творческое воображение.

3. Воспитывать эстетическое отношение к действительности.

Ресурсы урока: интерактивное оборудование; 12 слайдов, созданных в формате "PowerPoint", с музыкальным сопровождением П.И. Чайковского Времена года". Учебник В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин "Литература" 5 класс, лист бумаги А-4, цветные карандаши, распечатанные тексты со стихотворением

3,4,5,6  слайды - предназначены для создания эмоциональной атмосферы урока.

1,2,7,10,11,12 слайды - предназначены для определения начала определенных этапов урока.

3,4,5,6 слайды - созданы для образного, эстетичного представления текста, который читает учитель.

7,8, слайды - содержат таблицы для анализа литературного произведения.

9 слайд - содержат текст для работы над выразительным чтением лирического произведения.

Ход урока

Учитель:

1. Прием "Интрига" (Учитель смотрит в зеркало ,задавая проблемный вопрос).

Ребята, как вы думаете в зеркале мы видим реальный предмет или его отражение? (Учащиеся отвечают)

Да, действительно зеркало отражает часть реального мира.

Искусство и есть то волшебное зеркало, в котором поэт-художник представляет нам мир таким, каким он его видит.

Часто изучая поэзию в школе, вся работа сводят лишь к толкованию непонятных слов, а выразительные средства языка, красота поэтических выражений остаются за пределами понимания. Чтобы этого не произошло, мы сегодня по- другому попробуем поработать над стихотворением.

2. Чтобы почувствовать и понять это Мы отправимся на Поэтическую улицу , примите удобное положение ,ничто вам не мешает. Закройте глаза... (слайд №1)

Обучающая релаксация

(голосовой образ, звучит музыкальное сопровождение)

Белая королева Зима, покровительница ледяных ветров, хозяйка спящего королевства переступила порог. Сменив влажный хмурый ноябрь, Зима тут же устанавливает свои права.

Пушистый, белый снег накрывает землю точно покрывалом. Кругом куда не кинь взгляд белоснежные, чистые поля.

А представьте, что вы оказались в зимнем лесу. Красив и чудесен русский лес зимой! Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Тихо спит лес под снежными сугробами.

Все меньшими днями радует нас первый зимний месяц, и все более долгими становятся холодными ночи. Земля зимой бережно укрыта снежным покрывалом. Зима будет долго охранять ее сон.

3. Учитель: Вопросы: Какие ассоциации возникли у вас после того, как я прочитала этот текст? Какие образы возникли перед вашими глазами?

Учащиеся: снег, зима, белоснежные поля... и т.д. (Идет вычленение ключевых слов из релаксации)

Учитель: А теперь попробуем определить цветовой фон стихотворения.

Учащиеся: Белый, голубой, зеленый, синий .......

При чтении я представляла , что тихо на землю падают вот такие снежинки (Слайд№2)

Появление Информационного образа (снежинка)

А сейчас каждый нарисуйте свою снежинку, такую, какую вы сегодня увидели (графическое рисование). Пусть она будет символом нашего урока

Учитель: Знакомясь со стихами о природе, мы понимаем, что Природа изображается не просто фоном, на котором происходит жизнь и деятельность человека. Она является частью его души, одним из самых глубоких переживаний, связывающих его с землёй, с родным краем. Чувство родимой земли неотделимо от восприятия нами всего мира.

3. Чтение стихотворения учителем: А сейчас я прочитаю стихотворение поэта, чье имя я назову позже. При чтении постарайтесь вслушаться в звучание стихотворения).

Учащимся выдаются тексты стихотворения. (слайды №3,4,5,6)

Что вы услышали при чтении стихотворения?

Учащиеся: Почти неслышный шум снега: Кружится, ложится, пушистый; Подчеркните те звуки, которые поэт настойчиво повторяет при создании определенного образа.

Выбери слова, которые выражают эмоциональное состояние, созданное выделенными звуками

Что вы почувствовали при чтении стихотворения? Печаль... радость, тревога, волнение, печаль, неуверенность, ожидание, страх .........

"Белый, пушистый на землю ложится". В какое время бывает снег? Всегда ли он идет одинаково? А какой снег вам больше всего нравится: тихий, спокойный, хлопьями, мокрый, колючий, с ветром, метелью? Какие чувства вызывает у вас идущий снег? Представьте себе, что вы летите с неба на землю, кружась, взлетаете вверх и плавно опускаетесь. Расскажите, что вы видите и что чувствуете. (Дети делятся впечатлениями)

4. Чтение стихотворение учащимися про себя.

(прочитайте стихотворение, найдите и отметьте слова в каждом четверостишье, которые будут ключевыми)

Опорный образ (учащиеся рисуют на снежинке ключевые слова) (Слайд №7,8)

Составление таблицы:

предмет прилагательное глагол
Снег белый пушистый кружится
Поле белое забелело
Лес темный принакрылся
Зима   настала

Затем учащиеся сравнивают свой опорный образ с образом учителя.

- Понравилось ли стихотворение? Какой период зимы поэт описывает? Если не смотреть на последние две строчки стихотворения, можно ли утверждать, что приходит зима? Докажите. Какие слова об этом говорят? Прочитайте. Как вы думаете, нравится ли поэту зима? Докажите.

-   К каким сравнениям прибегает поэт для того, чтобы образно передать картину зимнего пейзажа? Почему поэты часто при описании зимнего пейзажа лес называют спящим: "И заснул под нею крепко, непробудно..."? А что за "чудная шапка"?

Чудный - чудо, чудеса, прекрасный (сравнивает со сказочной шапкой).

Снег пушистый - эпитет. Темный лес. Эпитет - это красочное определение предмета, явления.

Сравнения: точно пеленою, шапкой принакрылся.

Белая пелена - белый покров

Какие глаголы придают динамичность стихотворению? Учащиеся отвечают

(падает, кружится...)

А теперь попробуем определить тему стихотворения.

Учащиеся: Стихотворение о зиме.

Учитель: Вы готовы прочитать выразительно стихотворение, демонстрируя в своем чтении результаты большой работы?

5. Выразительное чтение стихотворения учащимися

- Ребята, объясните, как будете читать это стихотворение: быстро, медленно, весело, грустно и т.д.? (Медленно, спокойно, тихо, не нарушая тишину застывшего леса, и в то же время любуясь волшебством, так как за ночь все побелело, и, наконец, пришла зима. Значит, должны передать и радость. Учащимся предлагается поработать в парах постоянного состава, разделить стихотворение на четверостишья. Дети читают стихотворение по группам, стараясь передать красоту зимнего пейзажа).

- Представьте себе, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Подумайте, какие краски вы используете, чтобы нарисовать небо, землю и т.д. (Словесное рисование).

- Посмотрите на репродукции картины художников на тему "Зимний пейзаж". Какие первые ассоциации (слова) у вас возникли? ("Темный лес что шапкой...")

- Что изображено на картинах? Описывая картину, используйте сравнения, сравнительные обороты. (Заснеженный ельник; спящие ели, укутанные в белое пушистое одеяло; ели с накинутой шалью...) Опять обращаемся к иллюстрациям (Слайд "№3,4,5,6)

- Какие чувства вызывает у вас картина?

- Какую картину вы представили, читая это стихотворение? (Дети рассказывают то, что они представили).

А сейчас вы узнаете ,чье стихотворение мы сегодня изучали.

- Сегодня мы познакомились с особенным стихотворением И.З.Сурикова. Оно было написано в начале 1880 года, незадолго до смерти поэта. Это было последнее стихотворение, отправленное им в журнал "Воспитание и обучение". (слайд №9, №10)

Стихотворение было напечатано в № 6-7 в разделе "Для детского чтения" вслед за некрологом на Сурикова, в котором было сказано: "В этом номере мы даем последнее стихотворение его, присланное нам поэтом" Поэтому оно немного грустное. Перед смертью поэт скучает, тоскует по тишине, покою зимней природы.

Поэт не раз возвращался в своем творчестве к теме родной природы, крестьянской жизни. В родных местах он отдыхал душою, она давала ему силы для дальнейшего творчества.

- Кому из вас захотелось прочитать другие стихи этого поэта?

- А кто уже прочитал их? Какие?

- Я вижу, что вам понравились стихи И.З.Сурикова. В чем же художественная особенность его стихов?

(Читаются легко, звучат плавно, похожи на народные песни)

Сообщение учителя о песнях и десяти его произведениях положенных на музыку. Прослушивание песен на слова И.З. Сурикова "Рябина" и "Как в степи глухой".

Вкусовой образ. С чем ассоциируется у вас зима ?

Учащиеся: Со снегом, с метелью, со льдом........

Чтобы сегодняшний образ закрепился у вас в памяти, попробуйте один из символов Зимы. Он самый вкусный - это мороженое. (Каждый ребенок получает мороженое)

Домашнее задание: Чтобы легче запомнить это стихотворение пользуйтесь опорным образом , на нем слова-помощники: (слайд №9)

Слова, создающие зрительные образы

Слова, придающие эмоциональность образам

Цветовой фон стихотворения

Домашнее задание. Учащимся предлагается задание на выбор. Слайд№12

  • Вариант №1: Выразительно читать стихотворение и придумать несколько предложений со сравнительными оборотами на тему "Зима". В этом помогут слова: будто, словно, как, как будто и т.д.
  • Вариант №2: Выучить стихотворение наизусть. Обогатите текст "красивыми словами" (эпитетами, сравнениями и т.д.) (Текст написан на карточке: "Вот и пришла зима. Снег покрыл землю. В лесу тихо. Хлопья снега лежат на деревьях".)
  • Вариант №3: Выучить стихотворение наизусть.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3